На развитие коммуникативных качеств

Занятие 1

Цель: познакомить детей друг с другом, создать благоприятные условия для работы группы, развивать способность к самоанализу и самооценке своей личности.

Вводное слово ведущего.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека– его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. Мы предлагаем вам на наших занятиях овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения, другими словами, научиться общаться и достойно выходить из конфликтных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.

2. Упражнение «Знакомство».

Каждый участник тренинга называет свое имя и говорит о тех чувствах, которые он испытывает в данный момент времени.

3. Упражнение «Правила группы».

Общение всегда идет по определенным правилам – взрослого человека мы называем на «Вы», молодого, сверстника можем позволить себе назвать на «ты» и т.д. Поэтому для работы в группе нам необходимо принять определенные правила:

• называть друг друга по имени;

• говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую»;

• хранить секреты участников группы;

• быть открытыми в общении;

• уважать говорящего, уметь слушать;

• активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.

Знакомство с притчей.

«Жила - была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила простодушно жить, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец, увидев, что происходит, и выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил перестать причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты не шипела и не отпугивала их».

Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы «шипеть» на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать «яд» в кровь своего врага.

5. Игра «Запрещенная цифра»

Ведущий называет цифры (от 0 до 10), участники тренинга повторяют их хором вслед за ним. Одна из цифр является «запрещенной», ее нельзя произносить. Когда ведущий называет эту цифру, участники хлопают в ладоши.

Затем игра усложняется: к одной «запрещенной» цифре добавляется вторая. На этот раз участники тренинга должны хлопнуть в ладоши 2 раза. Затем добавляется третья «запрещенная» цифра, участники должны топнуть и т.д.

6. Упражнение «Самооценка качеств, важных для общения».

Обсуждение вопроса: «Какие качества личности важны для общения с другими людьми?».

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:

· открытость

· отзывчивость

· доброта

· внимательность к людям

· умение решать конфликты

· тактичность

· вежливость

· готовность к сотрудничеству и др.

Ребята оценивают развитие этих качеств у себя, в своей личности. Листочки с самооценкой забирают с собой.

Рефлексия занятия.

Закончить фразы «Я сегодня узнал новое для себя…» и «Я сегодня понял…»

Занятие 2

Цель:развитие у учащихся умения адекватно воспринимать информацию, навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

1. Упражнение «Рассказ по цепочке»

Ведущий начинает рассказ одной фразой, участники тренинга продолжают. Каждый произносит по одному предложению. Например: «Я отправляюсь на Северный полюс и хочу взять с собой…»

2. Упражнение «Собери квадрат».

Участники делятся на группы по 4 человека и получают задание собрать квадраты из разрезанных кусочков.

Правила:

• не разговаривать;

• не забирать кусочки у другого человека;

• не отказываться, если вам предлагают свои кусочки квадрата.

Обсуждение:

- Вам понравилось это задание?

– Какие трудности вы испытывали, собирая квадраты?

– Почему иногда возникают трудности, когда мы хотим что-то довести до сведения другого человека?

3. Упражнение «Таможня».

Группа делится на две команды – таможенников и контрабандистов. Контрабандисты выходят за дверь. Их задача – провезти через таможню запрещенный предмет, в качестве которого выбирается условный «золотой ключик». Им дается три попытки, причем контрабанду везет только один из них. Поэтому они должны предварительно договориться между собой, у кого именно он находится. По прибытии на «место досмотра», где контрабандисты выдают себя за туристов, таможенники должны определить, кто везет контрабанду. Для этого можно задавать любые вопросы. Затем таможенники обсуждают этот вопрос между собой и сообщают о своем решении. По окончании команды меняются ролями.

Рефлексия занятия.

-Скажите, что больше всего вам понравилось на занятии?

-С какими трудностями вы столкнулись?

Занятие 3

Цель: формирование и развитие у детей навыков продуктивного взаимодействия, умения понимать и принимать точку зрения другого человека.

1. Упражнение «Памятник чувству».

Раздаются карточки с названиями чувств. Ребята знакомятся с ними, не показывая их окружающим. Задача участников тренинга – изобразить «памятник» тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать «памятник».

Чувства:

• радость

• огорчение

• обида

• вдохновение

• страх

• гнев

• стыд

• благодарность

• удивление

• злость

• смущение

• печаль

• восхищение

• нетерпение

2. Игра «Слухи».

Несколько участников тренинга выходят за дверь, остальные остаются в аудитории. Ведущий зачитывает историю с большим количеством действующих лиц и событий. Один из участников, выходивших за дверь, возвращается на свое место. Один из ребят, остававшихся в аудитории, своими словами пересказывает ему историю, услышанную от ведущего. Затем входит следующий, и тот, кому только что пересказывали историю, в свою очередь рассказывает ее этому участнику. Такую процедуру можно проделать 3-4 раза.

Обсуждение:

– Почему плохо, когда истории изменяются?

– Почему люди изменяют истории, после того, как услышали их?

Возможные причины:

• невнимательно слушают;

• хотят приукрасить;

• делают свои предположения и выводы;

• высказывают личные чувства к людям, о которых говорится в истории.

