Конструирование учебных целей при формировании у учащихся

Научно-методические основы проектирования технологии формирования у учащихся профессиональных знаний на уроках теоретического обучения в УНПО

Цель: Изучить основные понятия и закономерности проектирования технологии обучения

Теоретические сведения

В профессионально-педагогическом словаре (19, с. 411) технология обучения определяется как комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирования личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.

Таким образом, технология обучения - это, прежде всего, педагогическая система, которая предполагает управление процессом обучения и включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся по достижению учебных целей и контроль этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих действий, т.е. побуждает к корректировке организации учебной деятельности. Смысл технологии обучения - в предварительном проектировании процесса обучения с учетом дидактических целей и требуемого уровня усвоения. Реализация технологии обучения может быть показана схемой (Рис.1).

 
  Конструирование учебных целей при формировании у учащихся - student2.ru

Рис. 1. Схема реализации технологии обучения

Понятие технологии обучения может быть применимо и к конкретным урокам теоретического обучения в учреждениях начального профессионального образования, так как все указанные ее элементы здесь присутствуют. Поскольку любая технология обучения определяется дидактической целью, необходимо, прежде всего, выяснить, что мы должны формировать у учащихся на уроках теоретического обучения в УНПО. В общем – это определенные качества личности (знания, умения, навыки). Дидактическая цель урока разбивается на три подцели – обучения, воспитания и развития. Далее в работе мы рассмотрим преимущественно лишь обучающую подцель (далее в тексте - обучающая цель) урока. Обучающая цель определяется с учетом этапа (или этапов) обученияи содержания учебного материала. Например, обучающая цель урока по спецтехнологии токарной обработки металлов может быть сформулирована следующим образом: «Обеспечить усвоение знаний о способах развертывания отверстий вручную и на сверлильных станках». Известно, что реализация обучающей цели, например, усвоение знаний на уроке, происходит поэтапно - от узнавания к представлению, пониманию и, наконец, применению изучаемого учебного материала. Поэтому решаемые промежуточные цели будут называться учебными. От четкости постановки учебных целей на каждом этапе усвоения знаний, умений и навыков во многом зависит конечный результат обучения.

В любой технологии обучения организация деятельности учащихся (совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности учащихся) - есть дидактический процесс (Дпр). В.П. Беспалько ( 4 ) определяет дидактический процесс как сумму трех компонентов: М – мотивационный; Пд - учебно-познавательная деятельность учащихся; У – управление познавательной деятельностью учащихся:

Дпр = М+Пд+У

Мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий (19, с. 285). Необходимость мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся признается всеми учеными и практиками. Вопрос состоит лишь в том, чтобы будущий педагог, во-первых, знал научные основы мотивации (понятие, виды и т.д.); основные методы, средства мотивации ПД учащихся и умело их использовал в конкретных условиях обучения.

Главное в любой технологии обучения – это познавательная деятельность учащихся. Познавательная деятельность – это деятельность человека в процессе познания. (10, с.94). В дальнейшем речь пойдет об учебно-познавательной деятельности учащихся, так как она связана с учебным процессом. Преподавателю важно знать, ведущие виды ПД учащихся; способы их организации (приемы учения и преподавания), уметь конструировать методы, средства управления ПД учащихся для решения конкретной педагогической задачи, например, усвоения профессиональных знаний.

Усвоение – это слияние нового опыта с прежним опытом, новой информации с уже осознанной ранее (6,с.139).Это понятие дидактики является основополагающим при построении любой технологии обучения. Нельзя построить восприятие и осмысление нового учебного материала без опоры на что-то уже известное и осознанное. Преподаватели, которые не учитывают это в силу разных причин, не могут рассчитывать на успех.

Важным положением является и то, что процесс усвоения (его основные признаки и условия протекания) являются неизменными, хотя ход его протекания может быть вариативным. Это позволяет сначала спроектировать более стабильный механизм усвоения знаний (понятий, способов действий), а затем – оптимальный вариант его реализации в конкретных условиях урока.

Поскольку смысл технологии обучения заключается в предварительном проектировании процесса обучения, необходимо рассмотреть сущность и основные этапы педагогического проектирования. Безрукова В.С. ( 2 ) под педагогическим проектированием понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование предполагает ряд этапов, определяющих научно-обоснованный подход к решению педагогических проблем: моделирование, проектирование и конструирование

Педагогическое моделирование в нашем случае предполагает разработку общей идеи, создание модели технологии обучения и основных путей ее реализации.

На этапе моделирования, взяв в качестве основной идеи проектирования идею технологизации обучения, применив основные компоненты педагогической технологии к процессу обучения, получим обобщенную модель технологии обучения (Таблица 1). Достоинством данной модели является возможность реализации системного подхода в построении конкретной технологии обучения (формирование профессиональных знаний, понятий и др.).

Таблица 1

Модель

технологии обучения

Обучающая цель __________________________________________________________________

Структура обучающей цели Технология обучения   Результат обучения уч-ся (уровень усвоения)     Коррекция  
  Таксономия учебных целей     Содержательные компоненты технологии обучения (учебные элементы)   Мотивация   Пд Учащихся Управление Пд
Методы преподавания Средства обучения

Педагогическое проектирование – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. В зависимости от проектируемой обучающей технологии (формирование научных понятий, технических знаний, умений применять знания, технического мышления и др.) каждый компонент модели наполняется конкретным содержанием.

Педагогическое конструирование - завершающий этап проектирования. Здесь применительно к условиям конкретного учебного процесса - урока уточняются его тема, цели, содержание, структура, методы, средства обучения, разрабатывается план (конспект) – конструкт. Окончательный результат обучения – усвоение конкретных знаний, понятий, умений и др. может быть получен за одно или несколько занятий. В последнем случае конструируются несколько уроков по предмету.

В настоящее время разработано достаточно большое количество разнообразных по замыслу, целям, видам деятельности преподавателя и учащихся технологий: развивающего обучения, проблемного обучения, технология блочно-модульного обучения, полного усвоения знаний, деловые игры и т.д. Мы полагаем, что данные технологии или их элементы вполне могут быть использованы при проектировании технологий обучения профессиональным знаниям. Так, урок закрепления знаний учащихся может пройти в форме деловой игры. А, при объяснении нового материала наряду с репродуктивными методами вполне уместно бывает использование проблемных ситуаций. Разработанная нами модель технологии обучения может быть использована при построении любых, в том числе и нетрадиционных уроков, так как предполагает в своей основе научный подход к построению самого процесса усвоения знаний.

В дидактике ( 6 ) определены основные закономерности процесса усвоения знаний. Любое усвоение знаний начинается с восприятия предмета усвоения. Восприятие информации посредством органов чувств и речи накапливает элементарный, а затем все обогащающийся опыт, позволяющий осмысливать, понимать воспринимаемое. Вначале оно протекает в процессе материализованного действия, т.е. действия с конкретными объектами или процессами, например, работа на станке или наблюдение за передачей крутящего момента от двигателя к шпинделю станка. В последствии материализованные действия заменяются действиями с образом, моделью или символом объекта (действия с чертежами, схемами, графиками и др.). В процессе восприятия у учащихся создается представление, когда на основе отдельных ощущений возникает целостный образ объекта. На этом этапе, например у учащихся появляется образ сверла как инструмента для обработки отверстий, изготовленного из инструментальной стали, имеющего форму цилиндра со спиральными канавками и заточенной режущей частью. На основе представлений возникает способность к обобщениям (связи между изучаемыми объектами). Вначале обобщение поверхностное, однобокое. Постепенно обобщение все более связывается с существенными признаками того, что подлежит обобщению. В этом случае учащиеся, например, все металлообрабатывающие станки начинают относить к технологическим машинам, так как на основе обобщений (мыслительная операция - сравнение) устанавливается, что все станки имеют источник механической энергии - электродвигатель, передаточный механизм, исполнительных орган (шпиндель), устройства управления. На основе обобщений формируются научные понятия.

В ходе установления связей возникают мыслительные и познавательные структуры, соответствующие логике деятельности по осмыслению содержания объектов действительности. Осмысление строится на основе следующих мыслительных операций: выделение структурных элементов, сравнение, выявление общего и различного, обоснование и т. д. Выделение структурных элементов порождает аналитическую деятельность, рассмотрение самих по себе отдельных элементов формирует абстрагирование, усмотрение общих признаков у разных или сходных предметов рождает способность к обобщениям. Учащийся оказывается подготовленным к анализу, синтезу, оценке, классификации, обобщению, альтернативному подходу, переносу, схватыванию общей структуры объекта, видению новых проблем и др. Таков механизм усвоения знаний – основа любой технологии обучения.

Следующей задачей преподавателя является определение основных способов (приемов) познавательной деятельности учащихся, которые позволят реализовать основные процессы механизма усвоения знаний. Это могут быть воспроизведение учебного материала, выделение главного, переформулирование понятия, выполнение действий по определенному алгоритму, обоснование, решение проблемных ситуаций и т.д. Приемы познавательной деятельности учащихся могут быть реализованы через такие виды познавательной деятельности учащихся как наблюдение, слушание, конспектирование, реферирование, ответы на вопросы, выступление с докладом, решение типовых задач, заполнение рабочей тетради и др.

