IX. Обследование понимание речи.

Содержание задания Используемый речевой и наглядный материал Ответ ребенка Характер выполнения
Обследование понимания номинативной стороны речи 1. Показ называемых предметов     называются окружающие ребенка предметы       выполнение правильное;  
2. Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы» ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок       выполнение правильное;  
3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близкими фонематическим звучанием). Ребенка просят показать картинку с вороной среди 2 картинок картинки (ворона и ворота)     выполнение правильное;  
4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед 1. девочка катается на коньках 2. девочка шьет 3. девочка читает 4. девочка поливает цветы     выполнение правильное;  
5. Понимание слов, обозначающих признаки: а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький, где длинный карандаш, а где короткий, тонкий - толстый (карандаш), узкая - широкая (лента), высокий - низкий (забор) б) игра «Пирамидка». Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т. д. в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный 1.большой и маленький медведь 2.толстый и тонкий карандаш 3.длинная и короткая лента 4. узкая и широкая лента 5. высокий и низкий забор   Игрушечная пирамидка       выполнение правильное;     выполнение правильное;   выполнение правильное;  
6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т.д.; повернись вправо, влево и т.д.       путает лево - право   выполнение правильное;   выполнение неправильное;
Обследование понимания предложений даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и выключи свет в комнате», «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»     выполнение правильное;     задание выполняется суетливо, неуверенно
1. Выполнение действий (2 - 3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности
2. Понимание инверсионных конструкций типа:      
а) ребенок должен определить, что сделано раньше   карточка с предложением: «Я умылся после того, как сделал зарядку» Сначала сделал зарядку, потом умылся - выполнение правильное;
б) прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?» «Петю встретил Миша»   Папин Миша, в рифму, думаю, папа- выполнение неправильное; задание выполняется неуверенно
3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу карточка с предложением: «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев» стая выполнение правильное;  
4. Исправить предложение   карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке» Девочка принесла козе корм. выполнение правильное;  
5. Понимание сравнительных конструкций: какое из 2 предложений правильное карточки с предложениями (рисунками): «Слон больше мухи», «Муха больше слона» Слон больше мухи, потому что муха не бывает большой выполнение правильное;  
6. Выбрать правильное предложение   карточки с предложениями (рисунками): «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце» Стало тепло, потому что взошло солнце выполнение правильное; медленное и неуверенное выполнение задания
7. Закончить предложение карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что ...» стало холодно выполнение правильное; медленное и неуверенное выполнение задания
Обследование понимания грамматических форм      
1. Понимание логико-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла картинки, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл.     выполнение правильное;  
2. Понимание отношений, выраженные предлогами, напрмер: птичка сидит на клеке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку) специально по добранные сюжетные картинки       выполнение правильное;  
3. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш       кладёт один предмет напротив другого выполнение неправильное; непонимание инструкции
4. Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Ребенок должен показать, на какой картинке нарисован шар (шары) картинки с изображением одного предмета и множества этого же предмета     выполнение правильное;  
5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картинке говорят: зеленый - (что?), зеленые-? предметные картинки с изображением 1 зеленого флажка и нескольких зеленых флажков   выполнение правильное;  
6. Понимание рода прилагательных. Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку; « на картинке красное ..., «на картинке красный …», «на картинке красная …» предметные картинки (яблоко, шар, морковка) красное яблоко, красный шар, красная морковка выполнение правильное;  
7. Понимание единственного и множественного числа глаголов. Ребенку говорится о картинке , a он должен показать ее («на скамейке сидят ...», «на скамейке сидит …») картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то не сколькими лицами 1. На скамейке сидят ребята 2. на скамейке сидит девочка   выполнение правильное;  
8. Понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково (Валя, Женя, Саша) картинки с изображением одного и того же действия, выполняемого мальчиком и девочкой: Валя упал Женя уснула Саша пришел   выполнение правильное; медленное и неуверенное выполнение задания
9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать, где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта и т.д. сюжетные картинки с изображением соответствующих действий: 1. девочка наливает воду; девочка выливает воду 2. мальчик входит; мальчик выходит 3. дверь открыта; дверь закрыта   выполнение правильное;  
10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает - снял, льет - разлил) пары картинок с изображением совершенных и совершаемых действий   выполнение правильное; медленное и неуверенное выполнение задания
11. Понимание залоговых отношений. Ребенок должен показать, где мальчик одевается сам, а где его одевает мама, где девочка причесывается, а где ее причесывают и т.д. пары картинок с изображением соответствующих действий     выполнение правильное; медленное и неуверенное выполнение задания

Вывод: Импрессивная речь сформирована недостаточно.


Наши рекомендации