Как наука о развитии личности
Тамбов
УДК 371 (075.32)
ББК 74.00я73 Печатается по решению
П 86 редакционно-издательского совета
ТГУ имени Г.Р. Державина
Авторский коллектив:
Бескровная О.В. (лекции 6, 10, 20, 25); Кондратьева Г.В.(лекции 7, 8, 13, 23);
Кравченко М.Б. (лекции 12, 14, 21); Макарова Л.Н. (лекции 9, 17, 19);
Прокудин Ю.П. (лекции 2, 3, 11, 16); Терещенко Г.Ф. (лекции 1, 15, 24);
Шаршов И.А. (лекции 4, 5, 18, 22).
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Н.И. Исаева,
доктор педагогических наук, профессор Л.С. Подымова
Редколлегия:
Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов(отв. ред.),
О.В. Бескровная,Г.В. Кондратьева, Ю.П. Прокудин,Г.Ф. Терещенко
П 86 Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Л.Н. Макаровой, И.А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Спектр, 2008. – 148 с.
Основная задача учебного пособия состоит в том, чтобы помочь студентам и учащимся подготовиться к экзамену по психологии и педагогике. Его содержание соответствует базовому курсу «Психология и педагогика» государственного образовательного стандарта. Все вопросы раскрыты в соответствии с ведущими тенденциями развития отечественной научной школы.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, учащихся профильных классов, а также для системы повышения квалификации работников образования. Оно может быть использовано на всех ступенях системы непрерывного образования в самостоятельной работе, экстернате, дистанционном обучении.
УДК 371 (075.32)
ББК 74.00я73
© Педагогика: в помощь студенту, серия, 2003
© Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2008
Предисловие
При создании учебного пособия авторы опирались на фонд основных учебников по психологии и педагогике для студентов: Н.В. Бордовской, А.А. Реана (2007); В.Н. Дружинина (2005); В.М. Кроль (2005); В.Г. Крысько (2007); Э.В. Островского, Л.И. Чернышовой (2007); П.И. Пидкасистого (2005); И.П. Подласого (2006); В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова (2006); В.А. Сластенина, В.П. Каширина (2006); А.М. Столяренко (2004).
Учебный материал пособия отражает утвердившиеся в науке подходы, определения, психологические и педагогические выводы. Аналитическое изложение материала везде сопровождается авторской оценкой. В некоторых случаях авторы дают свое понимание теоретических вопросов на основе анализа психолого-педагогической литературы и современных социально-культурных и образовательных процессов.
Цель предлагаемого учебного пособия – систематизация изученного материала перед экзаменом. Оно содержит две части, отражающие основные психологические и педагогические теории, идеи, факты, изучаемые в обязательном для всех специальностей вуза курсе «Психология и педагогика». Подобное построение учебного материала позволяет рельефнее показать внутреннюю логику изучаемых психолого-педагогических проблем и дает возможность читателям с помощью сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из других источников.
Студенты могут плодотворно использовать данное пособие, работая с ним в разных режимах: от ориентировочного знакомства с предметом до сдачи экзамена.
Желаем успехов!
Часть 1.
ПСИХОЛОГИЯ
КАК НАУКА О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Лекция 1.