Значение субкультур в формировании личности
Абрамова Диана Сергеевна, Родина Анастасия Андреевна, Шаманов Артём Степанович,
студенты группы ОРМ -31,
научный руководитель Е.Б. Козлова, к. психол.н., доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодёжью, ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», г. Калуга, Россия,
Проблема значимости субкультур в формировании личности современного человека - одна из волнующих тем двадцать первого века. Формирование личности начинается с первого социального института- семьи. Именно в семье прививаются моральные нормы, закладываются образцы поведения, приобретаются определённые традиции. Однако, семья- важный ,но не единственный институт социализации человека. В определённый возрастной период человек начинает знакомиться с абсолютно разными индивидами и социальными нормами, принятыми в определённом кругу людей. И довольно часто на формирование личности начинает оказывать влияние субкультура.
Актуальность данной проблемы несомненна, так как именно субкультура может нести не только деструктивное, но и конструктивное влияние. Изучениею данной проблемы посвящены исследования В.В. Абраменковой, Е.Ю. Копейкиной, Н.О Ивановой и др.
Строение социальных отношений в любом человеческом обществе предполагает функционирование групп людей - детей, подростков, взрослых - которые объединяются по разным принципам: пол, возраст или по признакам возраста. В нашем обществе, например, это детский сад - дети разного пола, но одного возраста в одной группе; армия - одного пола, одного возраста. Отношение одного человека к другому имеет разный уровень понимания. В сознании представлены собственные сущностные характеристики и аналогичные характеристики друг друга. Это является одним из психологических условий формирования в единой культуре относительно независимых друг от друга субкультур. А.П. Усова и её последователи отмечали, что к 4,5-5 годам в детском саду складываются относительно самостоятельные сообщества детей, у которых есть свои игровые правила, традиции и нормы поведения. Игра рассматривалась как основа функционирования таких сообществ.
Детская субкультура формирует собственную позицию, неповторимость, выполняет начальный процесс усвоения ценностей и норм. Детская субкультура формирует процесс саморазвития и самореализации, в ходе которой создается новый социокультурный опыт. