Степень разработанности проблемы.

Особую важность составляют работы теоретиков и практиков, посвященные анализу социально-культурной роли театрального творчества, механизмам и специфике его функционирования, в частности, критические труды В.Г. Белинского, Н.В. Гоголя, H.A. Добролюбова, A.B. Луначарского, Г.В. Плеханова, Н.Г. Чернышевского, ориентированные на актуализацию значения театра в формировании культуры и сознания народа в России XIX - начала XX вв. Значительный интерес представляют работы теоретика русского школьного театра, театрального творчества Ф. Прокоповича, крупнейшего мастера классицистического театра в России А.П. Сумарокова, ставшие основой русской театрально-эстетической мысли.

Механизмам воздействия театрального искусства, любительского театра на духовный мир личности; посвящены труды искусствоведов (Г.Н. Бояджиев, В .В. Власенко и др.), режиссёров (В .И. Немирович-Данченко, H.H. Охлопков; Б.А. Покровский, Г.А. Товстоногов, A.B. Эфрос и др.). Социалыто-психологические и эстетические функции театрального творчества, многообразие его видовых и жанровых форм, инновационные аспекты режиссёрского и актёрского труда - отражены, в исследованиях Г.H. Бояджиева; Г.M: Козинцева, Г.В. Кристи, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, Г. А. Товстоногова, С.М. Эйзенштейна, A.B. Эфроса, М.А. Чехова.

Социально-педагогический аспект проблемы развития любительского театрального творчества актуализирован П.Г. Богатырёвым;. В.М. Василенко, В.Н. Всеволодским (Гернгроссом), JI.C. Выготским; А.JI. Ефремовым. Аспекты характеристики и анализа театрального действия как культурной, формы и артефакта представлены в работах К.К. Ирда, Б.Н. Любимова, Ю.М. Морозова, Г.А. Хайченко и др.

В работе использованы материалы диссертационных исследований, посвященных вопросам истории и теории различных форм «художественной самодеятельности» (O.A. Антонова, Т.Л. Андреева, П.И. Болотникова, Е.Р. Ганелин, H.A. Мусянкова, Я.С.Перепелкиной, Д.М. Стрелков, Е.Ю.Стрельцова, И.Е. Честодумов, В.Д. Шерман, И.И.Шиганова и др.).

Рассмотрим периодизацию источников, которые отражают деятельность любительского театра в России, согласно их содержанию и времени издания.

В 1917 - 1950-х годах они несли в себе в основном идеологические установки для работы с населением, которая применялась в практике клубной работы. Среди авторов можно отметить труды Гр. Авлова, А.Н. Анастасьева, Я. Боярского, Н.А. Волкова, Л.В. Гвоздева, В.Керженцева, А.В. Луначарского, Н. Мосиной, А.Н. Пиотровского, Я.Р. Плекшанс (Р. Пельше), В.Ф. Плетнева, Б.М Соколова, А. Хубова. Издавались периодические издания: «Вестник театра», «Клуб», «Призыв», «Рабочий зритель», «Рабочий и театр», «Клуб и революция», где давались конкретные как формировать творческий процесс в коллективе. Интерес вызывает работа Ф.Н. Каверина, в которой автор анализирует ошибки любительских коллективов с точки зрения требований профессионального театра.

В 1950-1990-х годах издания уменьшили идеологическую направленность и стали более ориентированы на постижение мастерства актера и любительских театрах.

1970 - 198О-е годы: А.Н. Алексеев, Л.А. Алексеев, О.Б. Божков, А. Г. Буров, М.Б. Глотов, В.Н. Дмитриевский, Ю.Н. Давыдов, Т.А. Кудрина, В.М. Кукаретин, А.К. Мазаев, Н.Г. Михайлова, А. Л. Маршак, В.А. Мазырина, А.Г. Пашнин, В.Е. Семенов, Т.И. Светлова, О.Г. Щербинина занимались конкретными исследованиями деятельности, как клубных учреждений, так и театральных коллективов.

В 1985—1989 годах проводилось большое количество социологических исследований, которые были отражены на страницах сборника «Неопубликованные материалы социологических исследований клубной деятельности проведенных в 1985-1989 годах» (М.,1990). В 1986 году В. А. Ядов в своем исследовании «Социологические методы исследования в клубной работе» (М.,1986) назвал художественную самодеятельность «социальным институтом».

В 1999 – 2000 годах Государственный институт искусствознания издал книгу в трех томах под названием «Самодеятельное творчество в СССР с 1917 по 1990», в которых анализировалась социальная роль любительских театров в становлении и развитии культуры СССР.

Исследования в области социологии, проводившиеся Г.Г. Дадамян, В.Н.Дмитриевским, М.Е. Деза, С.Н. Плотниковым, Л.Н. Коганом, А.В. Воронцовым, были направлены на изучение уровня культурного обслуживания населения как в профессиональных, так и клубных коллективах.

Изменения социально-экономических условий 1990-х годов повлияли на распределение свободного времени у большинства населения, что скорректировал характер исследований 1990-2000-х годов, стали актуальны труды Г.П. Анашкиной, В.А. Артемова, Я.М. Гилинского, В.Н. Дмитриевского, Г.Б. Зборовского, Г.С. Широкаловой, но занятия художественным творчеством рассматриваются ими только как форма организации досуга.

В свете последних лет появились работы Т.А. Ивениной, Г.А. Коршуновой, Д.М.Стрелкова, которые тематически относятся к любительскому театру, где авторы анализируют творческую и социально-экономическую составляющие его деятельности.

Трудности, возникающие в процессе исследования любительского театра связана, как с особенностью самого художественного творчества, так и с характером существующего исторического материала, спецификой «фиксации» фактов о театре современниками. Большинство сведений о любительском театре прошлого, дошедших до нас, отражены в беглых дневниковых записях, письмах, набросках воспоминаний, их оценки носят односторонний эмоциональный характер. Многочисленные публикации, рецензии, которыми пестрят современные журналы и газеты, к сожалению, довольно скудно отражают то или иное явление любительского театрального искусства.

Объект исследования: русское любительское театральное творчество

Предмет исследования: социально-культурный потенциал любительского театрального творчества

Цель исследования – определить роль театрального любительства для социально-культурного пространства современной России

Задачи исследования:

· познакомиться с историей возникновения и развития любительского театра в России дореволюционного периода.

· изучить любительский театр в советское время как явление культуры

· выявить социально-культурные характеристики современного любительского театра в России

· понять, как соотносится художественный уровень и массовость участия в театральном коллективе, найти пути решения этой проблемы

· нахождение путей реализации социокультурного потенциала любительского театра в системе образования и просвещения.

· рассмотреть социально-культурный потенциал любительского театра как инструмент в решении социальных проблем общества

Наши рекомендации