Роль ивент-менеджмента в мотивации персонала
В любой сфере, и в частности, в коммерческой деятельности, залогом успеха является наличие сплоченных, мотивированных сотрудников, лояльных к организации. В связи с этим возрастает роль инструментов нематериального мотивирования персонала, одним из которых является ивент-менеджмент (событийный менеджмент, event-management), или организация мероприятий. Несмотря на то, что в нашей стране эта отрасль достаточно молода, она активно и уверенно набирает обороты, с каждым годом становясь всё профессиональнее.
Событийный менеджмент - это полный комплекс мероприятий по созданию корпоративных и массовых событий. Значение этого способа мотивации выросло в последние несколько лет настолько, что возникло новое бизнес-направление. Специалисты по организации событий: корпоративных праздников, промо-мероприятий, инсентивного (корпоративного поощрительного и тематического) туризма, тренингов, конференций и семинаров — умеют находить наиболее уместные и эффективные решения проблем, возникающих при работе с людьми. Ивент-менеджмент — это не просто веяние времени, а результат развития теории и практики управления и мотивирования.
С течением времени руководители компаний все больше осознавали значимость человеческого фактора как основного элемента эффективного управления, что в свою очередь вызвало необходимость понимания и учета психологических аспектов человеческих отношений, изучения мотивов отдельных поступков и деятельности в целом. В 50-е гг. ХХ в., родилась школа поведенческих наук, представителями которой являются крупные исследователи Дуглас Мак-Грегор и Фредерик Герцберг.
Данные концепции были призваны помочь работнику осознать свои возможности. Основной целью этих исследований является повышение эффективности управления человеческими ресурсами.
Так, автор известной теории двух факторов Ф. Герцберг определяет, что в роли мотиваторов к любой форме работы выступают следующие: признание; положительный результат; цель как таковая; грамотный руководитель; самостоятельность; заработок; хороший коллектив; информированность; четкая постановка задачи. В роли демотиваторов выступают критика, отсутствие признания; некомпетентность руководителя; неинформированность; перегруженность / недогруженность; неудачи в работе; неясность функций, целей.
Стоит обратить внимание, что признание и его отсутствие занимают первую позицию в перечнях мотиваторов и демотиваторов по Герцбергу, тогда как заработная плата находится далеко не на первом месте.
Сегодня возрос общественный интерес к проблеме человека, многообразию форм проявления его социальной активности. Одной из таких форм является участие коллективов в различных событиях, не связанных напрямую с трудовой деятельностью, но вдохновляемых и оплачиваемых работодателями. Самое важное в этих событиях - участие в них удовлетворяет потребности людей в самореализации, когнитивные и эстетические потребности — те, которые расположены на вершине пирамиды потребностей А. Маслоу.
Помочь понять, насколько этот аспект в работе компании важен и в наши дни, может исследование службы HeadHunter, в котором приняло участие 2728 работников. По результатам исследования, проведенного в марте 2013 года, многие из них не чувствуют себя «на своем месте». Так, 34% респондентов указали, что текущая работа – это не совсем то, что им нужно, а четверть уверены, что ошиблись с выбором места работы. Работники объясняют это чувство тем, что трудовая деятельность их не захватывает, она не интересна и не доставляет никакого удовольствия (46%). Примерно треть связывают свою неудовлетворенность с неправильным выбором компании (36%) и сетуют на ошибку, которую они совершили при выборе профессиональной сферы (28%). Примерно четверть испытывают постоянный дискомфорт на работе, еще столько же уверены, что они определенно созданы для чего-то большего (26%). Несмотря на все это, работники не торопятся менять свое место работы, в первую очередь потому, что боятся променять «шило на мыло» или потерять в деньгах.
Примечательно, что каждый второй среди тех немногих, кто указал, что доволен своей работой, готов отказаться от «своего места» в пользу более выгодной с материальной точки зрения позиции.
HR-portal – интернет-ресурс, посвященный вопросам работы с персоналом, выяснил отношение сотрудников к корпоративным вечеринкам. Оказалось, что праздники в компании можно использовать, как мотивирующий фактор. 26,1% респондентов рассматривают «корпоратив» как возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке, 25,8% - как возможность лучше узнать коллектив, наладить дружеские и деловые контакты.
Это лишний раз доказывает необходимость проведения корпоративных мероприятий, так как это поможет снизить уровень недовольства сотрудника своей работой.
Можно выделить несколько направлений ивент-менеджмента: организация корпоративных мероприятий, направленных на укрепление командного духа, и крупные массовые акции, создающие информационные поводы. В зависимости от целей и характера можно выделить следующие виды событий: соревнования; семинары, курсы повышения квалификации; фанд-рэйзеры (fund-raisers) - мероприятия по сбору средств на различные цели; встречи, заседания, годовщины; особые мероприятия; церемонии, поздравления, открытия, торжества; спортивные мероприятия; музыкальные выступления и концерты; массовые гуляния.
Важно, чтобы эффект проведения корпоративного мероприятия сохранялся в долгосрочной перспективе. Это напрямую зависит от выбора верной стратегии.
Один из главных правил ивент-менеджмента – идеология. Важно внести в мероприятие определённую идею, которая сплотит коллектив и будет способствовать совершению новых трудовых подвигов. Совместный поход с рыбалкой и посиделками у костра или мастер-класс по гончарному искусству надолго сохраниться в памяти работников организации.
«Самотлорнефтеотдача» – сервисная компания, обслуживающая нефтегазодобывающие компании. Предприятие является одним из крупнейших в Западной Сибири, специализирующимся в области повышения нефтеотдачи пластов и химизации технологических процессов при добыче нефти. Численность работников составляет около 400 человек.
За последний год на предприятии были проведены следующие мероприятия: празднование Нового года в ресторане, также вечер в ресторане, посвященный Дню нефтяника, вручение сотрудникам подарков к 8 Марта и 23 Февраля.
Малочисленность и однообразность мероприятий говорит о необходимости использования ивент-менеджмента на предприятии. Для выбора мероприятий, удовлетворяющих и руководство, и персонал, было проведено анкетирование.
Согласно результатам исследования сотрудники хотели бы улучшить качество проводимых мероприятий, увеличить количество проводимых семинаров, а так же ввести тренинги. Так как взаимоотношения в коллективе несколько напряженные, руководство опасается, что какой-либо вид отдыха кроме традиционного ресторана, может лишь ухудшить отношения. При этом руководители не считает целесообразным выделять дополнительные средства на организацию мероприятий.
Существует множество инструментов событийного менеджмента, которые могут значительно улучшить продуктивность деятельности, взаимоотношения в коллективе и общую удовлетворенность работой. Однако не все руководители сегодня готовы тратить деньги на качественные корпоративные мероприятия, так как кроме экономии средств они руководствуются существующими внутренними проблемами коллектива, решению которых может помешать проведение недостаточно продуманных и некачественных мероприятий. Важно научиться верно использовать приемы ивент-менеджмента, чтобы с помощью данного вида деятельности стало возможным решение внутренних проблем организации.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Читайте далее http://www.hr-portal.ru/news/rabotniki-chuvstvuyut-sebya-ne-v-tom-meste-i-ne-v-vremya
2. http://www.hr-portal.ru/article/event-menedzhment-kak-glavnyy-motivator
3. http://www.hr-portal.ru/news/rabotniki-chuvstvuyut-sebya-ne-v-tom-meste-i-ne-v-vremya
4. http://www.eventnn.ru/articles/item/115/2140/