3. Упражнение «Индивидуальные и общие потребности».

Участникам необходимо написать на бумаге то, что им необходимо в данный момент. Прочитать вслух.

Обсуждение:

– Как вы считаете, это желания или потребности?

Если вы будете разочарованы, не получив этого, мы говорим о желании. Если вам действительно причиняется ущерб, когда вы этого не получаете, то мы говорим о потребностях.

4. Групповая дискуссия «Индеец Джо».

Участникам тренинга зачитывается следующая задачка: «Индеец Джо купил лошадь за 6 долларов. Затем продал ее за 7, занял у соседа один доллар и купил другую лошадь за 8 долларов. Потом продал ее за 9 долларов. Какова прибыль индейца Джо?». Ребята должны посчитать прибыль и доказать, что их ответ правилен. Упражнение помогает научиться убеждать другого человека, отстаивать свою точку зрения.

Рефлексия занятия.

Ребята должны закрыть глаза и подумать, что они не сказали кому-то из участников группы, но очень хотели бы это сделать. Через минуту открывают глаза и говорят недосказанное на занятии.

Занятие 4

Цель: приобретение и развитие у учащихся навыков сотрудничества в конфликте, выхода из конфликтных ситуаций.

1.Упражнение «Улыбка».

Дети по кругу передают улыбку.

2. Упражнение «Гвалт».

Один из участников выходит за дверь. Остальные договариваются между собой о том, строчку из какой песни они будут произносить. Затем каждому участнику предлагается запомнить по одному слову из этой строчки.

Когда вышедший за дверь возвращается в аудиторию, остальные все вместе произносят задуманную строчку из песни. Участник пытается разгадать, о какой песне идет речь.

3. Упражнение «Конфликтная ситуация».

Ребятам необходимо разыграть предложенную ситуацию. «А – вахтер в общежитии, В – посетитель. В пришел к другу, очень хочет пройти, А его не пускает. Задача А – быть непреклонным: «Ни за что не пропущу!» .Задача В – пройти обязательно через вахту». Парам дается две минуты на диалог.

Обсуждение:

- Какими способами пользовались те, кто прошел? (обман, подкуп, вошел в доверие, подружился с вахтером)

-Почему не удалось договориться тем, кто не прошел?

4. Упражнение «Конфликтный эскалатор».

Участники рисуют конфликтный эскалатор в виде ступенек лестницы. Им необходимо назвать любую фразу, с которой может начаться спор. Эта фраза пишется на первой ступени эскалатора. Далее следует обсуждение: «Какой типичный ответ последует за этой фразой? Какой фразой ответят? Как можно заставить эскалатор двигаться в обратную сторону?»

5. Упражнение «Пословицы».

Каждому раздается по полоске с «кусочком» пословицы, ребята должны молча «собрать» пословицы, встать по парам, прочитать вслух свою пословицу.

Пословицы о конфликтах:

• Кто сильнее, тот и правее.

• Честная сделка не вызывает ссоры.

• Кто дарит, тот друзей наживает.

• Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.

• Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

• Кто не отступает, тот не обращается в бегство.

• Выноси заботы на свет и держи с ними совет.

• Кто спорит, тот ни гроша не стоит.

Занятие 5

Цель: развитие навыков эмпатического восприятия другого человека, умения слушать и давать обратную связь, отработка навыков выражения позитивной оценки окружающим.

1. Упражнение «Волшебное слово».

Одним из важных умений, которым должен обладать каждый общительный человек, является умение говорить «волшебные слова». Такие слова вежливости помогают установить теплые и приятельские отношения, открывают часто даже «наглухо закрытую дверь». Поэтому сейчас делимся на две команды. Каждой дается задание за 1 минуту вспомнить и записать как можно больше вежливых слов и выражений.

Это упражнение помогло вам обогатить свой словарный запас. Постарайтесь запомнить эти слова и употреблять их в ходе взаимных приветствий и контактов.

2. Упражнение «Комплимент».

Каждый участник тренинга по кругу завершает фразу «Мне в тебе нравится такая черта, как...» по отношению к своему соседу.

3. Упражнение «Подчеркивание сходства».

Каждый участник тренинга по кругу завершает фразу: «Я думаю, Олег (Миша,...) такой же жизнерадостный, как и я» и т.д.

4. Упражнение «Ярлыки».

Каждый пишет на листке слова, которые не нравятся людям, когда их так называют. Листки собираются, перемешиваются и наклеиваются по одному каждому участнику на спину. Затем ярлыки рвутся и выбрасываются.

Обсуждение:

– Почему мы навешиваем ярлыки на людей?

– Осложняют ли ярлыки решение конфликта?

– Легко ли изменить ярлык?

5. Упражнение «Чемодан».

Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Чему-то за эти 5 занятий вы научились, чему-то еще предстоит научиться. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать чемодан, но это будет необычный чемодан. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной. Собирать «чемодан» будем всей группой каждому по очереди (по 2 минуты на каждого).
Кондратова И.П.

Наши рекомендации