Свистящие звуки
Звук [с]
Урок начинается с выполнения дыхательного упражнения. Предложите ребенку улыбнуться, показать зубки (они сближены, но не сомкнуты), кончик языка прижать к нижним зубам, а ладошку поднести к губам. Теперь спойте песенку водички с-с-с. Когда мы поем эту песенку, получается холодный ветерок, который ощущает ладошка. Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему пустой пузырек, объяснив, что он не простой, а волшебный, и если в него правильно подуть, он запоет вместе с язычком с-с-с-с. Назавтра можете спросить: «Как выходит воздух из шарика?» — (с-с-с). Можно сдувать ватные шарики, самолетики и другие фигурки из папиросной бумаги. Если ребенок очень любит воду, налейте ему ее в таз и положите туда мелкие плавающие игрушки, чтобы ребенок дул на них. Устройте соревнование, кто дальше сдует игрушку, вы или малыш. Придумывайте, что угодно, главное — научить малыша длительному выдоху. Если звук все равно не получается, попросите ребенка растянуть губы в улыбку, высунуть распластанный язык и подуть на его кончик.
Только после того, как ребенок научится правильно произносить звук [с], соединяйте его с другими гласными звуками. Вначале произносите вы, затем повторяет ребенок. Это называется методом отраженного произнесения звука в слогах, словах и т. д. Произнося слог, протяните звук с. Если ребенок знает буквы, вы можете класть перед ним слоги, если нет, просто сделайте из синего картона звук [с] и поставьте перед ребенком. Так вы заодно сможете выучить и буквы и слоги. Покажите ему букву и спросите, на что она похожа (на месяц, подкову, кусок бублика).
СА —СА —СА
СО —СО —СО
СУ —СУ — СУ
СЫ —СЫ —СЫ
Отработав слоги так, чтобы они не вызывали трудностей, можно переходить к словам, с которых начинаются эти слоги.
сад сам сани салат | сом сон сок соня | сук суп сучок сумка | сын сыр сытый сырник |
Придумывайте сами слова на этот звук, но проверяйте, знает ли ребенок их значение, а еще лучше, если малыш попробует сам придумать слова на звук[с]. Попросите ребенка объяснить разницу между словами «сук» и сучок». Подберите картинки, где есть слова, начинающиеся на звук [с], и произносите их. Поиграйте в игру: малыш называет первый слог, а вы заканчиваете слово:
СА....(ни)
СА...(лат)
СА ... (молет) и т. д.
Потом поменяйтесь ролями и устройте соревнование, кто больше слов придумает и лучше их произнесет, конечно мама будет ошибаться, а малыш ее поправлять.
Научившись правильно произносить звук в начале слова, попросите ребенка произнести отраженно слоги:
АС — АС — АС
ОС — ОС — ОС
УС — УС — УС