Характеристика систем производственного обучения

Наименова ние СПО Сущность СПО Достоинства Недостатки
Предметная Построена но видам выпус­каемой продукции; уча­щийся выполняет те же из­делия, что и рабочий-инструктор; программа обучения включает пере­чень изготавливаемых из­делий-предметов - получение готового изделия стимулирует дальнейшую работу; - происходит раннее включение обучае­мых в производст­венный труд - отсутствует плано­мерность в развитии процесса изготовления изделий или выполне­ния работы; - не проводятся упраж­нения по отработке приемов и операций, следовательно. уча­щиеся осваивают оши­бочные действия и их приходится переучи­вать; - отсутствует возмож­ность рационально строить технологиче­ские процессы и овла­девать разнообразными приспособлениями  
Операцион ная Предусматривает последо­вательное овладение прие­мами выполнения отдель­ных усложняющихся опе­раций, не связанных между собой в рамках единого технологического процесса, независимо от производи­мой продукции. - дает возможность овладения опера­циями, которые не­обходимо усвоить в определенной по­следовательности в соответствии с тре­бованиями постоян­ного увеличения сложности; - выше производи­тельность труда, т. к. проще работа - знания, умения и на­выки формируются в виде изолированных частей, не сведенных в единое целое, что не способствует формиро­ванию прочных и ус­тойчивых ЗУН; - учащиеся не видят ре­зультатов своего труда; - трудность в обеспече­нии учащихся заготов­ками и при хранении незавершенной про­дукции
Операционно- предметная Изучение операции в про­цессе изготовления изделий возрастающей сложности - учащиеся видят ре­зультат своего труда, что пробуждает ин­терес к выполняемой работе -возникают сложности в достижении обучае­мыми требуемой степе­ни мастерства    
Моторно-тренировочная СПО «ЦИТ» Предусматривает деление трудового процесса на со­ставные части - трудовые приемы, выполнение системы упражнений; для каждого трудового процесса разработана особая методика   -у учащихся созда­ются прочные авто­матизированные на­выки при выполнении элементов трудовых процессов -происходит отрыв тренировочных упраж­нений по выполнению отдельных приемов работы отреальных условий труда
Операционно- комплексная Предусматривает чере­дующееся освоение учащи­мися основных приемов выполнения операций и по­степенно усложняющихся комплексных работ; груп­пировка и последователь­ность операций, а также подбор объектов и распо­ложение их в определенной последовательности взаи­мосвязаны   - изучаемые опера­ции постепенно за­крепляются при вы­полнении после­дующих комплекс­ных работ; - учащиеся обучают­ся приемам и спосо­бам выполнения ра­бот в тех сочетаниях, которые могут встретиться на про­изводстве - рассчитана на обуче­ние рабочих ручным и машинно-ручным про­фессиям непосредст­венно в учебных заве­дениях
Проблемно- аналитическая Происходит общее ознакомление с технологиче­ским процессом в целом, после чего изучение от­дельных проблемных си­туаций и упражнений в их выполнении, изучении все­го технологического про­цесса и самостоятельное выполнение задания по его ведению, регулированию и контролю - способствует формирование интел­лектуальных навы­ков и умений в опре­деленной последова­тельности, обеспе­чивает их гибкость - возникает трудность в запоминании последо­вательности выполне­ния действий и разви­тии умения отличать главные ситуации от второстепенных; - трудно переносятся навыки в действиях по уже изученным ситуа­циям в новые ситуации
               

Для машиниста мостового крана можно выделить следующую систему производственного обучения: операционно-комплексную. Её суть заключается в освоение учащи­мися чередующихся приемов выполнения операций и по­степенно усложняющихся комплексных работ; груп­пировка и последователь­ность операций, а также подбор объектов и распо­ложение их в определенной последовательности.

Достоинствами операционно-комплексной СПО является то, что:

- изучаемые опера­ции постепенно за­крепляются при выполнении после­дующих комплекс­ных работ;

- учащиеся обучают­ся приемам и спосо­бам выполнения ра­бот в тех сочетаниях, которые могут встретиться на про­изводстве.

