Воспитанию детей 2-3 лет в течение года

ПРОГРАММА

Музыкально-ритмического воспитания

Детей 2-3 лет

Содержание

Описание музыкально-ритмических композиций

Осень

1. ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ

2. ЛАДОШЕЧКА

3. ДА-ДА-ДА!

4. ПРЯТКИ

5. ЧОК ДА ЧОК!

6. НОГИ И НОЖКИ

7. УСТАЛИ НАШИ НОЖКИ

8. ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ

9. МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЕЧКА

10. ОЙ, ЛЕТАЛИ ПТИЧКИ

11. АЙДА!

12. КАП-КАП

13. ПОЕЗД

Зима

1. МАРШ

2. КУЛАЧКИ

3. ХОДИМ-БЕГАЕМ

4. ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ

5. ВЕСЕЛАЯ ПЛЯСКА

6. РАЗМИНКА

7. ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ

8. ЗАЙЧИКИ И ЛИСИЧКА. Игра

9. САНКИ. Игра

10. СПОКОЙНАЯ ПЛЯСКА

11. ЕДЕМ НА ПОЕЗДЕ

Весна

1. МАРШ

2. ЛОШАДКА

3. НАУЧИЛИСЬ МЫ ХОДИТЬ

4. РЕЗВЫЕ НОЖКИ

5. РУССКАЯ

6. ВЕЛОСИПЕД

7. ТИХО-ТИХО МЫ СИДИМ

8. ПЛЯСКА. С КУКЛАМИ

9. ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКАМИ

10. ПРИСЕДАЙ. Парная пляска

11. ВОРОБУШКИ И КОШКА. Игра

12. БОЙЦЫ ИДУТ

Лето

1. ПОГУЛЯЕМ

2. ЛОШАДКА

3. ИДЕМ - ПРЫГАЕМ

4. ТОП-ХЛОП

5. ЛОДОЧКА

6. ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ

7. ПАЛЬЧИКИ ШАГАЮТ

8. ПОЛЬКА

9. ИГРА С БУБНОМ

10. ДОЖДИК

11. СОЛНЫШКО

12. ЛЕТНЯЯ

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию программа представля­ет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально-ритми­ческих упражнений в течение всего года: осенью, зимой, вес­ной и летом. Подобранные упражнения, пляски, игры для ма­лышей объединены в циклы по принципу возрастания слож­ности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, раз­витие мелкой моторики и т. д.

Репертуар, составляющий основу данного пособия, навер­ное, хорошо известен опытным педагогам, проработавшим не один десяток лет. Это пляски, игры-забавы Е. Д. Макшанцевой, песенки Е. Тиличеевой, песни-игры Т. С. Бабаджан. Кро­ме того, предлагаются авторские пляски (с текстами) на попу­лярные народные мелодии. Однако новизна предлагаемого пособия в том, что в нем собраны воедино игровые упражне­ния, систематизированные в строгой методической последо­вательности и адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.

Наиболее важным, на наш взгляд, является органичное использование данного репертуара на различных занятиях, а также в процессе проведения развлечений и праздников, на которых дети выступают вместе с родителями. Таким образом, система работы предполагает не только освоение малышами разнообразных музыкально-ритмических упражнений, но и разучивание данных игр-забав с родителями с целью последу­ющего включения этого репертуара в программы утренников.

В этом контексте решаются и такие важные задачи, как адап­тация ребенка к коллективу детей в детском саду, помощь се­мье в освоении художественных средств воспитания ребенка и т. д.

Объединение усилий родителей и педагогов в воспитании детей - вот, пожалуй, та красная нить, которая пронизывает направленность работы по подготовке праздников и развле­чений. Действительно, не показ детей, не демонстрация успе­хов воспитателей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей и у взрослых уже потому, что они вместе сидят, вместе поют и танцуют, вместе играют. В этой связи особую значимость приобретает период подготовки к празд­нику, особенно к первому, осеннему, поскольку родителей еще нужно привлечь к этой подготовке, убедить в ее необходимос­ти и научить тому, как можно и нужно взаимодействовать с малышами на утреннике.

