Развитие интервальной техники
Предисловие
Каждый начинающий тромбонист, да и вообще любой исполнитель на духовых инструментах, должен себе ясно представлять, что без хорошо развитого губного аппарата, т.е. амбушюра, невозможно хорошо и профессионально играть на инструменте. Каждый исполнитель индивидуален, и, соответственно, имеет свои собственные музыкальные и амбушюрные данные. Студент с помощью педагога должен так построить свои ежедневные занятия на инструменте и подобрать такие упражнения, которые помогут ему в процессе работы развить и совершенствовать все «хорошее» в его аппарате, а «плохое» свести к минимуму или вообще от него избавиться.
Существует множество различных упражнений для развития и укрепления амбушюра. Предлагаемые мной упражнения составляют лишь небольшую часть практического багажа, используемого разными преподавателями и исполнителями.
Отдельно о дыхании
Научиться правильно дышать и экономно распоряжаться своим дыханием во время игры – залог успешного владения инструментом. Соответственно, в процессе обучения дыханию нужно уделять самое пристальное внимание. Основной и рациональный принцип дыхания, используемый большинством музыкантов, – «грудобрюшной». Его еще называют «смешанным» дыханием. Вначале дыхание набирается в нижнюю часть легких и затем быстро добирается в верхнюю часть. Процесс должен быть быстрым и почти одновременным. Набранное в легкие дыхание не следует сильно опускать вниз живота и давить на мочевой пузырь, особенно при игре форте. По внутреннему ощущению играющего, дыхание, набранное в легкие, должно располагаться выше, как бы упираясь в нижние ребра грудной клетки. Для более быстрого и успешного овладения «смешанным» дыханием полезно «подышать» перед занятиями без игры на инструменте. Во время занятий нужно набирать дыхание по максимуму и для piano, и для forte.
Отдельно об атаке звука
Начало звука может быть громким или тихим, удар языка твердым или мягким, или же акцентированным, т.е. сильно выделяющимся из общего музыкального звукоряда. Основной «удар» языка при извлечении ноты твердый, на слог «та». Для легато или портаменто «удар» языка мягкий, на слог «да». В других случаях – на слог «ка».
Для извлечения первого звука нужно набрать в легкие воздух и, не перекрывая дыхание языком, как бы быстро «сплюнуть» на слог «та». Удар языка и подача дыхания должны происходить синхронно. Дыханию и атаке звука нужно всегда уделять самое пристальное внимание при занятиях на инструменте.
И еще о губах и положении мундштука на губах
В зависимости от строения челюсти и мышц лица одни музыканты играют на «растянутых» губах, а другие – на «собранных». Большинство же играет на «полусобранных» губах. Вероятно, для них это более удобное и рациональное положение губ при игре, хотя все это очень индивидуально.
Теоретически мундштук должен лежать двумя третями на верхней и одной третью на нижней губе, хотя и это тоже индивидуально. Если позволяет строение челюсти, тромбонисту удобнее всего ставить мундштук в выемку (ее можно назвать бороздкой), которая находится на верхней губе под носом.
Начало занятий
Итак, предполагается, что студент уже научился правильно держать тромбон, хорошо знает позиции на инструменте и умеет извлекать звуки. Приступая к занятиям, студент должен иметь в виду, что развитие и укрепление амбушюра не происходит за короткий срок. Только регулярные и довольно продолжительные занятия приводят к желаемому результату. Нерегулярные, а также форсированные занятия, особенно после перерыва или перед экзаменом, опасны для губ.
С чего начинаются занятия? Как спортсмен начинает свои занятия с разминки, разогревая мышцы, так и духовик должен обязательно начинать свои занятия с 3-5-ти минутной подготовки своего амбушюра к игре на инструменте. Естественно, разминка должна соответствовать уровню подготовленности студента.