Главным недостатком такой СПО является то, что она рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных заведениях.

Разработка сводно-тематического плана профессиональной подготовки рабочего.

На основе всех выполненных разработок в данном разделе формируется сводно-тематический план. Он должен включать тематику специальных дисциплин («спец. технология», «ПО» и т.д.) регламентировать последовательность изучения тем и количество времени, что отводится на их изучение, посеместровое разделение учебных куров, отрабатывать формы обучения (уроки, практики).

Сформированный сводно-тематический план представлен в таблице 1.9.

Таблица 1.9.

Сводно-тематический план подготовки квалифицированных рабочих по профессии «машинист мостового крана»

Производственное обучение Специальная технология
Не де ли № тем Темы кол- во часов Не де ли № тем Темы кол- во часов  
I-семестр  
I. Обучение в учебных мастерских
Вводное занятие Введение
Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских 1-4 Гигиена труда, производственная санитария и профилактика травматизма
Экскурсия на предприятие 1-2 Допуски и технические измерения  
1-7 Слесарные работы 2-5 Сведениях о механизмах крана и их деталях  
7-11 Разборка и сборка типовых узлов и узлов крана   Сборочно-разборочные работы  
11-14 Электромонтажные работы 5-7 Общие сведения о кранах
        Основы электромантажного дела  
        Крановые канаты и грузозахваточные приспособления    
        Сведения об организации погрузочно-разгрузачных работ
        Устройство кранов
        Прогрессивные формы организации и стимулирования труда рабочих
        Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на придприятии  
14-17 Обучения работам по строповке и перемещению грузов крана 9-11 Обучения работам по строповке и перемещению грузов крана    
          Ознакомления учащихся с правилами подьема на кран, схода с него и управление краном    
          Отработка приемов управления механизмом подьема опускания груза, включая торможение.
          Ознакомление с конструкцией грузозахваточных устройств для различных видов груза: острова проката и тары для материала  
          Ознакомления с номинальной грузоподъемности крана и грузозахваточных приспособлений.    
  Проверочные работы 11-12 Проверочные работы  
    Резерв учебного времени     Резерв учебного времени  
    Итог за I семестр     Итог за I семестр  
II семестр  
        Ремонтные работы    
        18-19 Ремонт деталей крана    
        Ремонт механизмов крана  
        Ремонт электрооборудывание кранов  
II. Обучение на предприятии 20-21      
Ознакомление с предприятием. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности 18-19 Ознакомление с предприятием. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности    
                                 

Продолжение таблицы 1.9.

18-20 Ремонтные работы Сведения о ремонте кранов  
22-25 Ремонт электрооборудывания кранов 24-25 Электрооборудывания кранов и его ремонт  
26-27 Обучения управлению механизмами крана 25-26 Крановые пути  
28-30 Выполнения работ на кране       Управление кранами и эксплуатация кранов  
    Резерв времени     Технологический процесс внутрискладской переработки грузов
31-40 Производственная практика на рабочих местах предпреятия     Резерв времени
  Выпускные квалификационные экзамены     Выпускные квалифицированные экзамены  
    Итого за II семестр     Итого за II семестр
    Всего за курс обучения     Всего за курс обучения

Для более качественной подготовки рабочих по профессии «Машинист мостового крана», также необходимо обучать их общетехническим предметам:

· грузоподъемные машины;

· материаловеденье и технология машиностроения;

· электротехника;

· черчение.

Итого общее количество часов отводимое на обучение рабочего по профессии «Машинист козлового крана» составляет 1371часа с учетом общетехнических предметов. Исходя из заданного количества часов на обучение можно сделать вывод, что на подготовку квалифицированного рабочего данной профессии необходим срок обучения 1 учебный год.

II. Проектирование технологии обучения по теме: «Приводы грузоподъемных машин»

Наши рекомендации