Перечень тем консультационной и индивидуальной работы
Пояснительная записка
Консультационная и индивидуальная работа в секциях очно - заочной школы ведётся по вопросу: «Основы научно-исследовательской деятельности» (58 часов – высший уровень, 64 часа начальный и основной уровни) и направлена на теоретическое освоение учащимися очно - заочной школы «ДонРМАН» универсального теоретико-методологического инструментария современной науки, ознакомление их с последовательной процедурой осуществления научного поиска и освоение фундаментальных подходов и практических навыков, необходимых для проведения собственного исследования в самостоятельно выбранной научной сфере.
Основная цель проведения индивидуальной работы и консультационных часов - способствовать формированию навыков научно-исследовательской работы у обучающихся.
Освоение программы предполагает решение разноплановых задач:
образовательные:
Ø овладение основами организации научно-исследовательской работы;
Ø ознакомление с методами проведения исследований;
Ø приобретение умения работать с научной литературой, с фактическими материалами, с архивными источниками;
Ø обработка полученных данных в ходе исследования.
воспитательные:
Ø формирование у учащихся культуры публичного выступления;
Ø воспитание у учащихся уважительного отношения к результатам интеллектуального труда других людей;
воспитание устойчивого интереса к научно – исследовательской деятельности;
развивающие:
Ø развитие ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей, аудитивных навыков;
Ø развитие личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;
Ø развитие умения работать индивидуально и в соавторстве.
На консультациях учащиеся (от 1 до 5 обучающихся) знакомятся с общими понятиями о науке и научных исследованиях.
В процессе индивидуальных занятий (1 учащийся) практически осваивает основные этапы организации научного исследования – от постановки проблемы до представления и защиты научно-исследовательской работы.
При организации консультационной работы и индивидуальных занятий используется очно - дистанционная форма обучения.
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
-основы методологических особенностей научно-исследовательской, учебной деятельности, проектирования, реферирования и т. д.;
₋ историю развития исследовательских методов в отечественном и зарубежном образовании;
₋ нормативную базу исследовательской деятельности;
₋ об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);
Учащиеся должны уметь:
- разрабатывать собственную модель организации научного исследования, учитывающую особенности объекта изучения;
- формулировать темы научных исследований и определять их ценность для науки, учащихся и педагогов;
- планировать и проводить исследование;
- представлять результаты своего труда на конференции.
Перечень тем консультационной и индивидуальной работы
Консультационная работа (теоретическая часть) | Кол-во часов | Индивидуальная работа (практическкая часть) | Кол-во часов |
Понятие о научно-исследовательской деятельности: Исследование и его специфика. Особенности ученической научно-исследовательской деятельности. Виды исследовательских научных работ. Формы представления научного исследования. Формы анализа научных работ. | |||
Научная деятельность, как творческий процесс | |||
Методология научного познания | |||
Специфика проведения научного исследования в разных отраслях науки | |||
Подготовка к проведению научно-исследовательской работы | Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта | ||
Требование к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта | Требование к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта | ||
Работа над содержанием УНИР, проекта | Работа над содержанием УНИР, проекта | ||
Работа над введением УНИР, проекта | |||
Тема исследования, проекта | Тема исследования, проекта | ||
Актуальность и новизна | Актуальность и новизна | ||
Методология научных исследований | Методология научных исследований | ||
Постановка цели, определение задач | Постановка цели, определение задач | ||
Объект, предмет исследования | Объект, предмет исследования | ||
Обзор литературы по теме | Обзор литературы по теме | ||
Работа над теоретической частью УНИР, проекта | |||
Подбор и обзор научной литературы по теме работы | Анализ научной литературы | ||
Подбор и обзор фактологических материалов | Анализ фактологических материалов, определение проблемной ситуации | ||
Анализ проблемной ситуации | |||
Работа над практической частью УНИР, проекта | |||
Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин (в соответствии с профилем) | Проведение собственного исследования, применение диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п. | ||
Подготовка к проведению исследования, применению диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п. | Обработка и проверка полученных данных и результатов. | ||
Использование современных информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ | |||
Работа над общими выводами | |||
Работа над заключением | Работа над заключением | ||
Оформление списка использованной литературы | |||
Оформление приложений | |||
Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося. | Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося. | ||
Подготовка к участию в научно конференции учащихся | |||
Всего: | Всего: | ||
Начальный уровень- Основной уровень- Высший уровень- | Начальный уровень- Основной уровень- Высший уровень- |
План консультационной и индивидуальной работы
Консультационная работа (теоретическая часть) | Кол-во часов | Индивидуальная работа (практическкая часть) | Кол-во часов |
Понятие о научно-исследовательской деятельности: Исследование и его специфика. Особенности ученической научно-исследовательской деятельности. Виды исследовательских научных работ. Формы представления научного исследования. Формы анализа научных работ | |||
Научная деятельность, как творческий процесс | |||
Методология научного познания | |||
Специфика проведения научного исследования в разных отраслях науки | |||
Подготовка к проведению научно-исследовательской работы | Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта | ||
Требование к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта | Требования к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта. | ||
Работа над содержанием УНИР, проекта | Работа над содержанием УНИР, проекта | ||
Работа над введением УНИР, проекта | |||
Тема исследования, проекта | Тема исследования, проекта | ||
Актуальность и новизна | Актуальность и новизна | ||
Методология научных исследований | Методология научных исследований | ||
Постановка цели, определение задач | Постановка цели, определение задач | ||
Объект, предмет исследования | Объект, предмет исследования | ||
Обзор литературы по теме | Обзор литературы по теме | ||
Работа над теоретической частью УНИР, проекта | |||
Подбор и обзор научной литературы по теме работы | Анализ фактологических материалов, определение проблемной ситуации | ||
Подбор и обзор фактологических материалов | Анализ научной литературы | ||
Анализ проблемной ситуации | |||
Работа над практической частью УНИР, проекта | |||
Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин (в соответствии с профилем) | Проведение собственного исследования, применение диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п. | ||
Подготовка к проведению исследования, применению диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п. | Обработка и проверка полученных данных и результатов. | ||
Использование современных информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ | |||
Работа над общими выводами | |||
Работа над заключением | Работа над заключением | ||
Оформление списка использованной литературы | |||
Оформление приложений | |||
Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося. | Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося. | ||
Подготовка к участию в научно конференции учащихся | |||
Всего: | Всего: | ||
Начальный уровень- Основной уровень- Высший уровень- | Начальный уровень- Основной уровень- Высший уровень- |
Содержание консультационной работы
Тема:Понятие о научно-исследовательской деятельности
Исследование и его специфика.
