Среднее значение 24,3 2354,9

Певческий голос Шаляпина

гласи фраза Произведение ВПФ,% ВПФ,Гц

АдА и та со мной Ноченька 58,5 2667,0

Аза КудеЯра- Легенда о 12 разбойниках 41,4 2502,0

Оза Кудеяра-разбОйника Легенда о 12 разбойниках 57,8 2527,0

АрАзбила ты сердце мое О если б мог выразить в звуке 29,1 2371,0

ОКакОй я мельник?! Мельник в «Русалке» 27,9 2498,0

Среднее значение 42,9 2513,0

Обозначения:ВРФ, % - относительный уровень высокой форманты в речевых

гласных; ВРФ, Гц- частотное расположение высокой речевой форманты (ВРФ) в

спектре речевых гласных; ВПФ, % - относительный уровень высокой певческой

форманты в спектрах вокальных гласных; ВПФ, Гц - частота ВПФ в спектрах во-

кальных гласных.

3.4.8.9. Основные выводы

1. В певческом голосе Ф.И. Шаляпина была хорошо выражена

высокая певческая форманта (ВПФ) (группа высоких обертонов),

придающая тембру приятную на слух звонкость и полетность, т.е.

способность голоса нестись вдаль, озвучивать большие концерт

ные залы, преодолевать маскирующее влияние музыкального со

провождения.

2. В речевом голосе Шаляпина была также обнаружена группа

высоких обертонов, близкая по частоте к высокой певческой фор

манте (высокая речевая форманта, ВРФ).

5-4056

130 _____________________ В.П. Морозов____________________

3. Совпадение частотных значений высоких формант (высокой

речевой форманты и высокой певческой форманты) в речевом и

певческом голосе Шаляпина свидетельствует о природной

певческой постановке его голоса.

4. Физиологическая природа явления в свете развиваемой ав

тором резонансной теории вокальной техники (Морозов, 1996,

1998, 20016) состоит в том, что резонаторы голосового аппарата

Шаляпина по своим природным свойствам (размеры, форма)

были так устроены и функционировали, что уже в речевых

гласных образовывали высокую речевую форманту, близкую по

частоте к высокой певческой форманте и соответствующую ти

пу его певческого голоса.

5. Вследствие этого Шаляпину приходилось не слишком много

перестраивать механизм образования своего речевого голоса, что

бы получить хороший певческий звук.

6. О природной постановке голоса Шаляпина свидетельствуют

также и высказывания таких мастеров пения как Тоти Даль Монте

и других (см. начало раздела о голосе Шаляпина), равно как и при

знания самого Шаляпина.

Ф. Шаляпин: «Вмои первые годы в искусстве я занимался у учи-

телей, считавшихся блестящими. Они действительно сделали много

для моего художественного вкуса и понимания. Но методы, вырабо-

танные их «системой», не привились к моему горлу. Я обнаружил

вдруг, что мне трудно петь. Тогда я вернулся к своим методам, кото-

рыми я пользовался с тех пор, как впервые обнаружил свой голос, и -

добился естественности.

Какой же все-таки метод можно считать лучшим? С полной уве-

ренностью могу сказать, что лучшим является тот, который сам певец

считает - вернее, чувствует - для себя наиболее натуральным. Но

когда певец начинает ощущать, что продолжительное пение утомляет

его горло, значит, тут были применены неправильные методы, непра-

вильное преподавание».

7. В целом объективные исследования показали, что уникальная

художественно-исполнительская одаренность великого Шаляпина

сочеталась в нем со столь же уникальной вокальной одарен

ностью .

8. Практическое значение феномена состоит в том, что наличие

в речевом голосе певца высокой форманты, соответствую

щей по частотному положению высокой певческой форманте

его голоса, является одним из важных диагностических по

казателей природной вокальной одаренности данного певца (см.

следующий параграф).

Искусство резонансного пения 131

3.4.9. «Диагностика вокальной одаренности» -

Новый метод оценки эстетических свойств

Певческого голоса

Исследование голоса Шаляпина и других мастеров вокального

искусства имеют не только научно-теоретическое значение, но и

непосредственно практическое в плане объективной оценки

вокальной одаренности молодых певцов.

Критерии приемных экзаменов в консерваторию давно сформи-

ровались. Прежде всего нужен вокальный инструмент - голос (си-

ла, диапазон, тембр), а также музыкальный слух, артистичность,

внешность, возраст (не слишком «запоздалый») и т.п. Но обратим-

ся к голосу как основе певческой одаренности (о психофизиоло-

гических критериях вокальной одаренности см. § 5.3.5.).

Современные компьютерные исследования позволяют опреде-

лить в голосе певца множество деталей, как воспринимаемых на

слух, так и трудно воспринимаемых или вообще не определяемых

на слух, но в то же время имеющих самое непосредственное отно-

шение к оценке вокальной одаренности певца. Критерии эти выде-

лены мною в ходе уже более чем 40-летних исследований певче-

ского голоса выдающихся мастеров вокального искусства и прежде

всего Ф.И. Шаляпина, а также сравнения акустических свойств

голоса мастеров с голосами рядовых певцов разных профессио-

нальных уровней, типов, разного возраста и состояния здоровья

голосового аппарата и т.п.

Все это и легло в основу разработанной автором программы

«Диагностика вокальной одаренности» по новому ком-

плексному методу, включающей как многие акустические крите-

рии, так и физиологические, психофизиологические, психоакусти-

ческие, чисто психологические и др. показатели (см. ниже, а также

§ 5.3.4. и 7.6. - РТИП и диагностика вокальной одаренности).

Наши рекомендации