По дисциплине практического характера
Перечень вопросов к экзамену
1.Раскройте понятия «профессиональная задача», расскажите о типологии профессиональных задач и алгоритме их решения на конкретных примерах.
2.Дайте определение понятию «педагогическая ситуация», проектирование», «прогнозирование», моделирование». Предложите различные классификации педагогических ситуаций.
3.Укажите место и функции оценивания в педагогическом процессе. Предложите вариативные методы и формы оценивания эффективности решения конкретной педагогической задачи.
4.Расскажите об альтернативных системах и современных средствах оценивания достижений детей, их сравнительных преимуществах и недостатках.
5.Укажите место анализ, целеполагания и планирования в деятельности педагога, их особенности и алгоритм организации.
6.Раскройте понятие педагогической поддержки и его связь с педагогическим сопровождением. Расскажите о направлениях педагогической поддержки.
7.Охарактеризуйте особенности педагогической поддержки детей разного возраста и социальных групп
8.Укажите место психолого-педагогической диагностики в работе педагога, её особенности и принципы.
9.Опишите особенности различных методов диагностики, и требования, предъявляемые к ним.
10.Охарактеризуйте тестирование как метод психолого-педагогической диагностики (понятие теста, структура теста, обработка и представление результатов тестирования)
11.Расскажите о технологии коррекции учебно-воспитательного процесса на основании данных психолого-педагогической диагностики
12.Опишите современные методики изучения эффективности воспитательного процесса
13.Раскройте понятие «педагогическое взаимодействие», укажите основные направления педагогического взаимодействия. Охарактеризуйте особенности взаимодействия по этим направлениям.
14.Перечислите способы совершенствования педагогического взаимодействия по разным направлениям.
15.Дайте характеристику традиционным и современным формам взаимодействия педагогов и родителей.
16.Определите цели и возможности взаимодействия педагога с культурно-просветительскими учреждениями и другими организациями.
17.Раскройте сущность понятий «профессиональное самообразование», «индивидуальная образовательная траектория»
18.Расскажите о способах повышения интеллектуального, коммуникативного и творческого потенциала учителя.
19.Опишите методики развития педагогического умения управлять собственным состоянием.
20.Дайте определение понятиям «образовательная среда», «педагогическая система», «воспитательная система», «гуманистическая воспитательная система», «воспитание», «социализация».
21.Дайте характеристику одной из авторских воспитательных систем.
22.Проанализируйте особенности педагогического процесса в различных образовательных средах.
23.Охарактеризуйте понятие метода воспитания и различные классификации методов воспитания.
24.Представьте на примере возможность выбора различных приёмов воспитания для решения конкретной педагогической задачи.
25.Опишите традиционные и современные формы воспитательной работы. Предложите вариативные формы работы для решения педагогической задачи (по вашему выбору).
26.Проанализируйте технологию конструирования форм воспитательной работы. .
27.Охарактеризуйте направления использования современных средств коммуникации и массовой информации в педагогической работе.
28.Укажите преимущества и недостатки различных средств коммуникации и массовой информации в учебной и воспитательной работе на конкретных примерах.
Критериальная база рейтинговой оценки учебных достижений студентов
по дисциплине практического характера
«Практикум по решению профессиональных задач»
Виды учебной работы студента | Оценка в баллах за каждый вид учебной работы | Макс. кол-во баллов в семестре | |
На практических занятиях до 30 баллов | Защита мультимедийных презентаций | ||
Моделирование и решение педагогических задач | |||
Работа в парах | |||
Участие в дискуссиях | |||
Проведение и анализ диагностических методик | |||
В периоды рубежных срезов до 10 баллов | Бланковое тестирование в период 1 рубежного среза | ||
Бланковое тестирование в период 2 рубежного среза | |||
СРС до 20 баллов | Составление терминологического словаря | ||
Оформление мультимедийных презентаций | |||
Оформление копилки педагогических задач | |||
Реферат на тему | |||
Создание копилки диагностических методик | |||
Оформление рекомендаций для педагогов | |||
Составление собственной программы профессионального самообразования | |||
Промежуточ-ная аттестация до 40 баллов | Зачет | ||
Итого | 100 баллов |
Примерные тестовые задания для проведения контроля в форме бланкового тестирования в периоды рубежных срезов:
Задания закрытой формы (с одиночным вариантом выбора):
ТЗ-1 (раздел 1, знание)
Какое из перечисленных понятий соответствует данному определению «осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности»:
а) педагогическая цель;
б) педагогическая задача;
в) обучение;
г) педагогический процесс;
Задания на установление соответствия
ТЗ-2 (раздел 2, анализ)
Установите соответствие между типами педагогических задач и их описательной характеристикой:
Аналитические задачи. | К этому виду задач относятся те, в которых речь идет о предвидении изменений во взаимоотношениях участников воспитательного процесса, их позициях. Научные положения в этом случае служат обоснованием для предположения. |
Ориентационные задачи. | К данному виду относятся задачи, содержащие признаки более одного вида из числа предыдущих. |
Прогностические задачи. | В задачах этого вида требование состоит в выборе оптимальных условий, средств разрешения взаимоотношений, взаимопонимания и прочих отношений между фигурантами педагогических задач. |
Смешанные задачи. | В задачах этого вида требование состоит в осмыслении педагогической реальности, ее оценке. Научные положения педагогики выступают для решения этих задач в роли критериев педагогической оценки того, что представлено в задачной ситуации. Примерами таких задач являются следующие. |
Задания на установление правильной последовательности
ТЗ-12 (раздел 3, понимание)
Установите порядок действий по разрешению педагогических ситуаций:
а) Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
б) Обнаружение факта.
в) Самоанализ и самооценка принятого решения.
г) Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
д) Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
е) Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
ж) Определение характера ее содержания.
з) Выбор способов решения педагогических задач.
Задания закрытой формы (с несколькими вариантами выбора):
ТЗ-10 (раздел 3, знание)
Средствами самообразовательной деятельности педагога могут быть:
а) информационно-компьютерные технологии;
б) передовой педагогический опыт;
в) общение с коллегами;
г) предметные выставки и тематические экскурсии:
д) средства массовой информации;
е) научная и методическая литература.