Вариант разминки для начинающих
Упражнение №1
Снимать мундштук с губ на каждую ноту;
Дыхание набирать максимально полно и тоже на каждую ноту.
Нюанс: p или mp или mf, а далее и f
Скачать архив нотных примеров для распечатки: notes.zip (583 Кб)
Упражнение №2
Крестиком отмечены ноты, после которых нужно снимать мундштук с губ. Дыхание и нюансы – как в упражнении №1.
Таким же способом можно сыграть еще две – три любые удобные для студента гаммы, а также и в штрихах вариантов А и Б.
А:
Б:
Разыгрываясь таким способом, студент отрабатывает атаку звука и концентрированную подачу дыхания на каждую ноту. В дальнейшем каждый тромбонист разыгрывается по-своему.
После разминки можно начинать занятия с любого элемента упражнений, и лучше, если каждый день элементы будут варьироваться. Например, сегодня занятия начинаются с длинных нот и далее, завтра – с гамм и далее, а послезавтра – с арпеджио и оборотных гамм и далее. Все это будет способствовать лучшей и более быстрой реакции амбушюра при занятиях.
Итак, сегодня после разминки студент решил начать занятия с длинных нот. На них отрабатывается ровность и красота звучания, а также умение долго держать звук на одном дыхании, поэтому эти упражнения должны быть всегда представлены в занятиях. На начальном этапе не рекомендуется играть все предложенные упражнения за один раз, лучше разбить их по два – три примера на каждый день, причем гаммообразные упражнения желательно совмещать с интервальными. Ноты верхнего регистра, как отмечено, можно вначале пропускать, но по мере укрепления амбушюра обязательно дуть.
Ниже предложено несколько видов упражнений на длинные ноты. Слоги звукоизвлечения нот и дыхание выполнять, как написано в упражнениях.
Длинные ноты
Каждую ноту дуть на все дыхание
Вот другой способ исполнения длинных нот:
Длинные ноты в упражнениях на интервалы:
Филировка звука
И в музыкальных произведениях для тромбона, и в оркестровых партиях, довольно часто встречается прием, когда нужно быстро или постепенно сделать cresсhendo или diminuendo от ноты к ноте или на длинных нотах. Без соответствующей подготовки сделать это будет довольно трудно, особенно в верхнем или нижнем регистрах. Начинать «раздувать» ноты лучше со среднего регистра и постепенно расширять диапазон. Делая cresсhendo или diminuendo нужно обязательно следить за интонацией и качеством звучания. Начальная норма упражнений на этот прием – в неделю два раза.
Выполнять на одном дыхании. Деление на три такта весьма условно:
Гаммы
Теперь можно переходить к гаммам. Вначале следует работать над гаммами в умеренном темпе. Работая над гаммами, студент должен обратить особое внимание на следующие моменты:
- атака звука – она должна быть четкой;
- звуковедение – активно соединять дыханием ноту с нотой;
- координация правой руки с кулисой. Рука с кулисой должна двигаться от звука к звуку быстро, без рывков.
В зависимости от нюанса дыхание следует брать в медленном темпе через четыре четверти, в более быстром – через восемь четвертей. Порядок гамм написан от первой позиции. Их количество для ежедневных занятий определяется преподавателем и студентом.
В гаммах проставлены знаки для одноименного минора (гармонического или мелодического).
Мажор и минор
B-dur (b-moll мелодический)
A-dur (a-moll гармонический)
As-dur (as-moll или энгармонически равный gis-moll мелодический)
Вариант арпеджио в гаммах
As-dur (as-moll)
G-dur (g-moll гармонический)
Fis-dur = Ges-dur (fis-moll мелодический)
F-dur (f-moll гармонический)
E-dur (e-moll мелодический)
Вариант арпеджио в гаммах
H-dur (h-moll гармонический)
C-dur (c-moll мелодический)
Des-dur (cis-moll гармонический)
Вариант арпеджио
D-dur (d-moll мелодический)
Вариант арпеджио
Es-dur (es-moll гармонический)
Интервалы
В этюдах и художественных произведениях довольно часто встречаются скачкообразные музыкальные обороты, которые представляют определенные трудности при их исполнении.
