ВОПРОС 3. Особенности педагогического общения
Педагогическое взаимодействие имеет два плана: личностный и функционально-ролевой, а педагог и ученики воспринимают друг друга в процессе взаимодействия как по общим, ролевым, так и по индивидуальным параметрам личности. Их сочетание обеспечивает трансляцию не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учеником, транслирует свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащегося. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.
Функционально-ролевая ориентация педагогического взаимодействия направлена, главным образом, на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.
При личностной ориентации в педагогическом взаимодействии в большей степени затрагивается мотивационно-смысловая сфера учащегося. Научное знание, содержание образования в этом случае выступают средством преобразования такой сферы. Личностные и ролевые установки педагога актуализируются в единых поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на ученика (Котова, Шиянов, 1997, с. 12 – 13).
Суметь стать нужным другому едва ли не главное утверждение человеческого достоинства. Смысл жизни состоит в том, чтобы быть нужным, утверждает В. П. Эфроимсон (1995, с. 26). Муж нужен жене, жена — мужу, оба они — своим детям, дети нужны родителям. Человек нужен социальной общности, с которой он себя отождествляет. Чувство нужности близким, друзьям, делу, обществу — важнейший источник человеческого достоинства. Напротив, величайшей трагедией человека является ощущение своей ненужности, рождающее чувство беспомощности, несостоятельности и неполноценности. Именно в этом случае одиночество человека в мире, его заброшенность становятся невыносимыми. Поступок всегда труден, но он неосуществим, если человек ощущает его ненужность. Человек, осуществляя важнейшие виды деятельности (трудясь, творя и воюя), чувствует свою нужность Другому, в этом и состоит его значимость.
Г. С. Батищев подчеркивает, что сознательное саморазвитие индивида происходит как «сопричастное бытие вместе с другими» и сопровождается потребностью в значимых других, в тех, «без кого он и сам не может стать и быть самим собой» (1995, с. 107). «Чем глубже человек уходит вовнутрь, тем более он расширяется и обретает естественную и необходимую связь со всеми остальными людьми», считал С. Л. Франк (1992, с. 118). Таким образом, по мере «развертывания» саморазвития увеличивается потребность индивида во взаимодействии с другими. Чем интенсивнее осуществляется личностное самостроительство, тем более значимой для человека становится нужда в контактах с окружающими, тем сильнее у него ощущение влияния этих контактов.
Деятельность как целостный процесс тесно связана с общением. Еще в средние века был сделан вывод: «Существовать — значит быть воспринимаемым. Человек существует, поскольку его воспринимает Другой». Человек существует как человек лишь благодаря своему отношению к другому человеку. Стремление к сотрудничеству педагога с воспитанником без преувеличения можно назвать мировой тенденцией. Так, будущие педагоги США выдвигают на первое место такое качество, как умение учителя быть «гидом и другом», а отношения учитель — ученик, с их точки зрения это «теплота, сотрудничество и взаимное уважение» (Weinstein, 1989).
Феномен воспитания в этой логике И. А. Колесникова (1999, с. 142) определяет как целенаправленное порождение в педагогическом взаимодействии динамики смыслов и способов бытия человека, актуализирующих его человеческое качество. Именно исходя из онтологичности, естественности воспитания, его общественно-исторический смысл следует искать в сохранении, воспроизведении, трансляции во времени человеческого качества.
Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач, считает О. С. Газман (1991, с. 22 – 23). Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют, таким образом, содержание воспитательного процесса.