Место курса в профессиональной подготовке педагога

Основополагающим звеном профессиональной подготовки будущего педагога по сценической речи является постижение организационных и методических требований, создание индивидуального комплекса методов работы, направленных на реализацию поставленных задач. Имея базовое актерское образование, магистры определяют цели и задачи обучения. ,

Учебный процесс магистра по кафедре сценической речи де­лится на три основные этапа обучения в соответствии с формой обучения (очная форма - 2 года, заочная - 3 года).

Практическое освоение методики преподавания сценической речи проходит, как правило, в виде самостоятельного изучения теоретической базы, созерцательной практики (систематического присутствия на занятиях ведущих педагогов кафедры) и выпол­нения методических рекомендаций научного руководителя.

Первый этапобучения (ознакомительный) складывается из изучения и анализа учебно-методической литературы, а также приобретения созерцательного опыта. Такое сочетание позволяет начинающему педагогу:

• осознать объём и глубину новых знаний, которые ему необходимо освоить для успешной работы в своей педагогической
деятельности,

• понять основные принципы организации учебного процесса,

• усвоить связь теоретических основ предмета с их практической реализацией,

• освоить методику и методы обучения студентов технике сценической речи в театральном вузе,

• выработать критерии оценки и отбора материала в соответствии с личностными особенностями студента,

• научиться слышать речевые произносительные ошибки
студентов,

Стр. 96

• использовать разнообразие теоретических и практических разработок для накопления самостоятельного педагогического опыта.

Этот этап чрезвычайно важен для получения фундаменталь­ных знаний по всем разделам предмета и формирования коммуни­кативной педагогической культуры. Кроме этого, необходимо' фиксировать и анализировать опыт, приобретенный в процессе созерцательной практики. Положения этих записей могут быть проверены на собственной практике во время второго и третьего этапа обучения. В результате этого начинающий педагог либо принимает рекомендованные ему методы обучения, либо форми­рует свой подход к решению методических проблем предмета. При этом следует учесть, что в теории и практике предмета «Сце­ническая речь» есть стабильные составляющие, которые не следу­ет ревизовать, - такие как нормы литературного произношения, физиологические особенности организма и т.п.

Первый этап обучения заканчивается теоретическим экзаме­ном.

Второй этапобучения (пробный) - продолжение созерца­тельного опыта в сочетании с самостоятельной практикой, кото­рая должна проходить под руководством научного руководителя или опытного педагога кафедры.

Такой подход позволяет будущему педагогу:

• убедиться в эффективности индивидуального подхода к каждому студенту,

• на собственной практике оценить результаты применения личностного воздействия на студентов (создание дисциплины, атмосферы и т.д.),

• понять неоднозначность и вариантность преобразования
теоретических знаний в практические умения,

осознать необходимость дополнительного изучения сопутствующих теоретических дисциплин - таких, как философия, педагогика, психология и других, входящих в учебный план обучения магистров и аспирантов.

Стр. 97

Как правило, второй этап является весьма важным в процессе становления педагогической индивидуальности, т.к. переход к пробно-самостоятельной практике демонстрирует готовность бу­дущего педагога приступить к третьему этапу обучения.

Надо отметить, что при любой педагогической практике неиз­бежно возникают трудности в освоении отдельных разделов предмета. Особенно сложно сразу постичь комплексное видение всего предмета в целом. Для этого требуется не один год. Поэтому в процессе обучения и последующей педагогической практики происходит переход с одной ступени квалификации на другую -более высокую.

Второй этап заканчивается сдачей открытого урока по разде­лам предмета.

Третий этап(самостоятельный) - полноценная самостоятель­ная педагогическая практика. На протяжении этого этапа:

• реализуется на практике освоение методики преподавания,

• вырабатываются наиболее эффективные методы работы,

• происходит осознание педагогической ответственности, определяются критерии самооценки,

• приобретается систематический опыт продуктивного общения со студентами,

• вырабатываются критерии оценки работы студентов.

Третий этап заканчивается сдачей контрольного урока или

сдачей самостоятельно подготовленного со студентами зачета (эк­замена).

Четвертый этап (дополнительный) - самостоятельная работа с текстом по художественному чтению.

Обучение заканчивается защитой магистерской диссертации. По окончанию обучения магистры получают диплом и полно­правно встают на путь самостоятельной педагогической деятель­ности.

Стр. 98

Краткое содержание курса

Наши рекомендации