Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
В правоприменительной практике порой возникают ситуации, когда с момента совершения преступления и до привлечения лица к уголовной
ответственности проходит весьма значительный промежуток времени. В таких ситуациях привлечение лица к уголовной ответственности может стать нецелесообразным. Статьей 78 Уголовного кодекса Российской Федерации[49] устанавливается обязанность освобождать от уголовной ответственности виновных в совершении преступлений лиц, если истекли сроки давности.
В совокупности практика и теория правового регулирования свидетельствует о том, что правовые последствия, порождаемые теми или иными юридическими фактами, событиями, как правило, имеют срочный характер, то есть, ограничены во времени установленными в законе сроками. Сказанное сохраняет свое значение и для уголовно-правовых последствий, порождаемых фактом совершения преступления. Уголовная ответственность, в каких бы формах она ни выражалась, тем более целесообразна и эффективна, чем скорее следует за содеянным[50].
Истечение сроков давности – не реабилитирующее основание прекращения уголовного дела (п. 3 ч. 1 статьи 24 Уголовно Процессуального Кодекса Российской Федерации)[51], связанное с освобождением лица от уголовной ответственности (статья 78 Уголовного Кодекса Российской Федерации)[52], а не только от наказания.
Давность привлечения к уголовной ответственности это истечение установленных уголовным законом сроков после совершения преступления. в силу чего лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности. Нормы уголовно – правового института давности основываются на гуманистической идее, согласно которой, во-первых, угроза уголовной ответственности не может довлеть над человеком в течение всей его жизни, а во-вторых, привлечение к уголовной ответственности по прошествии определенного срока превращается в неоправданную месть, и поэтому теряет смысл (и необходимость) с точки зрения общей и специальной превенции, хотя объективно совершенное лицом деяние полностью не потеряло своей общественной опасности. Кроме того, совершенное действие или бездействие со временем утрачивает общественный резонанс, оно сглаживается в памяти людей, и ворошить его вновь бессмысленно с точки зрения гражданского правосознания.
В памяти людей с течением времени сглаживаются также и сведения о фактических обстоятельствах преступления. Из-за этого слабеет свидетельская база уголовного дела, утрачиваются, подвергаются порче и разрушаются вещественные следы преступления, возникают непреодолимые трудности с собиранием образцов для экспертного исследования. Словом, время создает серьезные практические препятствия для успешного раскрытия, расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Эти препятствия относятся к области работы с доказательствами и носят уголовно-процессуальный и криминалистический характер. Однако в причинно – следственной связи с освобождением от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности эти обстоятельства не состоят[53].
Материальным основанием освобождения от уголовной ответственности в силу истечения сроков давности является значительное уменьшение общественной опасности совершенного преступления по прошествии продолжительного времени.
Освобождение от уголовной ответственности за давностью применяется при наличии двух условий, предусмотренных законом: 1) истечение установленных законом сроков и 2) отсутствие обстоятельств, нарушающих течение этих сроков. Продолжительность сроков давности по действующему уголовному закону находится в жесткой зависимости от категории совершенного преступления.
Таким образом, освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности применяется при наличии двух условий:
1) истечение установленных уголовным законом сроков давности;
2) отсутствие обстоятельств, нарушающих течение этих сроков.
По действующему Уголовному кодексу сроки давности зависят от категории совершенного преступления.
В соответствии со статьей 78 Уголовного Кодекса Российской Федерации[54] лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) 2 года – после совершения преступления небольшой тяжести;
б) 6 лет – после совершения преступления небольшой тяжести;
в) 10 лет – после совершения тяжкого преступления;
г) 15 лет – после совершения особо тяжкого преступления.
Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу (ч.2 статьи 78 ). В срок давности привлечения к уголовной ответственности включается все время, прошедшее до момента обнаружения преступления, установленные уголовно-процессуальным законом сроки предварительного расследования, нахождения уголовного дела с обвинительным заключением у прокурора, в суде и время судебного разбирательства и лаже время, которое продолжается после подписания приговора всем составом суда и его оглашения в зале судебного заседания, вплоть до того, как истекут сроки кассационного обжалования или же кассационная инстанция рассмотрит дело и оставит приговор без изменения.
