Современные теории воспитания
Новые ценности образования, сложившиеся в конце XX в., определили возникновение новых походов к воспитанию, базирующихся на идеях свободного развития личности и ее педагогической поддержке.
Теории:
1. Теория педагогической поддержки О. Газмана
2. Теория личности Е. Бондаревской
3. Теория сомообразованности С. Кульневича
Одной из первых концепций в этом направлении является концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О. С. Газмана. В отличие от традиционной педагогики, педагогика свободы направлена на оказание помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения).
Результатом педагогической деятельности в педагогике свободы должна стать свободоспособность как качественно новая характеристика личности. Свободобоспособность понимается ученым как способность к автономному, независимому поведению, позволяющая человеку осуществить жизненное предназначение, свой собственный, индивидуальный выбор.
Реализация новой цели воспитания требует от учителя оказания педагогической поддержки ребенку в его автономном духовном росте, в творческом развитии, в его самоопределении. При этом смысл поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать положительных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.
В концепции Е. В. Бондаревской личностно ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личное в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта соавтора. Поэтому с раннего возраста главное внимание уделяется развитию субъектных свойств личности: независимости, самостоятельное самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др. Педагогическое управление осуществляется формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития. Основными принципами воспитания в данной концепции выступают: принцип культуросообразности воспитания, который проявляется в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.
Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в согласии природой и заботу об экологически чистой среде его обитания. Также он означает учет половозрастных особенностей детей в воспитании, учёт состояния здоровья, возрастных особенностей детей и пр.
Принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным участником этого процесса. Личностный подход основывается на том положении, что каждая личность универсальна и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания адекватных ее возможностям и особенностям.
Концепция синергетической, самоорганизуемой воспитательной деятельности (С. В. Кульневич) основывается на положениях синергетического подхода (от греческого «синергия» — сотрудничество) к образованию: открытость образования, самоопределение участников образовательного процесса, диалогичность обучения и воспитания, самоорганизация и др.
В связи с этим воспитание рассматривается как процесс нравственной самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов инициированных внешними воздействиями (в частности, воздействием педагога).
Внутренними ресурсами являются личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, автономность и Они формируют собственную картину мира. В рамках такого понимания педагогическая деятельность приобретает иной смысл, а именно становится направленной на развитие духовного мира личности, на оказание педагогической поддержки в самоформировании человеком своего нравственного образа. Самоорганизуемая воспитательная деятельность требует от педагога самостоятельного выбора и творческого использования в практике общих принципов воспитания, определяющих стратегию отношений учителя с учениками и общее содержание. Это принципы (природе- и культуросообразности воспитания, его ценностно-смысловой направленности, гуманизма, личностной деятельности, субъектного контроля, веры в ребенка (оптимистическая гипотеза), включения личности в значимую деятельность), выступая в качестве условий, средств и ориентиров перестройки личностного сознания педагога, в то же время являются внешне инициирующими факторами воспитания нравственной и творческой личности ученика.
В настоящее время в практике работы отечественных школ осуществляется переход к реализации рассмотренных выше концепций воспитания.
Педагогическая задача. Рассмотрите и дайте письменный анализ
Бенджамин Франклин (1706-1790) — выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:
• Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.
• Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
• Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.
• Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
• Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.
• Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
• Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.
• Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
• Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.
• Скромность и т. д.
«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта» (Франклин Б. Избр. произв. М., 1956. С. 482-483).
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного.
2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ-Я».