Концептуальные положения технологии В. М. Монахова
• Проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат.
• Любая образовательная технология получает практическую реализацию на конкретной теме, конкретном уроке,дидактическом модуле - основной технологической единице дидактического процесса.
• Каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей.
• Выбор технологии основывается на:
• технологическом подходе к проектированию деятельности школы, отдельного учителя;
• принципе модульного проектирования учебно-воспитательного процесса;
• принципе оптимально сбалансированного использования резервов традиционного обучения.
• Каждый учитель является обладателем большого поля «рассеянных» методических знаний, которые он осознает лишь частично; в процессе проектирования технологии происходит применение - «инвентаризация» этих «рассеянных» знаний.
• Эффективность проектируемой технологии, получение оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений - интераций.
Особенности содержания
Методическая технология (по В. М. Монахову) - это технология управления методическим (технологическим) содержанием процесса обучения, система наиболее целесообразного проектирования и конструирования учебного процесса.
Выбор и дальнейшее проектирование педагогической технологии могут быть представлены следующими этапами.
Первый этап - разработка пакета«Теоретическое обоснование новой технологии обучения", включающего:
• диагностическое целеполагание; анализ будущей деятельности учащихся; цель обучения, характер задач, особенности данной возрастной группы учащихся;
• выбор адекватной целям и условиям конкретной педагогической технологии, концепции конкретной технологии, гипотезы ее осуществления;
• определение содержания обучения в границах данной образовательной области, выделение модулей, учебных элементов, логическая схема их изучения (учебные планы и программы в модульном решении);
• вариант продукта учебного процесса в границах конкретной области развития. Второй этап - разработка пакета«Технологические процедуры в границах данного дидактического модуля". Исходя из того, что технология обучения - категория процессуальная, она включает в себя нормативно зафиксированные звенья, последовательность прохождения которых составляет логику технологии процесса обучения.
Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются:
• выбор оргформ, наиболее адекватных дидактическому процессу;
• актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т. е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации;
• подготовка и фиксация готовности каждого ученика к освоению данного ДМ;
• подготовка и сбор материалов для формирования мотивационного компонента дидактического процесса и последующее его включение в содержание ДМ;
• четкое планирование и проектирование урока и системы уроков;
• познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
• усвоение конкретного учебного материала, необходимого для достижения базисного уровня качества общеобразовательной подготовки (базисный уровень требует единого старта и единого финиша в рамках ДМ);
• проверка объема и степени нагрузки учащихся и гипотетический расчет необходимого учебного времени для данного ДМ;
• возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса);
• фиксация индивидуальных траекторий (треков) самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся (объективность педагогической информации для управления учебным процессом).
Третий этап - разработка пакета"Методический инструментарий учителя для данного дидактического модуля". Методическому инструментарию учителя (его дидактическому и методическому насыщению, систематизации и обогащению, прикладной ориентации) отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса.
Технология формирует у учителя представления об учебном процессе каклогической структуре. Структура представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.
Технологическая карта - своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса в данном классе.
В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: этоцелеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция.
С овладения технологией конструирования технологической карты начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Технология предполагает формирование у учителя методического видения всего учебного процесса на учебный год.
Основной объект проектирования в технологии - этоучебная тема - дидактический модуль. Продолжительность темы в разных предметах: минимальное число уроков по теме - 6-8, максимальное - 22-24 урока. Именно в такой системе уроков наиболее рельефно проявляются закономерности управляемого учебного процесса.
Учитель приглашается к проектированию целей обучения, он становится соавтором проекта учебного процесса. В одной теме может быть от двух до пяти микроцелей. Учитель формирует микроцели в форме: «знать. . . », «уметь. . . », «понимать. . . », «иметь представление о. . . », «уметь давать характеристику. . . ». По каждой теме проект учебного процесса будет состоять изтехнологической карты и набораинформационных карт урока.
Третий этап включает также разработку структуры и содержания системы учебных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и требований федерального стандарта, проектирования системы уроков, скоординированной с домашней учебной работой.
Четвертый этап - создание пакета«Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном дидактическом модулем". Фактически содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям и умениям учащихся по тому или иному разделу школьного курса на язык планируемых технологических результатов.
Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих целям и критериям оценки степени усвоения.
В технологиидиагностика - это установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Диагностика всегда проводится в письменном виде (не более 10 минут). Проверочная работа состоит из четырех заданий. Два первых - это уровень стандарта. Успешное выполнение двух заданий свидетельствует о соответствии знаний ученика государственным требованиям стандарта «удовлетворительно». Их обязаны делать все учащиеся. Третье задание - это уровень «хорошо», четвертое - «отлично». Учитель проектирует содержание диагностики, исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность заданий по указанным трем уровням.
Учащиеся, не прошедшиедиагностику, становятся участниками работы по коррекции.
Пятый этап - разработка пакета«Культура освоения новой технологии обучения». В состав этого технологического пакета обязательно входят блоки, описывающие три стадии освоения:
• инвентаризация всей проектно-педагогической документации;
• конструирование логической схемы дидактического модуля;
• описание методико-организационных условий достижения планируемых результатов обучения;
• апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса;
• итерационная коррекция выбранной технологии.
В качестве альтернативы достаточно жесткого алгоритма выбора и освоения педагогических технологий, описанного выше, отошлем читателя к рекомендациям И. П. Волкова по построению гибкого и многовариантного процесса обучения.
Наконец, разработка педагогической технологии на основе диагностичной методики целеобразования с применением математических методов оценки эффективности освещена в монографии В. П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» (М. : Педагогика, 1989).
В заключение следует подчеркнуть, что педагогический коллектив учебного заведения по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию авторской педагогической технологии.
Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором - Учителем.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М. : Педагогика, 1997.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М. : Просвещение, 1982.
3. Беспалысо В. П. Слагаемые педагогической технологии - М. : Педагогика, 1989.
4. Волков И,П. Цель одна - дорог много. Проектирование процессов обучения. - М. : Просвещение, 1990.
5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М. : Педагогика, 1981.
6. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. - М. : Знание, 1987.
7. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995.
8. Селевко Г. К. , Басов А. В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. - Ярославль, 1991.
9. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М. : Новая школа, 1995.
Предметный указатель
Алгоритм - 6. 6. , 9. 4. | Личностный подход — 4. 1. |
Американская система - 6. 4. | Личность -1. 1. |
База данных - 6. 4. | Метод |
База знаний - 6. 4. | - духовного контакта - 4. 3. |
Батовская система — 6. 5. | -исследовательский — 5. 2, 11. 3 |
Блочное обучение - 6. 6. | - комментирования - 6. 1. |
Вертикальная педагогика - 8. 3. | - липецкий - 6. 1. |
Групповой опрос — 6. 8. | - мозгового штурма - 11. 4 |
Дальтон-план - 6. 5. | - погружения - 5. 3. , 9. 4. |
