У детей предшкольного возраста с нарушением речи
Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется в двигательном поведении ребенка. Это характерно, в основном, для детей с временной задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и некоторым другим недостаткам речевого развития. В большинстве же случаев, что показательно для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), обусловленным алалическим и дизартрическим синдромом, с другими сложными речевыми дефектами, отставание в развитии двигательной сферы наблюдается, по нашим данным, не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении школьного обучения. Более того, недостатки моторного развития без соответствующей коррекционной работы закрепляются, о чем свидетельствуют наблюдения за выпускниками речевых школ [30;52].
У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики. По результатам исследования моторной сферы дошкольников с ОНР авторами (Ю. Ф. Гаркуша и В. В. Коржевина, 2001) были выделены три подгруппы детей: с низким уровнем развития моторной сферы — 23,5 %, со средним уровнем — 28,55 %, с высоким — 48 % [23].
У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдались трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.
У детей со средним уровнем развития моторики отмечались сопутствующие движения при выполнении некоторых проб. Задания по показу были доступнее, чем по словесной инструкции, для выполнения которых требовалось большее количество времени.
Дети с высоким уровнем развития моторики приближались к возрастной норме: у них достаточно сформирована тонкая и артикуляционная моторика. Это объясняется тем, что с дошкольниками подготовительной группы длительное время проводилась коррекционная работа по развитию графических навыков и мелкой моторики.
Ряд авторов также отмечают у детей с ОНР недостаточную устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова) [20].
Целью нашего эксперимента явилось изучение сформированности графо – моторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. В ходе исследования было обследовано 20 детей из речевых подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений г.Уфы.
В эксперименте было выделено 3 блока (направления) исследования:
1 блок: изучение состояния тонкой моторики;
2 блок: изучение графо – моторных навыков;
3 блок: исследование базовых составляющих развития графо – моторных навыков (зрительного внимания и памяти, зрительно – пространственных представлений, зрительно – моторной координации).
Использовались тесты-задания М.О.Гуревича, В.А.Калягина, Т.С. Овчинникова [42]. Материал предлагался детям по показу и речевой инструкции. Качество выполнения оценивалось по 5-балльной системе (по возрастанию качества навыка).
Обращалось внимание на:
- соответствие тонкой моторики возрастной норме;
- умения правильно держать карандаш, проводить вертикальные и горизонтальные линии, регулировать движения в соответствии с задачей изображения;
- особенности графо - моторных умений;
- состояние базовых составляющих развития графо – моторных навыков: зрительного внимания и памяти, зрительно – пространственных представлений, зрительно – моторной координации.
Предлагаемые методики по I блоку
Выявление соответствия тонкой моторики возрастному уровню развития
(Приложение 1)
Имя ребенка | Застеги-вание пуговиц | Постройки из 6 кубиков | Срисовывание солнышка, домика, елочки, снеговика, | Выклады-вание мозаики | Рисование человека с 6 частями | Складыва-ние разрезной картины из 4 частей | Общее количество правильно выполненных проб |
Результаты обследования по I блоку сопоставлялись с данными онтогенеза. Таким образом, по первому направлению: у 50% детей тонкая моторика соответствовала возрастной норме, остальные испытывали трудности при выполнении заданий на срисовывание и при рисовании.
Предлагаемые методики по II блоку
Исследование графо – моторных навыков
(Приложение 2)
Имя ребенка | Нарисуй узоры по клеткам | Обведи по точкам и раскрась | Заштрихуй фигуры | Обведи фигурки точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги | Дорисуй фигуры, так чтобы они стали одинако-выми | Средний балл | Уровень |
Система оценок:
5 баллов (высокий уровень) - точное выполнение предложенного задания по образцу;
4 балла (уровень выше среднего) - выполнение предложенного задания с недостаточной точностью линий;
3 балла (средний уровень) - частичное выполнение задания по образцу с 1-2 ошибками, исправляемыми при стимулирующей помощи взрослого;
2 балла (уровень ниже среднего) - частичное выполнение задания по образцу с многочисленными ошибками;
1 балл (низкий уровень) - невозможность верного выполнения задания при отсутствии зрительно-моторной координации и точности движений.
Результаты по второму направлению: у 10 % исследуемых детей выявлен средний уровень – разборчивое подражание образцу; у 90 % детей низкий уровень подражательных способностей.
Трудности наблюдались в выполнении заданий при обводки и дорисовывании фигур.
Предлагаемые методики по III блоку
Исследование базовых составляющих развития графо – моторных навыков
(Приложение 3)
Имя ребенка | Зрительно-пространственное восприятие | Зрительная память и внимание | Зрительно- моторная координация | Средний балл | Уровень |
1. Система оценок (зрительно-пространственное восприятие):
5 баллов (высокий уровень) – нахождение от 14 – 15 предложенных форм.
4 балла (уровень выше среднего) – нахождение от 12 – 13 предложенных форм.
3 балла (средний уровень) – нахождение от 10 – 11 предложенных форм.
2 балла (уровень ниже среднего) – нахождение 9 форм.
1 балл (низкий уровень) – нахождение 8 и менее форм.
2. Система оценок (зрительная память и внимание):
5 баллов (высокий уровень) – нахождение 8 фигур.
4 балла (уровень выше среднего) – нахождение 7 фигур.
3 балла (средний уровень) – нахождение 6 фигур.
2 балла (уровень ниже среднего) – нахождение 5фигур
1 балл (низкий уровень) – нахождение 4 и менее фигур.
3. Система оценок (зрительно-моторной координации):
5 баллов (высокий уровень) – правильно дорисованные фигуры - 19 – 20.
4 балла (уровень выше среднего) - правильно дорисованные фигуры - 16 – 18.
3 балла (средний уровень) - правильно дорисованные фигуры - 14 – 15.
2 балла (уровень ниже среднего) - правильно дорисованные фигуры - 12 – 13.
1 балл (низкий уровень) - правильно дорисованные фигуры - 11 и менее.
Результаты по третьему направлению: у 20 % исследуемых детей уровень выше среднего (дети не справились с заданиями на зрительно – пространственное восприятие); у 30 % детей средний уровень (испытывали затруднения при выполнении заданий на зрительно пространственное восприятие и зрительную память); у 50 % детей уровень базовых составляющих развития графо-моторного навыков ниже среднего (дети испытывали затруднения при выполнении заданий всех проб).
Результаты эмпирического этапа исследования представлены в сводных диаграммах с учетом уровня развития моторных функций у данной категории детей.
Диаграмма 1