Роль функции речи в формировании зубочелюстной системы

Нарушение функции речи у детей диагностируется после 3-летнего возраста, отклонения проявляются именно в период сформированного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки. В большинстве случаев речевые нарушения так или иначе связаны с врожденными или приобретенными дефектами органов речи. Развитие речи — сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы.

Причинами неправильного произношения шипящих звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как укороченная уздечка языка, готическое нёбо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением центрального ее участка при глубоком резцовом перекрытии.

Роль функции речи в формировании зубочелюстной системы - student2.ru При неправильном произношении звуков, но внятной речи (дислалия), при неправильном произношении и невнятной речи (рино-, тахи-, брадилалия) и заикании детям необходима консультация ортодонта. У детей, которые лечатся только у логопеда, сроки лечения удлиняются. Ортодонт в зависимости от заболевания ребенка может рекомендовать для лечения пластинку с заслонкой или бусинкой.

При открытом прикусе ребенок во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение. Заслонка пластинки не даст ребенку прокладывать язык между зубами, помогая одновременно лечить открытый прикус.

Пластинку с бусинкой (рис. 18) можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звука [р] и шипящих, а также при дизартрии, характеризующейся порезами артикуляционных мышц. Поместив пластинку в полость рта, ребенок начинает интенсивно катать бусинку языком по твердому нёбу, стимулируя тем самым тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.

Пластинку с бусинкой рекомендуют детям при следующих речевых нарушениях:

- функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого нёба, фонации с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм — привычная открытая ринолалия — часто наблюдается после удаления аденоидных разрастаний или, реже, после постдифтеритного пареза. Ринолалия возникает в результате ограничения подвижности мягкого нёба;

- врожденной ринолалии после проведенной операции по устранению врожденной расщелины нёба. Для детей с ринолалией характерно изменение оральной чувствительности. Эти отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Пластинка с бусинкой будет способствовать тренировке вялых мышц и тканей полости рта;

- заикании — при нарушениях темпоритмической организации речи, обусловленных судорожным напряжением мышц речевого аппарата.

Лечение таких нарушений с применением различных моделей вестибулярных пластинок и профилактических миофункциональных трейнеров наиболее эффективно в возрасте 3—7 лет. Детям с нарушениями речи, с неправильным произношением шипящих и звука [р], обусловленным глубоким резцовым перекрытием, помимо логопедических упражнений, рекомендуется использовать 1 ч в день мягкую вестибулярную пластинку с козырьком для коррекции высоты прикуса.

Наши рекомендации