Практические методы обучения
Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.
Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры. Рассмотрим их более подробно.
Классические типы уроков
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
- уроки изучения нового учебного материала
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)
- уроки обобщения и систематизации
- комбинированные уроки
- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
Нетрадиционные типы уроков
Уроки изучения нового учебного материала:
Урок – эврика
Урок открытых мыслей
Урок – сказка
Урок – игра
Урок – лекция
Урок – диалог
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок – турнир
Урок – спектакль
Урок – семинар
Урок – лаборатория
Урок – волшебный конверт
Урок – игра
Урок – сказка
Уроки обобщения и систематизации
Урок – диспут
Урок – зачет
Урок творчества
Урок – спектакль
Комбинированные уроки
Урок – фантазия
Урок – соревнование
Урок – конкурс
Урок – конференция
Урок – игра
Урок - суд
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Урок взаимного обучения
Урок КВН
Урок – путешествие
Урок – аукцион знаний
Урок – конкурс
Урок - конференция
Общие требования к уроку и их раскрытие
1. Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.
2. Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач, насколько доступен поиск такого содержания для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.
3. Изложение материала на уроке мажет быть и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций. В других случаях содержание знаний изучается путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения.
4. Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок – это педагогическое и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
5. На уроке должно иметь место закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях, путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.
6. Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания.
7. На уроках должен иметь место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока – не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.