Особенности ученической научно-исследовательской деятельности.
Виды исследовательских научных работ.
Формы представления научного исследования.
Формы анализа научных работ.
Тема:Научная деятельность, как творческий процесс
Разные методы активизации творческой активности
Тема: Методология научного познания
Тема:Специфика проведения научного исследования в разных отраслях науки
Тема:Подготовка к проведению научно-исследовательской работы
Тема: Требования к написанию ученической научно-исследовательской работы (УНИР), проекта
Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению УНИР (структура, объем, шрифт, интервал и т.д.) Критерии оценки. Ознакомление с образцами работ.
Тема: Работа над содержанием УНИР, проекта
Тема: Работа над введением УНИР, проекта
Научное исследование. Тема. Актуальность и новизна исследования. Принципы постановки цели и задач исследования. Объект и предмет исследования. Методы научного исследования.
Тема: Работа над теоретической частью УНИР, проекта
Подбор и обзор научной литературы по теме работы. Подбор и обзор фактологических материалов. Особенности работы с литературными, архивными, интернет- источниками. Требования к содержанию теоретической части исследования. Правила оформления ссылок и цитат.
Тема: Работа над практической частью УНИР, проекта
Специфика реализации научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин (в соответствии с профилем). Подготовка к проведению исследования, применению диагностики, построению модели, проведению расчетов и т.п. Этапы проведения исследования. Требования к проведению исследования. Правила оформления результатов исследования. Сбор первичной информации.
Тема: Работа над заключением
Значение заключительной части научно-исследовательской работы. Особенности написания заключения.
Тема: Оформление списка использованной литературы
Принципы оформления литературы. Выходные данные литературных источников. Порядок оформления Интернет - источников.
Тема: «Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося»
Подготовка публичного выступления. Особенности представления и защиты научно-исследовательской работы. Регламент выступления.
Содержание индивидуальной работы
Тема: Подготовка индивидуальных планов написания УНИР, проекта
практика: Составление каждым воспитанником индивидуального плана по написанию научно-исследовательской работы на весь период обучения.
Тема: Работа над содержанием УНИР, проекта
практика: Определение структуры научно-исследовательской работы. Оформление содержания.
Тема: Работа над введением УНИР, проекта
практика: Выбор темы. Обоснование актуальности и новизны. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Знакомство с проблемой в литературных источниках. Подбор методов.
Тема: Работа над теоретической частью УНИР, проекта
практика: Обработка литературных источников. Анализ фактологических материалов, определение проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Анализ научной литературы по теме исследования. Изучение существующего опыта по теме исследования в отечественной и зарубежной научной практике.
Тема: Работа над практической частью УНИР, проекта
практика: Работа с литературой. Подбор методик, диагностик исследования. Отбор фактического материала. Разработка плана исследования. Проведение пробного исследования. Проведение собственного исследования, применение диагностики, построение модели, проведение расчетов и т.п. Обработка и проверка полученных данных и результатов. Использование современных информационных технологий при выполнении научно-исследовательских работ.
Тема: «Работа над общими выводами»
практика: Анализ проделанной работы. Обобщение результатов работы. Выводы по теоретической части. Выводы по практической части.
Тема Работа над заключением
практика: Написание заключительной части работы. Оформление заключения.
Тема: «Оформление приложений»
практика: Построение графиков, схем, таблиц. Подготовка копий материалов.
Тема: «Индивидуальное консультирование. Предзащита научно-исследовательской работы учащегося»
практика: Отработка навыков публичного выступления и ответов на вопросы.
Тема: Подготовка к участию в научно конференции учащихся
практика: Подготовка текста выступления. Подготовка видео- и раздаточных материалов.