Терапия и профилактика умственной отсталости у детей и подростков
Содержание
Терапия и профилактика умственной отсталости у детей и подростков.
Определение умственной отсталости в специальной психологии.
Причины развития умственной отсталости.
Симптомы умственной отсталости.
Диагнозтика умственной отсталости.
Профилактика развития умственной отсталости.
Литература.
ТЕРАПИЯ И ПРОФИЛАКТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В недалеком прошлом считалось, что умственно отсталые дети, как правило, не нуждаются в медикаментозном лечении ввиду инкурабель-ности их дефекта. Это было связано с неверием в возможность улучшить их Психическое состояние, с незнанием этиологии многих синдромов недоразвития и отсутствием эффективных терапевтических средств. В действительности основное условие лечения детей и подростков с умственной отсталостью — убежденность в том, что можно улучшить их 11сихическое состояние или добиться соответствующей их психическому недоразвитию социальной адаптации (абилитации). Содержанием терапии должны быть ликвидация, если это возможно, основного патогенетического механизма психического недоразвития, стимуляция существующих компенсаторных механизмов, противодействие негативной динамике и осложнениям другими нервно-психическими расстройствами (коморбидности).
Дети с более или менее тяжелыми степенями психического недоразвития выявляются в раннем и дошкольном возрасте, с более легкими — чаще всего не ранее начала обучения в школе. В связи с этим лечебно-коррекционные меры начинают не сразу, а лишь после длительного изучения ребенка, когда отпадут все сомнения в диагнозе. В результате оказываются упущенными самые чувствительные к стимуляции развития первые годы жизни. Для начала коррекционно-педагогических мер и для назначения медикаментов достаточно факта отставания ребенка от сверстников. Чем раньше начинают помогать отстающему ребенку, тем большего успеха удается добиться. Рано назначенное лечение, обсуждение его перспектив с родителями, вовлечение их в коррекцию отсталости ребенка поможет последним реалистически гюдойти к его будущим возможностям и активно участвовать в абилитации. Это воспрепятствует возникновению у него и у родителей разочарований и связанных с этим эмоциональных расстройств.
Терапевтическое вмешательство может быть осуществлено только в случае всесторонней оценки больного. Без многостороннего диагноза, в котором найдет отражение оценка интеллектуальных особенностей, квалификация всей клинической картины, этиологии и психосоциальных условий развития, невозможно достигнуть успехов в лечении. Только в этом случае можно выработать соответствующий состоянию умственно отсталого индивида план абилитации, назначить коррекционные педагогические мероприятия и медикаментозное лечение. В любой лечебной программе основное место занимает семья. Получившие представление о состоянии и перспективах больного ребенка родители станут активными исполнителями и участниками разработанного врачом и педагогом лечебно-коррекционного плана. В дальнейшем, по мере развития ребенка, они могут создавать сами новые подходы к лечению и, обсуждая их с врачом, активно проводить в жизнь. В зависимости от позиции родителей могут понадобиться специальные объяснения и убедительные доводы, чтобы сделать их сознательными и полезными участниками лечебно-педагогического процесса. Без этой помощи все усилия врача могут оказаться малоэффективными.
Успешность социальной адаптации и предотвращения инвалидности, безусловно, зависят от правильного выбора методов лечения (медикаментозных, педагогических, трудотерапевтических), их комбинации, от правильного и индивидуального дозирования их в тот или иной возрастной период. Как выбор методов, так в конечном итоге и их эффективность зависят от правильно определенной цели терапевтического вмешательства. Структура интеллектуального дефекта, эмоционально-волевые расстройства, семейная ситуация, среда, в которой находится семья, и т. д. диктуют разные способы их коррекции. Важно выявить наиболее сохранные стороны психической деятельности и, опираясь на них, построить план обучения и приспособления ребенка к жизни. При этом должна быть сформулирована достижимая для конкретного ребенка цель — компенсация дефекта или посильная социальная адаптация с определенной степенью способности к самостоятельной деятельности. Лечебно-педагогические меры одновременно являются и профилактикой возникновения на фоне отсталости поведенческих, невротических, психотических и других расстройств.
2.Определение умственной отсталости в специальной психологии. Структура УО (по Л. С. Выготскому).
Умственно отсталый - такой ребенок, у которого стойко нарушена познавательная деятельность и другие высшие психические функции вследствие органического поражения головного мозга.
