Особенности педагогического общения
Лекция №3 Педагогика общения
Общение как психолого-педагогическое понятие.
Коммуникативная компетентность учителя
Формирование педагогически целесообразных взаимоотношений
Общение как психолого-педагогическое понятие.
Педагогическая деятельность – это совместная деятельность, которая строится по законам общения ( Кузьмина)
Начинающие педагоги замечают , что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.
Профессионально-педагогическое общение предполагает:
-знание основ педагогики общения;
-владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием;
-сформированностьопределенных нравственно-личностных качеств педагога.
Особенности педагогического общения
-Педагогическое общение всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Оно ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений
-Педагогическое общение- процесс динамичный- с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога и детей в общении.
-Педагогическое общение проявляется через личность педагога. Именно в общении проявляются его взгляды, отношения к миру, к людям, к себе.
-Педагогическое общение- важное средство решения педагогических задач.. Общаясь с учащимися педагог получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков, изучает индивидуальные особенности школьников.
-Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие.
-Новые технологии обучения и воспитания работают в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.
-Общение оказывает значительное влияние на формирование познавательных интересов учащихся, обеспечивает создание благоприятного психологического климата
Таким образом, педагогическое общение- это система взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия.
Выделяют три взаимосвязанных функции общения:
1.Коммуникативная ( обмен информацией)
2.Перцептивная ( восприятие и познание людьми друг друга)
3.Интерактивная( организация и регуляция совместной деятельности).
2. Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимо-действие с обучающимися. В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:[Суханова, 2003];
- способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей,
-дискутировать и защищать свою точку зрения,
-выступать на публике,
-принимать решения,
-устанавливать и поддерживать контакты,
-справляться с разнообразием мнений и конфликтов,
-вести переговоры,
-сотрудничать и работать в команде
Компетенции в общении: [Зимняя, 2004, с. 24];
- устном, письменном,
-диалог, монолог,
- порождение и восприятие текста;
-знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета;
-деловая переписка;
-делопроизводство,
-бизнес-язык;
- иноязычное общение,
- коммуникативные задачи,
Умениевступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться [Селевко, 2004, с. 138];
Способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов [Головко, 2004];
Владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [Маркова, 1995].
Согласно обозначенным подходам исследователей, коммуникативная компетентность это -способность и готовность вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач (передачи информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов и т.п.).