Указанные выше способы и виды познавательной деятельности учащихся организуются преподавателем посредством различных методов и средств обучения (объяснение, беседа с демонстрацией технических объектов и др.) Это приводит к необходимости их конструирования в соответствии с конкретными условиями обучения. Для урока такие условия определяются целью, содержанием учебного материала, профессионализмом преподавателя, учебными возможностями учащихся и др.

Педагог профессионального обучения обязан знать основные виды управления ПД учащихся, их возможности, достоинства и недостатки; владеть современными технологиями управления, активизации ПД учащихся, в том числе и компьютерными, строить систему управления ПД учащихся в условиях урока. Таким образом, преподаватель создает условия для реализации механизма усвоения знаний (умений, навыков).

В настоящее время в психологии имеют место два основных подхода к управлению процессом усвоения учебного материала: дедуктивный - от общего, модели объекта к частному и производному и индуктивный – от накопленного опыта, конкретных фактов и явлений к обобщениям разного уровня. По мере накопления учащимися опыта все большую роль приобретает речь, с помощью которой передается и усваивается система знаний.

Чтобы своевременно отслеживать результаты обучения важно уметь разрабатывать методику диагностики знаний, умений и навыков учащихся. На основе диагностики выявляются пробелы в подготовке учащихся, и проводится коррекционная работа.

Любая технология обучения реализуется в тех или иных условиях педагогического процесса, например, урока, экскурсии. Поэтому, важно остановиться на основных этапах процесса учебного познания. Для учащихся это – первичное ознакомление с учебным материалом и его восприятие, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. Предполагается и самоконтроль учащихся в процессе усвоения знаний.

Применительно к преподавателю функции звеньев педагогического процесса следующие:

- постановка цели, мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся;

- актуализация знаний и умений учащихся;

- сообщение учащимся нового материала, руководство их познавательной деятельностью при самостоятельном усвоении знаний;

- руководство закреплением и совершенствованием знаний учащихся;

- руководство деятельностью учащихся по применению знаний на практике, формированием навыков и умений;

- анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний, навыков и умений;

- коррекционная работа по устранению недостатков в усвоении знаний, навыков и умений.

Выделение звеньев педагогического процесса носит условный характер. В действительности все звенья педагогического процесса взаимосвязаны, взаимообусловлены и рассматривать их нужно в органическом единстве. Последовательность и количество звеньев может меняться в зависимости от типа, целей, содержания урока. Вместе с тем проектирование технологии обучения позволяет целенаправленно и в системе наполнить все звенья учебного процесса конкретным содержанием, формами, методами, средствами обучения. Здесь, безусловно, должны проявиться опыт и творчество педагога.

Для разработки урока теоретического обучения, в соответствии с его основными этапами, может быть использована уже рассмотренная ранее модель, в начало которой добавляется столбец «Этапы урока» (Таблица 8).

Проектирование технологии обучения строиться на основе принципов проектирования педагогических технологий. Их приводит в своей работе Безрукова В.С. ( 2 ). Первый принцип, который она выделяет - это принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека. В плане проектирования обучающих технологий онпредполагает создание проектов для учащихся, с учетом их возрастных и психологических особенностей. Он требует учета психологических закономерностей процессов усвоения знаний, формирования умений, навыков и др.

Второй принцип – принцип саморазвития подчеркивает динамичность, гибкость проектируемых технологий, способность их по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Вполне возможна ситуация на уроке, когда учащиеся усваивают учебный материал быстрее, чем предполагал преподаватель. Значит, необходима некоторая корректировка технологии обучения, например - повышение уровня научности учебного материала или организация на более высоком уровне продуктивной познавательной деятельности учащихся.

Технология обучения учащихся профессиональным знаниям строится на основе дидактических принципов.Основные из них изложены М.Н.Скаткиным ( 6 ):

1. Принцип научности и посильной трудности

2. Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя

3. Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления.

4. Принцип систематичности и системности знаний

5. Принцип перехода от обучения к самообразованию

6. Принцип связи теории с практикой

6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся

7. Принцип положительного эмоционального фона обучения

8. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся

Указанные выше дидактические принципы одинаково справедливы и для системы начального профессионального образования. Кроме того, здесь необходимо указать и основные принципы профессионального обучения ( 18 ):

1. Политехнический принцип

2. Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики

3. Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

4. Принцип профессиональной мобильности

5. Принцип модульности профессионального обучения

6. Принцип создания обучающей среды

7. Принцип компьютеризации учебного процесса

8. Принцип экономической целесообразности

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержательные и структурные особенности технологии обучения как педагогической системы.