Занимаясь упражнениями в интервалах, студент вырабатывает у себя амбушюрную гибкость при игре. В дальнейшем это будет ему помогать при разучивании этюдов и пьес. Ниже приведены несколько упражнений на интервалы. Медленно играя, нужно следить, чтобы губная артикуляция и дыхание способствовали попаданию на интервальные ноты. Если трудно, отмеченные такты можно пока пропускать. В процессе занятий нужно постепенно ускорять темп исполнения упражнений.
Таким образом упражняясь в интервалах, можно играть любую гамму или арпеджио.
Легато на тромбоне
На тромбоне возможны два вида легато. Первый вид предполагает использование при игре мягкого удара языка на слог «да». Второй вид – это натуральное легато без удара языка, а только с помощью губной артикуляции и движения кулисы. В обоих случаях следует мягко и плавно переходить от звука к звуку, опираясь на дыхание.
В начале займемся легато с использованием языка. Проще и легче всего начинать упражняться на одной повторяющейся ноте, например, в гамме B-dur.
Другой пример – начиная от 1-ой позиции и заканчивая на 7-ой позиции:
Можно играть упражнения с трезвучиями:
Далее можно упражняться, играя гаммы:
G-dur
Полезно также поупражняться легато с языком в движении кулисой на дальние позиции. При этом нужно обязательно следить, чтобы не было глиссандирования и толчков при переходах от одного звука к другому.
Таким же способом можно играть эти упражнения и от других нот первой позиции тромбона.
Некоторые гаммы на тромбоне можно играть без помощи языка, а только движением кулисы по добавочным позициями и губной артикуляцией. Диапазон таких гамм в натуральном легато охватывает примерно одну октаву. Увлекаться этим особенно не следует, но поупражняться, чтобы иметь представление, нужно.
B-dur
A-dur
H-dur
C-dur
Играть эти и подобные гаммы несложно. Труднее на добавочных позициях подстраиваться к звукоряду этих гамм, поэтому гораздо интереснее, да и полезнее, уделить больше внимания натуральному легато в небольших упражнениях с использованием добавочных позиций.
Оборотные гаммы
Изучение оборотных гамм и работа над ними должны входить в обязательный набор ежедневных упражнений. Начинать играть оборотные гаммы нужно также в умеренном темпе, уделяя внимание плавному и синхронному движению кулисы с языком. Темп следует увеличивать постепенно. Занятия лучше начинать с удобных гамм: F-dur, As-dur, B-dur, и постепенно переходить к более сложным и неудобным. Не следует также забывать и о других, не представленных здесь гаммах. Гаммы желательно разучивать сразу в разных штриховых вариантах. В предложенных далее упражнениях гаммы написаны от первой позиции.
B-dur
A-dur
As-dur
G-dur
Ges-dur
F-dur
E-dur
Развитие интервальной техники
Очень полезно поупражняться в прямых и ломаных тональных арпеджио. Играя в штрихах стаккато, легато или в пунктирном ритме, студент развивает и закрепляет определенную интервальную и штриховую гибкость для исполнения в дальнейшем любых пассажей. Следует обращать внимание на четкость удара языка и плотность подачи дыхания. Каждую секвенцию играть на одном дыхании по несколько раз.
Арпеджио
Прямые:
Затем сыграть в обратном порядке от ноты ми до ноты си бемоль вверх.
Ломаные:
И эти арпеджио можно сыграть в обратном порядке от ноты ми до ноты си бемоль вверх.
Арпеджио в триолях
Прямые:
и в обратном порядке вверх.
Ломаные:
Арпеджированные скачки:
В зависимости от нюанса и темпа дыхание можно брать на каждый такт.