Действенно-практическая сфера личности | - проектов - 6. 5. , 9. 2 |
(СДП) - 1. 7. | Методика «Обмен заданиями» М. Мкртчяна - 6. 7. |
Деятельностный подход - 2. 3. | Методика Ривина - 6. 7. |
Диагностика - 12. | Моделирование -11. 3 |
Диалектика - 7. 1. | Модульное обучение - 6. 6. |
Дидактическая единица - 7. 3- | Мурманская методика - 6. 7. |
Диспут - 6. 8. | Нетрадиционные уроки - 6. 8. |
Дискуссия - 6. 8. | Общественный смотр знаний - 6. 8. |
Дистанционное обучение - 6. 9. | Оптимальное чтение - 8. 2. |
Дифференциация обучения | Оргдиалог - 6. 7. |
- внутриклассная - 6. 2. | Ориентировочная основа действий - 2. 3. , 7. 4. |
- на основе обязательных результатов - | Педагогика сотрудничества - 4. 1. |
6. 3. | Педоцентризм — 2. 3 |
- по интересам - 6. 4. | План Трампа - 6. 5. |
- по уровню - 6. 2. , 6. 3. | Поэтапное обучение - 8. 4. |
Знания, умения, навыки (ЗУН) - 1. 3. | Проблемное обучение - 5. 2. |
Иена-план - 9. | Программированное обучение - 6. 6. |
Идивидуализация обучения - 6. 5. | Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) - |
Классификация | 1. 5. |
- знаний - 1. 3. | Синектика - 7. 1. |
- качеств действенно-практической сфе | Система |
ры - 1. 5. | - американская - 6. 4. |
- общеучебных умений - 1. 4. | - белл-ланкастерская - 6. 5. |
- педагогических игр - 5. 1. | - классно-урочная - 2. 2. |
- педагогических технологий - 2. 4. | - «консультант» - 2. 2. |
- проблемных ситуаций - 5. 2. | - лекционно-семинарская - 3. |
- способов умственных действий - 1. 4. | - малых групп - 2. 2. |
Критерии выбора технологии - 12. | - мангеймская - 11. 1. |
Критерии технологичности - 2. 2. | - поэтапного обучения физике - 8. 5. |
Кубики Н. Зайцева - 8. 1. | - развивающего обучения - 11. 2, 11. 4. |
Лекционно-семинарско-зачетная система - 3, 8. 3. , | - «репетитор» - 2. 2. |
6. 3. | Сознание - 1. 1. |
Способ обучения | уроков - 8. 4. |
- групповой - 6. 8. | - обучения грамоте - 8. 1. |
- коллективный - 6. 7. | - обучения математике - 8. 3. |
- коммуникативный - 5. 3. | - обучения чтению и письму - 10. 1. |
Способы умственных действий (СУД) - 1. 4. | - оптимизации - 13. |
Стосчет - пособие Н. Зайцева - 8. 1. | - педагогическая - 2. 1. |
Студия - 11. 3. | — полного усвоения — 6. 6. |
Суггестия - 2. 3- | - программированного обучения - 6. 6. |
Сфера эстетических и нравственных качеств лич | - проникающая - 2. 4. |
ности (СЭН) - 1. 6. | - психогенная - 2. 3. |
Теория | - развивающего обучения -11. |
- ассоциативно-рефлекторная - 2. 3. | - реализации теории поэтапного форми |
- бихевиористская - 2. 3. | рования умственных действий - 7. 4. |
- гештальттеория - 2. 3. | - «Русская школа» - 12. 2. |
- деятельности - 2. 3. | - саморазвивающего обучения -11. 6 |
- интериоризаторская - 2. 3. | - саморазвития - 10. 2. |
- нейролингвистического программирова | - свободного воспитания - 2. 4. |
ния (НЛП) - 2. 3. | - свободного труда - 9. 2. |
— поэтапного формирования умственных | - совершенствования общеучебных уме |
действий (ТПФУД) - 2. 3. | ний - 8. 2. |
- содержательного обобщения - 2. 3. | - сотрудничества - 2. 4. |
Тестирование - 6. 9. , 6. 2. | - социогенная - 2. 3. |
Технология | - традиционная - 3. |
- авторитарная - 2. 4. | -ТРИЗ- 11. 4 |