2. Чем определяется сущность и значение мотивации познавательной деятельности учащихся?

3. Почему познавательная деятельность учащихся является определяющей в любой технологии обучения?

4. В чем заключается сущность процесса усвоения знаний?

5. Каким образом основные этапы педагогического проектирования могут быть реализованы при проектировании технологии формирования у учащихся профессиональных знаний?

6. Почему, указанная в таблице 1, модель технологии обучения отражает системный подход в проектировании педагогического процесса.

7. Охарактеризуйте основные этапы и закономерности процесса усвоения знаний.

8. Укажите основные способы (приемы) познавательной деятельности учащихся при усвоении знаний. Как они связаны с методами обучения?

9. Перечислите и обоснуйте основные функции звеньев урока как педагогического процесса.

10. Что означают такие принципы проектирования как принцип человеческих приоритетов и принцип саморазвития.

11. Охарактеризуйте основные дидактические принципы и принципы профессионального образования

Список литературы:(2), (3), (4), (6), (13), (18), (19).

Занятие 2.

Конструирование учебных целей при формировании у учащихся

Профессиональных знаний

Цель:Научиться формулировать обучающую цель и строить таксономию учебных целей при формировании у учащихся профессиональных знаний

Теоретические сведения

Постановка учебных целей (целеобразование) является одним из наиболее важных и вместе с тем наименее сформированным компонентом в структуре деятельности педагогов, и во многом именно с неопределенностью, расплывчатостью и общим характером целей связана низкая результативность обучения.

На уровне оперативного целеобразования преподаватель определяет цели каждого урока. Под целью урока профессионального обучения понимается предполагаемый (мысленный) результат педагогической деятельности педагога и учащихся (Чему и на каком уровне научить учащихся?)

Как уже отмечалось, при изучении предметов профессиональной подготовки у учащихся формируются знания на разном уровне усвоения. При этом создаются условия для включения учащихся в выполнение умственных или мыслительных действий, то есть усвоения мышления. Мышление – опосредованное и обобщенное отражение действительности средствами аналитико-синтетической деятельности (6, с. 146).

В дидактике существует понятие таксономии целей. Таксономия - термин, обозначающий последовательное расположение целей обучения по степени их усложнения. В основе таксономии учебно-познавательных целей лежит продвижение обучающегося по уровням усвоения. Никитина Н.Н. и др. ( 12 ) рассматривают категории учебных целей для учащихся средних профессиональных учебных заведений на основе исследований американский ученого Б. Блума :

1. Знание - запоминание и воспроизведение изучаемого материала;

2. Понимание - преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую: интерпретация материала (объяснение, краткое изложение); предположение о дальнейшем ходе явлений, событий;

3. Применение - умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях;

4. Анализ - умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура

5. Синтез - умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной;

6. Оценка - умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследования, исследовательских данных) для конкретной цели

Б. Блум не фиксирует категорию учебных целей, связанную с начальным уровнем усвоения, когда учащийся выполняет действия с подсказкой

В практике начального профессионального образования репродуктивная деятельность учащихся с подсказкой – узнавание (распознавание, различение, соотнесение) занимает важное место, поэтому считаем целесообразным выделить и включить ее в таксономии целей по формированию у учащихся профессиональных знаний в качестве самостоятельной учебной цели.

Основываясь на приведенных исследованиях, таксономия учебных целей для уроков теоретического обучения может быть представлена таблицей 2.