Причина умственной отсталости - поражение головного мозга ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб). Однако, не всякое поражение головного мозга ведёт к стойкому нарушению познавательной деятельности.
Понятие "умственно отсталый" не определяет конкретного заболевания, а лишь то, каковы возможности данного ребёнка в отношении усвоения знаний.
При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов. Выделяют две основные формы умственной отсталости:олигофрению и деменцию.
В проблеме умственной отсталости до последнего времени выдвигается на первый план в качестве основного момента интеллектуальная недостаточность ребенка, его слабоумие.
Это закреплено в самом определении детей, которых называют обычно слабоумными или умственно отсталыми. Все остальные стороны личности такого ребенка рассматриваются как возникающие вторично в зависимости от основного интеллектуального дефекта, Многие склонны даже не видеть существенного отличия в аффективной и волевой сфере этих детей и детей нормальных.
Правда, это интеллектуалистическое направление, сводящее всю проблему умственной отсталости к слабоумию, уже давно встречало оппозицию со стороны многих исследований. Так, Э. Сеген указывал на то, что из всех недостатков этих детей самый главный — недостаток воли.
Расстройство воли, по его словам, гораздо важнее, чем все остальные физиологические и психические расстройства, взятые вместе. Воля—этот рычаг всех действий, всех способностей— отсутствует у умственно отсталого ребенка. В куполе вашего здания недостает замыкающего его камня. Все здание рухнет, если вы, удовольствовавшись только внешней отделкой и украшениями, удалитесь, не придав прочности вашей работе, т. е. не связав новых способностей, развитых вами в ученике, органической связью—свободной волей.
Но Э. Сеген, говоря о расстройствах воли как о главном недостатке этих детей, имеет в виду не только ту высшую ступень в развитии воли, которую он называет замыкающим камнем в куполе всего здания. Он полагает, что и самые основные, первичные, элементарные волевые побуждения глубочайшим образом нарушены у этих детей, что эта способность должна у них отсутствовать, и она действительно отсутствует. Эти дети совершенно лишены воли, и прежде всего интеллектуальной и моральной, но вместе с тем и той первичной воли, которая является не столько замыкающим камнем всего здания, сколько его фундаментом. Ни одна из интеллектуальных способностей не может считаться вполне отсутствующей у этих детей. Но у них нет умения свободно прилагать свои способности к явлениям нравственного и отвлеченного характера. Им недостает той свободы, из которой рождается нравственная воля.; «Физически—он не может, умственно—он не знает, психически—он не желает. Он
бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет...»] (1903, с. XXXVII—XXXVIII).
Таким образом, начальные и конечные звенья всей цепи развития, от первоначального низшего момента до высших функций воли, глубоко недоразвиты у этих детей.
3.Причины развития умственной отсталости
· Наследственность и патология генеративных клеток (половых) родителей (Болезнь Дауна, фенилкетонурия, истинная микроцефалия и так далее).
· Внутриутробное (пренатальное) поражение плода химическими, физическими или инфекционными агентами (перенесённая во время беременности краснуха, гормональные нарушения, наркомания, алкоголизм, инфекции, сифилис, а также асфиксия плода, конфликт по резус-фактору, иммунологическая несовместимость крови и так далее).
· Воздействие вредных факторов в неонатальный период (с момента рождения и до 28 дней) и первые три года жизни ребёнка (асфиксия плода во время родов, родовые травмы, гидроцефалия, травмы головы, инфекции и так далее).
· Депривация общения. Так называемые «феральные люди» – это дети, выращенные животными или в условиях искусственной изоляции от общества, без воспитания и минимального образования. Ярким историческим примером последнего является Каспар Хаузер.
· Педагогическая запущенность, особенно в первые 6 лет жизни ребёнка. В этом случае развивается лёгкая степень слабоумия при условии дальнейшей работы с ребёнком. Обычно бывает в малообеспеченных семьях. При этом органического изменений в тканях головного мозга нет.
4.Симптомы умственной отсталости
Умственная отсталость может быть четырёх степеней тяжести вне зависимости от причины.
· Лёгкая – дебильность.
· Средняя – имбецильность.
· Тяжёлая – имбецильность с проявлением глубокой умственной субнормальности.
· Глубокая – идиотия.
Общим симптомом для любой степени умственной отсталости является низкий уровень IQ, не соответствующий возрасту ребёнка или подростка.
