Перечень тем консультационной и индивидуальной работы

Пояснительная записка

Консультационная и индивидуальная работа в секциях очно - заочной школы ведётся по вопросу: «Основы научно-исследовательской деятельности» (58 часов – высший уровень, 64 часа начальный и основной уровни) и направлена на теоретическое освоение учащимися очно - заочной школы «ДонРМАН» универсального теоретико-методологического инструментария современной науки, ознакомление их с последовательной процедурой осуществления научного поиска и освоение фундаментальных подходов и практических навыков, необходимых для проведения собственного исследования в самостоятельно выбранной научной сфере.

Основная цель проведения индивидуальной работы и консультационных часов - способствовать формированию навыков научно-исследовательской работы у обучающихся.

Освоение программы предполагает решение разноплановых задач:

образовательные:

Ø овладение основами организации научно-исследовательской работы;

Ø ознакомление с методами проведения исследований;

Ø приобретение умения работать с научной литературой, с фактическими материалами, с архивными источниками;

Ø обработка полученных данных в ходе исследования.

воспитательные:

Ø формирование у учащихся культуры публичного выступления;

Ø воспитание у учащихся уважительного отношения к результатам интеллектуального труда других людей;

воспитание устойчивого интереса к научно – исследовательской деятельности;

развивающие:

Ø развитие ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей, аудитивных навыков;

Ø развитие личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;

Ø развитие умения работать индивидуально и в соавторстве.

На консультациях учащиеся (от 1 до 5 обучающихся) знакомятся с общими понятиями о науке и научных исследованиях.

В процессе индивидуальных занятий (1 учащийся) практически осваивает основные этапы организации научного исследования – от постановки проблемы до представления и защиты научно-исследовательской работы.

При организации консультационной работы и индивидуальных занятий используется очно - дистанционная форма обучения.

По окончанию обучения учащиеся должны знать:

-основы методологических особенностей научно-исследовательской, учебной деятельности, проектирования, реферирования и т. д.;

₋ историю развития исследовательских методов в отечественном и зарубежном образовании;

₋ нормативную базу исследовательской деятельности;

₋ об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);

Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать собственную модель организации научного исследования, учитывающую особенности объекта изучения;
  • формулировать темы научных исследований и определять их ценность для науки, учащихся и педагогов;
  • планировать и проводить исследование;
  • представлять результаты своего труда на конференции.

Перечень тем консультационной и индивидуальной работы

Консультационная работа (теоретическая часть) Кол-во часов Индивидуальная работа (практическкая часть) Кол-во часов
Понятие о научно-исследовательской деятельности: Исследование и его специфика. Особенности ученической научно-исследовательской деятельности. Виды исследовательских научных работ. Формы представления научного исследования. Формы анализа научных работ.      
Научная деятельность, как творческий процесс      
Методология научного познания      
Специфика проведения научного исследования в разных отраслях науки      
Подготовка к проведению научно-исследовательской работы   Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта  
Требование к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта   Требование к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта  
Работа над содержанием УНИР, проекта   Работа над содержанием УНИР, проекта  
       
Работа над введением УНИР, проекта
Тема исследования, проекта   Тема исследования, проекта  
Актуальность и новизна   Актуальность и новизна  
Методология научных исследований   Методология научных исследований  
Постановка цели, определение задач   Постановка цели, определение задач  
Объект, предмет исследования   Объект, предмет исследования  
Обзор литературы по теме   Обзор литературы по теме  
Работа над теоретической частью УНИР, проекта
Подбор и обзор научной литературы по теме работы   Анализ научной литературы  
Подбор и обзор фактологических материалов   Анализ фактологических материалов, определение проблемной ситуации  
    Анализ проблемной ситуации  
Работа над практической частью УНИР, проекта
Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин (в соответствии с профилем)   Проведение собственного исследования, применение диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п.  
Подготовка к проведению исследования, применению диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п.   Обработка и проверка полученных данных и результатов.  
    Использование современных информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ  
    Работа над общими выводами  
Работа над заключением   Работа над заключением  
Оформление списка использованной литературы      
Оформление приложений      
Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося.   Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося.  
    Подготовка к участию в научно конференции учащихся    
Всего:   Всего:  
Начальный уровень- Основной уровень- Высший уровень-   Начальный уровень- Основной уровень- Высший уровень-  