Таблица 2

Таксономия учебных целей при формировании у учащихся

профессиональныхзнаний

Таксономия учебных целей Характеристика учебных целей Примерное содержание изучаемого учебного материала
1. Знание – узнавание (различение, распознавание, соотнесение) Учащийся распознает, различает (узнает, выделяет) отдельные факты, стороны, свойства, признаки изучаемого понятия, объекта или действия.   Изучаются задачи предмета; классификация и описание назначения, общего устройства и применения машин, механизмов, приборов, инструментов; сведения об общей структуре производственного процесса, его составляющих (технологических процессах, операциях и др.)
2. Знание - представление   У учащегося возникает целостный образ изучаемого понятия, объекта (действия). Он воспроизводит по памяти учебный материал: термины; конкретные факты; методы и процедуры, определения понятий, правила и приемы и т.п. То же
3. Знание – понимание   Учащийся достаточно глубоко понимает изучаемый материал (существенные признаки понятия, объекты, явления), может объяснить, интерпретировать изученный учебный материал, обосновать ответ, привести собственные примеры.   Изучаются: вопросы общей технологии производства; свойства и способы получения материалов; технико-экономические показатели различных видов и способов технологического процесса; обоснования конструкций оборудования, инструментов, приспособлений, процессов, явлений, функций и т. д.
4. Применение знаний (по образцу, алгоритму) Учащийся применяет на практике полученные им теоретические знания (понятия): решает задачи с использованием усвоенных законов, правил, предписаний, умеет увязать изучаемый материал с жизнью, с производственной практикой. Изучаются: планирование технологических процессов; расчет режимов обработки, наладки оборудования; способы разборки, сборки, диагностики неисправностей, ремонта, наладки, испытаний; правила управления и обслуживания, контроля, регулировки и т. д.
5. Мышление - анализ   Учащийся может разложить учебный материал на составляющие, на основе различных признаков выделить его структурные компоненты; видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями Изучаются: узловые, ведущие вопросы учебного материала; закономерности явлений, процессов и их сущность; принципы устройства и работы машин, механизмов, приборов, инструментов, особенности их устройства и работы; теоретические основы технологических процессов и их сущность; принципиальные, кинематические, монтажные схемы; причины неисправностей различных технических устройств и способы их устранения
6. Мышление- синтез   Учащийся умеет комбинировать элементы учебного материала, чтобы получить целое; определить место каждого учебного элемента в общей системе знаний, предлагает план (алгоритм) проведения диагностики, эксперимента, использует знания из разных областей для решения производственных задач То же
7. Мышление- оценка   Учащийся умеет оценивать значение того или иного учебного материала исходя из внутренних и внешних критериев качества   Изучаются: достоинства и недостатки изучаемых технических объектов, технологических процессов на основе всех предшествующих уровней знаний, принципов конструирования и построения технологических процессов  

Исходя из таксономии учебных целей и предполагаемого содержания теоретического обучения, можно предложить типовые варианты формулировок обучающих целей уроков:

На уровне узнавания:

- «Ознакомление учащихся с общим устройством токарно-винторезного станка»;

- «Ознакомление учащихся с понятием термообработки»;

- «Закрепление у учащихся первоначальных знаний (представлений) о структуре производственного процесса»

На уровне представления:

- «Формирование у учащихся представленияо приемах закрепления заготовки с помощью трехкулачкового патрона токарного станка»;

- «Формировании у учащихся представления о закалке»;

- «Формирование у учащихся знаний - представлений об устройстве и принципе действия сверлильного станка»

На уровне понимания:

- «Формирование у учащихся осмысленных (осознанных) знаний по процессу работы сверлильного станка»;

- «Формирование у учащихся понятия отжига»;

- « Формирование у учащихся пониманияструктуры технологического процесса изготовления детали цилиндрической формы на токарном станке»

На уровне применения знаний:

- «Формирование у учащихся умений применять полученные знания для разработки технологии изготовления детали «типа втулка»;

- «Формирование у учащихся умений применять понятие закалки для разработки технологии упрочнения детали»;

- « Научить учащихся применять технологические знания для расчета режимов резания на токарном станке».

На уровне анализа (синтеза, оценки) учебного материала:

- «Формирование у учащихся умений анализировать (синтезировать) приемы диагностики технологического оборудования»;

- « Формирование у учащихся приемов аналитической (оценочной) деятельности в процессе изучения передовых методов токарной обработки металлов»;

- « Формированиеу учащихся приемов аналитико-синтетической деятельности при формировании понятий закалки и отжига»

Задания

1. По рабочему учебному плану выбрать один из предметов профессиональной подготовки учащихся профессионального училища.

2. Изучить учебную программу предмета и выбрать в нем конкретную учебную тему.

3. В соответствии с перспективно-тематическим планом изучения темы предмета выбрать тему и обучающую цель одного из уроков теоретического обучения (тип урока - комбинированный).

4. В соответствии с обучающей целью наметить таксономию учебных целей урока

5. По учебникам изучить содержание учебного материала урока, выделить основные учебные элементы.

6. При необходимости уточнить и записать формулировку обучающей цели урока:

Предмет ____________________________________________________

Тема урока __________________________________________________

Обучающая цель урока ________________________________________

7. Таксономию учебных целей, их характеристику и примерное содержание учебного материала представить в форме таблицы 2.

Занятие 3

Наши рекомендации