Упражнения для постановки звука Р
Описание правильной артикуляции звука Р
Рот открыт. Губы в нейтральном положении. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемой воздушной
струи.
Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звука Р, надо научить ребенка поднимать кончик языка к альвеолам и выдыхать сильную воздушную струю. Под воздействием струи воздуха язык начнет вибрировать — дрожать, как флаг на ветру. В результате будет слышен звук Р.
Качели
(динамическое артикуляционное упражнение)
Попросите ребенка «покачать» свой язычок на качелях. Дляэтого надо широко открыть рот и широким кончиком языка по очереди дотрагиваться сначала до бугорков за верхними резцами (альвеол), а затем до основания нижних зубов. В каждом из положений язык удерживается 2—3 с.
Всего нужно выполнить 6—10 движений.
Чистим верхние зубки
(динамическое артикуляционное упражнение)
Предложите ребенку почистить верхние зубы с помощью языка. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить верхние резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать влево-вправо.
Движения выполнять в спокойном темпе 6 — 10 раз.
Маляр
(динамическое артикуляционное упражнение)
Попросите ребенка языком-«кисточкой» покрасить в «доме»-ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).
Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...»
Лошадка
(динамическое артикуляционное упражнение)
Попросите ребенка изобразить, как скачет лошадка. Для этого надо приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокать следует в медленном темпе, а затем постепенно увеличить его.
Следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Грибок
(статическое артикуляционное упражнение)
Попросите ребенка показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5—10 с. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его тоненькую ножку. Затем «отклеить» язык и закрыть рот.
Повторить упражнение 2—3 раза.
Гармошка
(динамическое артикуляционное упражнение)
Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к нёбу, как это делали в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открывать и закрывать рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.
Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...», в спокойном темпе, 6—10 раз.
Ох, устали!
(артикуляционно - дыхательное упражнение)
Покажите ребенку, как можно изобразить очень уставшего человека. Для этого надо высунуть изо рта широкий расслабленный язык и положить его между расслабленными губами. Затем длительно, на одном дыхании, надо дуть на язык и губы так, чтобы они начали вибрировать (следите за тем, чтобы щеки не надувались).
Выполнить упражнение 3—5 раз.
Барабан
(динамическое артикуляционное – голосовое упражнение)
Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.
Попросите ребенка повторить упражнение. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Если это происходит, то между зубами в одном из уголков рта надо вставить ручку зубной щетки или кончик указательного пальца ребенка.
Посоревнуйтесь, чей барабан дольше барабанит.
Комарик
(артикуляционно - голосовое упражнение)
Покажите ребенку, как можно спеть песенку комара. Для этого надо открыть рот, поднять язык за верхние зубы и длительно произносить звук «3».
Попросите ребенка повторить упражнение. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Если это происходит, то между зубами в одном из уголков рта надо вставить ручку зубной щетки или кончик указательного пальца.
Посоревнуйтесь, чей комарик дольше звенит.
Моторчик
(артикуляционно - голосовое упражнение)
Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабан» или «Комарик», а сами в это время с помощью «заводного ключика» быстро выполняете движения из стороны в сторону, каждый раз задевая и подталкивая кончик языка снизу. В результате механическим способом будет вызываться звук Р — моторчик «заработает».
В качестве заводного ключика для автомобиля могут быть использованы ручка чайной ложки (плоская) , соска от рожка, надетая на шпатель, или указательный палец ребенка.
Предложите ребенку научиться самому с помощью «ключика» заводить свой автомобиль и «ездить» на нем в гости, к бабушке, к друзьям, в цирк, в зоопарк.