В физическом развитии дети могут и не отставать от своих сверстников. Нарушение наблюдается в приобретении малышом моторных навыков. В отличие от своих сверстников, ему трудно держать ложку, справиться с двумя предметами одновременно и так далее. Отмечается задержка в обучении и приобретении необходимых знаний и навыков (умении одеваться, ходить в туалет и пр.). Дети не проявляют интереса к игрушкам и играм или делают это с опозданием. Например, начинают интересоваться яркими погремушками только в три года, когда их сверстники играют, скажем, машинками, рисуют карандашами, собирают кубики и так далее. Отмечается задержка в развитии речи и психическое недоразвитие. Детям неинтересно общение со своими сверстниками, порой и со взрослыми, они не проявляют интереса к познаниям, у них слабая мотивация к постижению чего-либо. Часто отмечается слабая память. Дети запоминают только яркие предметы, которые их особенно заинтересовали. В более тяжёлых случаях отмечается эмоциональная инфантильность. Все симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При деменции происходит, наоборот, утрата приобретённых навыков и знаний.
5. Диагностика умственной отсталости
Диагноз ставится на основе тестирования уровня IQ. Для каждого возраста имеются определённые навыки и знания, которые должен иметь ребёнок. Для определения органического поражения мозга могут быть назначены УЗИ головного мозга и электроэнцефалограмма. Для определения причины развития умственной отсталости могут быть назначены анализ ДНК, биохимический анализ крови и мочи и ряд других исследований по усмотрению врача.
Умственная отсталость не лечится, но при помощи специальных программ обучения, адаптации и социализации можно добиться неплохих результатов. Всё зависит от степени поражения мозга и времени обращении к специалисту, а также социального и психологического окружения, в котором живёт ребёнок.
6. Профилактика развития умственной отсталости
· Тщательная подготовка к беременности. Проверка родителей на возможное носительство патологических генов или наличие изменений в репродуктивных клетках.
· Отказ от вредных привычек во время беременности, правильное питание и предупреждение воздействия на плод различных вредных агентов (инфекции, химических веществ, излучения и так далее).
· Предупреждение развития асфиксии плода и родовых травм, особенно головы. Хроническая асфиксия плода всегда развивается при курении мамы во время беременности.
· Предупреждение травм головы у детей.
· Своевременная диагностика и лечение всех заболеваний и инфекций.
· Обеспечение полноценного психологического, интеллектуального, эмоционального и социального развития ребёнка.
. Профилактика умственной недостаточности проводтся по многим направлениям. Первичная профилактика включает повышение осведомленности населения о вредных последствиях употребления алкоголя и курения ; широкое профилактическое применение фолиевой кислоты в ранние сроки беременности; пропаганду правил безопасности детей раннего возраста в быту и поощрение усилий родителей по предупреждению постнатальных черепно-мозговых травм; пропаганду правил хранения в домашних условиях опасных веществ (медикаментов, препаратов бытовой химии, в том числе горючих и взрывоопасных); обязательное использование фиксирующих приспособлений при поездках на автомобиле, шлема - при езде на велосипеде и занятиях скейтбордингом; пропаганду средств контрацепции для предупреждения у подростков беременности и заражения инфекциями, передающимися половым путем, в том числе ВИЧ; выполнение общепринятых программ активной иммунизации для предотвращения инфекций, последствием которых может быть умственная отсталость ( энцефалит , менингит , врожденные инфекции ).
Кроме того, первичная профилактика умственной отсталости включает программы массового обследования для раннего выявления некоторых расстройств, без лечения влекущих за собой умственную отсталость, - скрининг метаболических расстройств, снижения слуха у новорожденных и меры по предупреждению отравлений свинцом у детей дошкольного возраста. Обязательная рентгенография шейного отдела позвоночника у детей с синдромом Дауна направлена не на предотвращение умственной отсталости, а лишь на выявление сопутствующих ей изменений.
7.Список литературы.
1. Бизюк А.П Основы нейропсихологии. Учебное пособие.-Спб.: Речь, 2005.293с.
2. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных сотояний//Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд., испр. – М.: Комто-Центр, 2001. – С. 19-29
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб. и др.: ЛАНЬ: С.-Петерб. психол. о-во, 2003. – 654 с.
4. Клинико-физиологическое исследование аномального ребенка: Сб. науч. тр.; Редкол.: Л.Ф. Гаврилов и др. – М.: МГПИ, 1984. – 82 с.
5. Петрова В.Г. Новые исследования познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы//Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1987. – С. 5-18
6. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 112 с.