В теории и практике наибольшее предпочтение отдается правилу, согласно которому срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступление с материальным составом исчисляется с момента совершения самих общественно опасных уголовно наказуемых деяний действий и не зависит от времени наступления вредных последствий (момент фактического, а не юридического окончания преступления). Такая трактовка отвечает содержанию закона (ч. 2 статьи 9 Уголовного Кодекса Российской Федерации)[55]. Срок давности уголовного преследования в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения независимо от того, прекращены ли они по воле виновного или вопреки этой воле.
Определенную особенность представляет исчисление сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение длящихся и продолжаемых преступлений. При длящихся преступлениях срок давности исчисляется с момента фактического прекращения преступления, как по воле виновного, так и по причинам, не зависящим от его воли (задержание, явка с повинной). При совершении продолжаемого преступления срок давности начинает течь с момента совершения виновным последнего преступного акта, являющегося звеном продолжаемого преступления.
Конечный момент исчисления сроков давности привлечения к уголовной ответственности - день вступления приговора в законную силу. С этого момента уголовное дело согласно уголовно-процессуальному законодательству не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению на любой стадии уголовного процесса.
По своей правовой природе рассматриваемое основание освобождения от уголовной ответственности, и прекращение уголовного дела по данному основанию не подменяет собой приговор суда, а по правовым последствиям не является актом, которым устанавливается виновность обвиняемого в том смысле, как это предусмотрено статьи 49 Конституции Российской Федерации[56].
Это означает, что прекращение уголовного дела по указанному основанию, не влечет официальной констатации судом от имени государства виновности лица в инкриминируемом ему преступлении[57]. Согласно ч. 2 статьи 78 Уголовного Кодекса «сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу». Следовательно, никакие процессуальные действия по привлечению лица к уголовной ответственности не прекращают течения давности сроков. Срок давности исчисляется полными годами. Он начинает течь с 00 часов суток, следующих за днем совершения преступления, и заканчивается через предусмотренное уголовным законом число лет в 00 часов последнего дня соответствующего года. Так, срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступление небольшой тяжести, совершенное 10 июля 2005 года заканчивается в 00 часов 10 июля 2007 года.
В соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством (статьи 128)[58], при исчислении сроков не принимаются в расчет тот час и сутки, которыми начинается течение сроков; срок истекает в 00 часов последних суток.
В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно (ч. 2 статьи 78 )[59]. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда (ч. 3 статьи 78 ), иначе говоря, если оно, будучи обвиняемым по уголовному делу, предприняло умышленные действия, чтобы избежать уголовной ответственности, и тем самым поставило органы расследования перед необходимостью принятия специальных мер розыска. В этих случаях течение срока давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной (ч. 3 статьи 78 ).
Вопрос о применении давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом, который вправе как освободить подсудимого от уголовной ответственности, так и осудить его на общих основаниях. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются (ч. 4 статьи 78)[60].
Согласно действующему Указу Президиума Верховного Совета СССР от 04.03.1965 "О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления" и ч. 5 статьи 78 Уголовного Кодекса сроки давности не применяются к лицам, совершившим следующие преступления против мира и безопасности человечества: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (статья 353 Уголовного Кодекса ), применение запрещенных средств и методов ведения войны (статья 356 Уголовного Кодекса ), геноцид, т.е. действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, расовой или религиозной группы (статья 357 Уголовного Кодекса ), и экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (статья 358 Уголовного Кодекса ).
К лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358 Кодекса, а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 Кодекса, сроки давности не применяются.
Освобождение от уголовной ответственности вследствие истечения сроков давности осуществляется: в стадиях предварительного расследования - постановлением органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела; а в стадии предания суду - постановлением судьи о прекращении уголовного дела. Такое прекращение не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства. Если истечение сроков давности обнаруживается в стадии судебного разбирательства, суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного уже не от уголовной ответственности, а от наказания (ч. 8 статья 302)[61].
Ранее в практике вызывало некоторые сложности применение давности к преступлениям, в которых наступление общественно опасных последствий отделено во времени от совершения противоправных действий (бездействия). В соответствии с ч. 2 ст. 9 действующего УК РФ «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий» Следовательно, срок давности привлечения к уголовной ответственности за убийство начинает течь с того дня, когда убийца дал яд жертве, а не со дня наступления смерти[62].
Некоторую сложность представляет исчисление срока давности привлечения к уголовной ответственности за совершение длящихся и продолжаемых преступлений. Давность уголовного преследования нужно исчислять с момента фактического прекращения длящегося преступления, как по воле виновного, так и по причинам, не зависящим от его воли. При совершении последнего преступного действия, являющегося звеном продолжаемого преступления.