План консультационной и индивидуальной работы

Консультационная работа (теоретическая часть) Кол-во часов Индивидуальная работа (практическкая часть) Кол-во часов
Понятие о научно-исследовательской деятельности: Исследование и его специфика. Особенности ученической научно-исследовательской деятельности. Виды исследовательских научных работ. Формы представления научного исследования. Формы анализа научных работ      
Научная деятельность, как творческий процесс      
Методология научного познания      
Специфика проведения научного исследования в разных отраслях науки      
Подготовка к проведению научно-исследовательской работы   Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта  
Требование к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта   Требования к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта.  
Работа над содержанием УНИР, проекта   Работа над содержанием УНИР, проекта  
Работа над введением УНИР, проекта
Тема исследования, проекта   Тема исследования, проекта  
Актуальность и новизна   Актуальность и новизна  
Методология научных исследований   Методология научных исследований  
Постановка цели, определение задач   Постановка цели, определение задач  
Объект, предмет исследования   Объект, предмет исследования  
Обзор литературы по теме   Обзор литературы по теме  
Работа над теоретической частью УНИР, проекта
Подбор и обзор научной литературы по теме работы   Анализ фактологических материалов, определение проблемной ситуации  
Подбор и обзор фактологических материалов   Анализ научной литературы  
    Анализ проблемной ситуации  
Работа над практической частью УНИР, проекта
Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин (в соответствии с профилем)   Проведение собственного исследования, применение диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п.  
Подготовка к проведению исследования, применению диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п.   Обработка и проверка полученных данных и результатов.  
    Использование современных информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ  
    Работа над общими выводами  
Работа над заключением   Работа над заключением  
Оформление списка использованной литературы      
Оформление приложений      
Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося.   Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося.  
    Подготовка к участию в научно конференции учащихся    
Всего:   Всего:  
Начальный уровень- Основной уровень- Высший уровень-   Начальный уровень- Основной уровень- Высший уровень-  

Содержание консультационной работы

Тема:Понятие о научно-исследовательской деятельности

Исследование и его специфика.

Особенности ученической научно-исследовательской деятельности.

Виды исследовательских научных работ.

Формы представления научного исследования.

Формы анализа научных работ.

Тема:Научная деятельность, как творческий процесс

Разные методы активизации творческой активности

Тема: Методология научного познания

Тема:Специфика проведения научного исследования в разных отраслях науки

Тема:Подготовка к проведению научно-исследовательской работы

Тема: Требования к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта

Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению УНИР (структура, объем, шрифт, интервал и т.д.) Критерии оценки. Ознакомление с образцами работ.

Тема: Работа над содержанием УНИР, проекта

Тема: Работа над введением УНИР, проекта

Научное исследование. Тема. Актуальность и новизна исследования. Принципы постановки цели и задач исследования. Объект и предмет исследования. Методы научного исследования.

Тема: Работа над теоретической частью УНИР, проекта

Подбор и обзор научной литературы по теме работы. Подбор и обзор фактологических материалов. Особенности работы с литературными, архивными, интернет- источниками. Требования к содержанию теоретической части исследования. Правила оформления ссылок и цитат.

Тема: Работа над практической частью УНИР, проекта

Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин (в соответствии с профилем). Подготовка к проведению исследования, применению диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п. Этапы проведения исследования. Требования к проведению исследования. Правила оформления результатов исследования. Сбор первичной информации.

Тема: Работа над заключением

Значение заключительной части научно-исследовательской работы. Особенности написания заключения.

Тема: Оформление списка использованной литературы

Принципы оформления литературы. Выходные данные литературных источников. Порядок оформления Интернет - источников.

Тема: «Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося»

Подготовка публичного выступления. Особенности представления и защиты научно-исследовательской работы. Регламент выступления.

Содержание индивидуальной работы

Тема: Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта

практика: Составление каждым воспитанником индивидуального плана по написанию научно-исследовательской работы на весь период обучения.

Тема: Работа над содержанием УНИР, проекта

практика: Определение структуры научно-исследовательской работы. Оформление содержания.

Тема: Работа над введением УНИР, проекта

практика: Выбор темы. Обоснование актуальности и новизны. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Знакомство с проблемой в литературных источниках. Подбор методов.

Тема: Работа над теоретической частью УНИР, проекта

практика: Обработка литературных источников. Анализ фактологических материалов, определение проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Анализ научной литературы по теме исследования. Изучение существующего опыта по теме исследования в отечественной и зарубежной научной практике.

Тема: Работа над практической частью УНИР, проекта

практика: Работа с литературой. Подбор методик, диагностик исследования. Отбор фактического материала. Разработка плана исследования. Проведение пробного исследования. Проведение собственного исследования, применение диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п. Обработка и проверка полученных данных и результатов. Использование современных информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ.

Тема: «Работа над общими выводами»

практика: Анализ проделанной работы. Обобщение результатов работы. Выводы по теоретической части. Выводы по практической части.

Тема Работа над заключением

практика: Написание заключительной части работы. Оформление заключения.

Тема: «Оформление приложений»

практика: Построение графиков, схем, таблиц. Подготовка копий материалов.

Тема: «Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося»

практика: Отработка навыков публичного выступления и ответов на вопросы.

Тема: Подготовка к участию в научно конференции учащихся

практика: Подготовка текста выступления. Подготовка видео- и раздаточных материалов.

Наши рекомендации