Глава 1. Теоретические основы развития познавательной АКТИВНОСТИ У детей старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в психолого – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Орлова Татьяна Сергеевна
Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа бакалавра
Студент _________Т.С. Орлова
Руководитель:
к. псих. н., доцент
И. А. Галкина
Нормоконтролёр: ассистент
__________И.В. Михайлова
Работа защищена «____»_______________2016 г.
с оценкой____________________________
Протокол №______
Иркутск 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………. | |||||
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………. | |||||
1.1. | Характеристика основных понятий проблемы……... | ||||
11.2. | Предпосылки развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста……………. | ||||
11.3. | Педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования…………………. | ||||
Выводы по первой главе…………………………………………….. | |||||
Глава 2. познавательной активности детей старшего дошкольного возраста..…………………… | |||||
2.1. | Цель, задачи, этапы и методы исследования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста………………………………... | ||||
2.2. | Результаты экспериментального исследования и их анализ………………………………………………….. | ||||
Выводы по второй главе …………………………………………… | |||||
Глава 3. развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по средством экспериментирования…………................. | |||||
3.1. | Методика и ход экспериментального обучения……. | ||||
3.2. | Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента...................................... | ||||
Выводы по третьей главе …………………………………………… | |||||
Заключение………………………………………………………. | |||||
список литературы…………………………………………. | |||||
Приложение……..………………………………………………... | |||||
Введение
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а также потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
В настоящее время перед дошкольной образовательной организацией в качестве одного из основных принципов дошкольного образования выделено формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, с этих позиций проблема развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности как социальный заказ общества на выпускника ДОО, имеющего стойкие познавательные мотивы, является, несомненно, актуальны.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в науке, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Изучению познавательной активности, способам и методам активизации были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской.
Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой.
Все авторы отмечают, что формирование познавательная активность возможно при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Таким образом, анализ научных исследований позволяет нам выявить существующее противоречие между декларируемой необходимостью развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и не разработанностью в науке и практически технологических аспектов решений этой проблемы, в том числе посредством экспериментирования.
Цель исследования: разработка и апробация комплекса работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возрасте на основе экспериментирования.
Объект исследования: процесс развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на основе экспериментирования.
Гипотеза исследования:
1) познавательная активность детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием начальных знаний о закономерностях не живой природы, умение видеть проблему, задавать вопросы, проводить исследование и делать выводы;
2) процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если подобран комплекс игр-экспериментирований, обогащено содержание образовательного центра «науки» в группе: макетами, схемами экспериментов, детской литературой по вопросам закономерностей в не живой природе, выстроенных с учётом возрастных особенностей детей, индивидуальных проявлений их познавательной активности.
Задачи исследования:
1) Изучить психологическую, педагогическую литературу по проблеме
развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментирования;
2) Выявить особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
3) Разработать и апробировать систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментирования.
Методологическую основу исследования составили:
– положения о закономерностях развития познавательной активности детей дошкольного возраста, представленные в исследованиях Е. И. Смолер,
О. В. Дыбина;
– положения и научная основа организации и проведения экспериментирования как средства обучения дошкольников Л. Н. Прохорова, Л.Л. Тимофеева.
Методы исследования:
– теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
– констатирующий эксперимент, позволяющий выявить особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
– наблюдения за детьми в разных видах деятельности;
– формирующий эксперимент, направленный на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования;
– контрольный эксперимент, позволяющий выявить результативность проведённой системы работы.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспеченна методологической обоснованностью его исходных позиций, анализом теоретических аспектов проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.
Практической базой исследования явилось Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Заславский детский сад» Иркутская область Балаганского района д. Заславская ул. Гагарина д.17. Практическая значимость состоит в том, что в результате исследования особенностей познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, позволили определить основные направления и приемы педагогической работы с ними.
Практическая значимость исследованиясостоит: в возможностях исследования методических рекомендаций для воспитателей и специалистов дошкольного образования по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментирования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступления на недели науки факультета педагогики в рамках 70-го Смотра студенческих научно-практических работ в педагогическом институте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» 31 марта 2016 года. Также по данной проблеме составлены 2 статьи: Орлова, Т. С. О экспериментировании, как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Орлова // Молодёж в науке: новые аргументы - 2015. Напечатана в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Молодёж в науке новые аргументы». Статья «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» стр 89 – 91. опубликована в сборнике студенческих работ. ОФОРМИТЬ КАК ЛИТЕРАТУРУ И ДОБАВИТЬ ПЕД.СОВЕТ
Структура и объем работы: исследовательская работа состоит из: введения, трёх глав, выводов, заключения; списка использованной литературы (включающих () источника) и () приложений. Объем работы составляет () страниц, и отдельное приложение ().
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной АКТИВНОСТИ У детей старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в психолого – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