Таким образом, при совершении длящихся и продолжаемых преступлений течение срока давности начинается со дня фактического, а не юридического окончания преступления. Так при неоконченном преступлении ( совершении приготовительных действий или покушении на преступление) срок давности начинает течь со дня пресечения преступных действий виновного; при совершении преступления в соучастии срока давности исчисляются отдельно для каждого из соучастников с момента совершения конкретных действий, обусловленных ролью каждого из них.
Приговором Прионежского районного суда от 19 июня 2003 года граждане К, Л, М, С, осуждены по п.п. «а, б» ч. 2 статьи 158 Уголовного Кодекса Российской Федерации (в редакции до 5 ноября 2002 года) и по п.п. «а, в» ч. 2 статьи 260 Уголовного Кодекса Российской Федерации (в редакции до 29 декабря 2001 года). К,Л., М. и С. признаны виновными и осуждены за незаконную рубку деревьев, имевшую место в период с конца апреля 2001 года по 13 июня 2001 года. их действия судом были квалифицированы по п.п. «а,в» ч. 2 статьи 260 Уголовного Кодекса Российской Федерации ( в редакции до29 декабря 2001 г.).
Преступление данной категории в соответствии со статьей 15 Уголовного Кодекса Российской Федерации к преступлениям небольшой тяжести.
Согласно статье 78[63] лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу. Таким образом, с момента совершения преступления (период с конца апреля 2001 года по 13 июня 2001 года) на день постановления приговора, то есть 19 июня 2003 года, в отношении всех осужденных в части обвинения по статье 260 УК РФ истекли сроки давности, в связи, с чем они подлежали освобождению от уголовной ответственности.
Истечение сроков давности исключает уголовную ответственность лишь при условии, что течение сроков давности не было нарушено. Действующее законодательство, знает только один способ нарушения давности – приостановление, основанием которого по закону может быть лишь уклонение лица совершившего преступление, от следствия и суда.
Под уклонением от следствия и суда понимаются любые умышленные действия, совершенные лицом с целью избежать уголовной ответственности за содеянное и поставившие органы расследования или суд перед необходимостью организовать специальные меры розыска (перемена места жительства, изменение фамилии, проживание по чужим или поддельным документам и т.п.). Период уклонения в срок давности не засчитывается. Лицом, уклоняющимся от следствия или суда, следует признавать не только обвиняемого или подозреваемого, но и лицо, которое было вызвано, но не явилось для допроса по поводу совершенного им преступления.
Не может считаться уклоняющимся от следствия или суда лицо, которое совершило преступление, но о нем еще не известно правоохранительным органам, а также лицо, причастность которого к преступлению еще не установлена
Современное законодательство в отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства ( ст. 48 УК РСФСР 1960 г.), содержавшего положение об общем ограничении срока давности 15 годам безотносительно уклонения от следствия или суда, статье 78 Уголовного Кодекса Российской Федерации[64] принципиально допускает такую ситуацию, когда уклонение может стать причиной приостановления срока давности на неопределенное время, по истечении которого не утратиться возможность понести уголовную ответственность за ранее совершенное преступление.
Действующее уголовное законодательство в сравнении с прежним специфично и в другом. Как уже упоминалось, согласно ч. 2 статьи 78 Уголовного Кодекса Российской Федерации в случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно, то есть по первому преступлению продолжают, а по второму начинают течь независимо от давностных сроков по первому преступлению.
Таким образом, в настоящее время уголовному законодательству неизвестно понятие прерывания давностных сроков, а соответственно и возможности перенесения момента исчисления сроков давности по первому преступлению на момент совершения нового преступления[65].
Судебная практика противоречива в вопросе о том, что следует поминать под уклонением от следствия и суда.
При решении этой проблемы принимаются во внимание два фактора:
1) процессуальное положение лица, совершившего преступление, относительно правоохранительных органов и
2) какие действия данного лица следует считать уклонением от следствия и суда.
Независимо от того, установлено лицо, совершившее преступление, или не установлено, является это лицо обвиняемым или подсудимым, действия лица, специально направленные на уклонение от уголовной ответственности должны расцениваться как уклонение от следствия и суда[66].
Любое действие лица по «заметанию следов преступления, удачной маскировке в социальной среде, хранению «обета молчания» о совершенном преступлении» должны расцениваться как уклонение от следствия и суда, приостанавливающее течение срока давности[67].