Содержание работы

По музыкально-ритмическому

воспитанию детей 2-3 лет в течение года

ОСЕНЬ

Этот период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная зада­ча музыкально-ритмического воспитания - использование иг­ровых двигательных упражнений как средства эмоционально­го взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологичес­кого комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, инте­рес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее, педагог уделяет внимание развитию следующих на­выков:

1. Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения "Вот как мы умеем", "Ноги и ножки" и др. ). Эти упражнения дети выполняют по по­казу педагога и двигаются по кругу и стайкой.

2. Дети учатся передавать простейшие игровые действия (язык жестов) также по показу воспитателя (упражнение "Прятки", "Птичка и собачка" и др. ).

3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танце­вальные движения: притопы правой ногой и поочередно каждой, "фонарики" и др. (Пляска "Ай-да", "Чок да чок", "Маленькая полечка").

4. В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющие­ся слова и звукоподражания ("тук-тук", "ля-ля-ля", "баю-баю", "кап-кап" и т. д. ).

Повторим еще раз, что в осенний период работы с деть­ми самое главное - это установление контакта с ребенком и его родителями. Если эта задача будет решена, то последую­щее обучение будет продвигаться успешно.

ЗИМА

В этот период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше време­ни тратится на установление контакта, у детей уже вырабаты­вается своеобразный рефлекс на музыкальный зал и "музыкаль­ную тетю", которая танцует и поет, играет вместе с малыша­ми. Педагог получает возможность больше внимания уделить качеству движения и при этом добивается более четких, рит­мичных и уверенных движений.

Ставятся задачи:

1. Совершенствовать ходьбу и бег.

2. Развивать выразительные образно-игровые движения (Зайцы и Лисичка).

3. Развивать умение передавать ритм мелодии в пляске с по­гремушками (развитие чувства ритма, ловкости движений).

4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (пляска под русскую народную мелодию "Ах вы, сени").

5. Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педаго­гом повторяющиеся слова.

К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается слаженностью и синхронно­стью (чего трудно было добиться в начале года).

ВЕСНА

В третьем квартале детям предлагаются музыкально-рит­мические упражнения, включающие новые, более сложные движения:

• ходьба вперед и пятясь назад ("Научились мы ходить");

• прямой галоп ("Лошадка");

• полуприседание - "пружинка";

• пляски в парах ("Приседай");

• разнообразные образно-игровые упражнения с предмета­ми (с куклами, с платочками), образно-игровые вырази­тельные движения ("Воробушки и Кошка");

• пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях (парам, по кругу, врассыпную, сидя и лежа на ковре), что позволяет разнообразить дви­жения рук и ног.

Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако педагог мо­жет немного увеличивать нагрузку на занятиях, предлагая ис­полнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 ком­позиции).

ЛЕТО

Как правило, дети летом не посещают детский сад, поэто­му предлагаемый материал могут использовать родители (у которых к этому времени уже воспитаны интерес и понима­ние важности занятий с ребенком музыкально-ритмическими упражнениями). Педагог может включить летний репертуар в работу с детьми по своему усмотрению - в июне, либо в сана­торных условиях, либо со 2-й младшей группой осенью — как воспоминание о лете, как его провели и т. д.

Репертуар, предлагаемый для разучивания в этом квар­тале, направлен на совершенствование у детей навыков ос­новных движений (ходьбы, бега, прыжков), освоение более разнообразных способов их выполнения - ходьба парами ("Погуляем"), прыжки парами, держась за руки ("Мы идем —

прыгаем"). Дети уже могут справиться с довольно сложными по координации упражнениями: галопом в парах ("Лошадка"), ритмичном раскачивании вперед-назад, сидя на коврике и дер­жась за руки ("Лодочка").

Музыкальная игра "Дождик" и хоровод "Подарило лето" активизируют творческие проявления детей.

"Игра с бубном" воспитывает у детей терпение, усидчи­вость, слуховое внимание.

К концу года дети уже активно подпевают взрослому, за­поминают целые фразы песен и иногда исполняют их само­стоятельно.

Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их желание за­ниматься вместе, умение сосредоточиться па выполнении уп­ражнения и точно исполнять движения по показу взрослого.

Некоторые выученные на занятиях пляски и игры дети к концу года могут исполнять и самостоятельно.

Следует также побуждать детей к импровизации под зна­комую и незнакомую музыку, к использованию в спонтанных плясках атрибутов (платочки, ленточки и др. ) и игрушек (ку­кол, мягких игрушек и др. ).

Воспитанию детей 2-3 лет в течение года - student2.ru

ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ

Наши рекомендации