- авторских школ - 12. | - укрупнения дидактических единиц - 7. 3. |
- аудиовизуальная - 6. 9 | - «Школа жизни» - 4. 2. |
- биогенная - 2. 3. | - эзотерическая - 2. 4. |
- вероятностного образования - 9. 3. | - «экология и диалектика» - 7. 1. |
- групповая - 6. 8. | Точки удивления - 7. 2. |
- гуманно-личностная - 4. 2. | Требования к технологиям - 2. 2. |
- «диалог культур» - 7. 2. | Урок - 8. 4. |
- дидактоцентрическая - 2. 4. | Урока нетрадиционные технологии — 8. 4. |
- дифференцированного обучения - 6. 2. | Учебная встреча - 6. 8. |
- игровая - 5. 1. | Философские основы технологий - 2. 3. |
- индивидуализации обучения - 6. 5. | Холистическое обучение - 7. 1. |
- интенсификации обучения - 5, 5. 4. | Школа: |
- информационная - 6. 9. | - адаптирующей педагогики - 12. 1 |
- коммуникативного обучения - 5. 3. | - Русская школа - 12. 2. |
- компьютерная - 6. 9. | - Школа жизни - 4. 2. |
- личностно-ориентированная - 2. 4. | - Школа Завтрашнего Дня - 12. 5. |
- мастерских - 9. 4. | - Школа самоопределения - 12. 3. |
- монодидактическая - 2. 4. | - школа-парк - 12. 4. |
- на основе системы эффективных |
Именной указатель
Альтшуллер Г. С. - 11. 4. | Меженко Ю. С. - 5. 4. |
Амонашвили Ш. А. - 4. 2. | Монахов В. М. - 13. |
Бабанский Ю. К. - 12, 13. | Монтессори М. - 10. 2. |
Балабан М. А. - 12. 4. | Москаленко Г. - 6. 1. |
Библер B. C. - 7. 2 | Неменский Б. М. - 6. 4 , 12. 4. |
Бройде Б. А. - 12. 1 | Никитин Б. П. - 5. 1. |
Волков И. П. - 11. 4, 12. | Новлянская З. Н. - 6. 4. |
Волович М. Б. - 7. 4. | Няньковский М. А. - 8. 4. |
Гайштут А. Г. - 5. 4. | Окунев А. А. - 8. 4. |
Гальперин П. Я. - 2. 3. | Палтышев Н. Н. - 8. 5. |
Гербутов В. А. - 8. 4. | Пассов Е. И. - 5. 3. , 6. 4. |
Гончаров И. Ф. - 12. 2. | Погодина Л. Н. - 11. 2. |
Гончарова Т. И. - 8. 4. | Потапова Е. Н. - 9. 2. |
Границкая А. С. - 6. 5. | Поташник М. М. - 12. |
Гузик Н. П. - 6. 2. | Репкин В. В. - 10. |
Давыдов В. В. - 10. | Ривин А. Г. - 6. 7. |
Дьюи Д. - 5. 2. | Сазонов Е. Ю. - 11. 4. |
Дьяченко В. К. - 6. 7. | Селевко Г. К. — 11. 6. |
Емельянов В. В. - 6. 4. | Скиннер Б. - 6. 6. |
Зайцев В. Н. - 8. 2. | Суравегина Н. Т. - 6. 4. |
Зайцев Н. А. - 8. 1. | Талызина Н. Ф. - 2. 3. |
Закатова И. Н. - 6. 4. | Тарасов Л. В. - 7. 1. |
Занков Л. В. - 11. 2. | Толстой Л. Н. - 9. 1. |
Зухман Дж. - 11. 4. | Тубельский А. Н. - 11. 3. |
Иванов И. П. - 11. 4. | Унт И. Э. - 6. 5. |
Ильин Е. Н. - 4. 3. | Филиппова Е. А. - 8. 4. |
Кабалевский Д. Б. - 6. 4. , 11. 4. | Фирсов В. В. - 6. 3. |
Кирюшин В. В. - 6. 4. , 11. 4. | Френе С. - 9. 2. |
Китайгородская Г. А. - 5. 3. | Хазанкин Р. Г. - 8. 3. |
Колб Д. - 11. 5. | Ховард Д. - 11. 6. |
Кочетов А. И. - 6. 4. | Шадриков В. Д. - 6. 5. |
Краудер Н. - 6. 6. | Шаталов В. Ф. - 5. 4. |
Кудина Г. Н. - 6. 4. | Шваб Дж. - 11. 4. |
Кузин B. C. - 6. 4. | Шевченко С. Д. - 5. 4. |
Курганов С. Ю. - 7. 2. | Шейман В. М. - 5. 4. |
Кучер Т. В. - 6. 4. | Шемшурина А. И. - 6. 4. |
Кушнир A. M. - 10. 1. | Шмаков С. - 5. 1. |
Левин В. А. - 6. 4. , 11. 4. | Штейнер Р. -9. 1. |
Леонтьев А. Н. - 10. | Щетинин М. П. - 9. 4. , 11. 2. |
Лобок A. M. - 9. 3. | Эльконин Д. Б. - 11. |
Лозанов Г. К. - 5. 3. , 9. 4. | Эрдниев П. М. - 7. 3. |
Лысенкова С. Н. - 6. 1. | Якиманская Н. С. - 11. 5. |
Махова К. В. - 8. 4. | Ямбург Е. А. - 12. 1 |