Особенности педагогического общения

Лекция №3 Педагогика общения

Общение как психолого-педагогическое понятие.

Коммуникативная компетентность учителя

Формирование педагогически целесообразных взаимоотношений

Общение как психолого-педагогическое понятие.

Педагогическая деятельность – это совместная деятельность, которая строится по законам общения ( Кузьмина)

Начинающие педагоги замечают , что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.

Профессионально-педагогическое общение предполагает:

-знание основ педагогики общения;

-владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием;

-сформированностьопределенных нравственно-личностных качеств педагога.

Особенности педагогического общения

-Педагогическое общение всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Оно ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений

-Педагогическое общение- процесс динамичный- с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога и детей в общении.

-Педагогическое общение проявляется через личность педагога. Именно в общении проявляются его взгляды, отношения к миру, к людям, к себе.

-Педагогическое общение- важное средство решения педагогических задач.. Общаясь с учащимися педагог получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков, изучает индивидуальные особенности школьников.

-Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие.

-Новые технологии обучения и воспитания работают в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

-Общение оказывает значительное влияние на формирование познавательных интересов учащихся, обеспечивает создание благоприятного психологического климата

Таким образом, педагогическое общение- это система взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия.

Выделяют три взаимосвязанных функции общения:

1.Коммуникативная ( обмен информацией)

2.Перцептивная ( восприятие и познание людьми друг друга)

3.Интерактивная( организация и регуляция совместной деятельности).

2. Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимо-действие с обучающимися. В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:[Суханова, 2003];

- способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей,

-дискутировать и защищать свою точку зрения,

-выступать на публике,

-принимать решения,

-устанавливать и поддерживать контакты,

-справляться с разнообразием мнений и конфликтов,

-вести переговоры,

-сотрудничать и работать в команде

Компетенции в общении: [Зимняя, 2004, с. 24];

- устном, письменном,

-диалог, монолог,

- порождение и восприятие текста;

-знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета;

-деловая переписка;

-делопроизводство,

-бизнес-язык;

- иноязычное общение,

- коммуникативные задачи,

Умениевступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться [Селевко, 2004, с. 138];

Способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов [Головко, 2004];

Владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [Маркова, 1995].

Согласно обозначенным подходам исследователей, коммуникативная компетентность это -способность и готовность вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач (передачи информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов и т.п.).

Наши рекомендации