Требования к уровню освоения содержания дисциплины

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА

Практикум

Шадринск

УДК 37

ББК 51(075.8)

К 668

Печатается по решению кафедры математики и методики обучения математике Шадринского государственного педагогического института.

Авторы: Коркина П.С., Коровина В.Г.

Рецензенты: Чикунова О.И., доцент, к.п.н., профессор кафедры математики и МОМ, зав. кафедрой математики и МОМ

Коркина, П.С., Коровина В.Г.

К - 668 Теория и методика обучения математике. Частная методика: практикум для студентов физ.-мат. ф-та. – Шадринск, ШГПИ, 2011. – 188 с.

ISBN

Пособие направлено на формирование основ методической культуры будущего учителя. В пособии представлены материалы для проведения практических занятий и контрольных работ по частной методике обучения математике, а также материалы в помощь молодому учителю математики.

Предназначено для студентов физико-математических факультетов педагогических вузов. Может быть использовано учителями математики общеобразовательных учреждений.

УДК 37

ББК 51(075.8)

ISBN

© Коркина П.С., Коровина В.Г. 2011

© ФГБОУ ВПО «Шадринский

Государственный педагогический

институт», 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………………..3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

1. Цель и задачи дисциплины «Теория и методика обучения математике»

(Частная методика)…………………………………………………………5

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………6

3. Содержание дисциплины…………………………………………………..8

4. Планы лекций……………………………………………………………...15

5. Планы практических занятий…………………………………………….25

6. Схемы проведения анализа учебного материала………………………..73

7. Рекомендации по планированию и разработке уроков по математике 97

8. Диагностические материалы и их использование в обучении учащихся математике…………………………………………………………………. 122

9. Тесты по теории и методике обучения математике……………………132

10. Контрольные работы по теории и методике обучения математике…143

11. Перечень вопросов к экзамену по курсу «Теория и методика обучения математике»; рейтинговое оценивание ответа……………………………150

ПРИЛОЖЕНИЯ:…………………………………………………………….154

1) Перечень действующих учебников по математике………………...154

2) Литература по курсу «Теория и методика обучения математике»..160

3) Тематический список статей журнала «Математика в школе»……173

4) Терминологический словарь………………..……………………….182

ВВЕДЕНИЕ

Пособие написано в соответствии со стандартом по теории и методике обучения математике для педагогических вузов и является продолжением книги Коркиной П.С. «Теория и методика обучения математике. Практикум», изданной в 2011 году. Оно содержит материалы для изучения студентами частных методик курса «Теория и методика обучения математике», а именно: методику обучения математике в 5-6 классах, алгебре, геометрии, алгебре и началам анализа.

В пособии представлены: содержание разделов, тематический план изучения, планы лекций, планы практических занятий с указанием перечня рассматриваемых вопросов и литературы, общих и индивидуальных заданий; материалы для контрольных работ и вопросы экзамена; приложения.

В ходе изучения частных методик преподавания математики студенты включаются в следующие виды деятельности:

- изучение программ по математике;

- знакомство с альтернативными учебниками математики 5-11 классов;

- проведение логико-дидактического анализа изложения отдельных тем математики;

- разработка методики проведения отдельных этапов урока, в том числе в классах различного профиля;

- составление системы задач с определенными дидактическими или развивающими целями;

- разработка материалов для самостоятельных и контрольных работ;

- изготовление наглядных пособий;

- подготовка выступления по отдельным вопросам методики;

- изучение и обзор научно-методических публикаций;

- разработка презентаций для использования на уроках математики в 5-11 классах;

- применение современных технологий в обучении математике и т.д., что направлено на формирование профессиональной компетентности студентов в вопросах частной методики математики.

1. Цель и задачи дисциплины «Теория и методика обучения математике» (частная методика)

Цель:формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области методики обучения и воспитания математике; формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций для осуществления педагогической деятельности.

Задачи:

- формирование понимания основных направлений современной модернизации школьного математического образования и роли общего математического образования в решении задач современной общеобразовательной школы;

- подготовка к изучению возможностей, потребностей, достижений учащихся в области обучения математике и проектированию на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

- подготовка к организации обучения и воспитания в сфере освоения математики с использованием современных образовательных технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

- ознакомление с историческими аспектами российского математического образования и его проблемами;

-развитие качеств личности, необходимых для продуктивной педагогической деятельности учителя математики;

- формирование готовности к профессиональному самообразованию личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- вооружение конкретными методическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности;

- выработка необходимых умений исследовательской деятельности в области методики обучения математике;

- обеспечение осознанного усвоения студентами структуры и содержательной основы современных школьных программ, базовых альтернативных учебников, методических пособий, дидактических материалов, а также глубокое понимание заложенных в них методических идей;

- воспитание у будущих учителей творческого подхода к решению проблем обучения и воспитания средствами математики

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные направления развития школьного математического образования;

- содержание всех компонентов методической системы обучения математике в их современной трактовке;

- особенности преподавания математики в различных возрастных группах учащихся на разных ступенях школьного обучения и в разных типах образовательных учреждений;

- традиционную и современную методику обучения основным темам школьного курса математики;

- содержание школьного курса математики;

уметь:

- проектировать основные компоненты методической системы обучения;

- разрабатывать различные модели уроков, способствующие реализации поставленных целей с учетом основных идей модернизации школьного образования;

- реализовывать разработанные проекты (деловые игры, практикумы и др.);

- анализировать готовые технологии, проекты своих товарищей, и свои собственные разработки;

- анализировать психолого-педагогическую, методическую и учебную литературу и адаптировать ее к собственной деятельности;

- общаться как с преподавателями, так и со студентами при обсуждении рассматриваемых на занятии вопросов;

владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- способами проектной и информационной деятельности в образовании;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

Содержание дисциплины

Наши рекомендации