Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
На втором этапе работы был организован формирующий эксперимент, который проводился в течении одного месяца. Формирующий эксперимент заключался в организации и проведении развернутой строительно-конструктивной игры в экспериментальной группе, в контрольной группе работа проводилась обычным порядком.
Для экспериментальной группы была определена строительно-конструктивная игра "Пароход". Цель игры заключалась в выявлении положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Игра проводилась в свободное от занятий время во второй половине дня. При организации игры учитывались следующая группа показателей:[12, с 200]
1. Содержание игры;
2. Способы решения детьми игровых задач;
3. Взаимодействие в игре.
Первая группа показателей определяла содержание игры. Содержание игры наблюдалось исходя из следующих показателей:
1) возрастные особенности детей;
2) как у детей возникает замысел игры (дети сами придумывают или им подсказывает воспитатель);
3) сколько игровых задач ставит ребёнок. (построить пароход, распределить роли и начать игру, или на каждом этапе задач действия расширяются);
4) насколько разнообразны поставленные игровые задачи (проводилось наблюдение, однообразны игровые задачи или разнообразны);
5) степень самостоятельности детей в постановке игровых задач (сами дети ставят задачи или при помощи взрослого)
Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании строительно-конструктивной игры.
Вторая группа показателей содержит способы решения детьми игровых задач.
Для выяснения способов решения игровых задач были поставлены следующие вопросы:[13, 201]
1) насколько разнообразны (или однообразны) игровые действия
детей;
2) степень обобщенности игровых действий (развёрнутые или обобщенные);
3) распределение ролей в игре. (сами дети договариваются или при помощи взрослого).
Выделенные показатели позволяют определить уровень сформированности у детей игровых задач.
Третья группа показателей характеризует взаимодействие детей в игре:
1) вся ли группа принимает участие во взаимодействии в игре или только - часть детей берёт на себя инициативу;
2) какова длительность взаимодействия детей в игре.
Итак, рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности у детей строительно-конструктивной игры.
Для проведения диагностирования строительно-конструктивной игры «Пароход» как средства положительного отношения к труду был использован метод беседы с детьми о содержании игры.
Целью беседы, было выявление знаний о речном транспорте, о профессии капитана или моряка.
Предварительная работа:Рассматривание моделей пароходов, сравнение пароходов прошлого и настоящего, рассматривание картин, фотографий, иллюстраций с изображениями пароходов, чтение художественных произведений о работе морского или речного транспорта. Были так же рассмотрены виды водного транспорта, а затем дети определили, пароход какого вида они будут строить. Так же были обговорены основные детали парохода.
Таким образом, на основании беседы был проведен диагностический анализ содержания строительно-конструктивной игры и выделено три уровня развития игры: высокий, средний и низкий.
Высокий уровеньвключенности в строительно-конструктивную игру.
У детей возникают разнообразные игровые замыслы. Они при их реализации комбинируют знакомые и мало знакомые события. С особым интересом дети отображают в играх взаимодействия и общения людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи дети всегда ставят самостоятельно. Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, они легко варьирует их в зависимости от возникшей ситуации. Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли используются разнообразные ролевые действия, передается настроение, характер человека, то есть любые действия эмоционально выразительны. Легко, чаще по собственной инициативе, дети вступают в ролевую беседу с взрослыми и со сверстниками. Она интересная и длительная. Вступая во взаимодействие, дети ставят и принимают игровые задачи, умеют тактично от некоторых отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры дети могут вступать и в кратковременное взаимодействие.
Средний уровеньвключенности в строительно-конструктивную игру. Игра отличается от высокого уровня тем, что у детей менее сформирована ролевая беседа. Чаще всего они вступают в кратковременное взаимодействие.
Низкий уровеньвключенности в строительно-конструктивную игру. Низкого уровня развития строительно-конструктивной игры не зафиксировано.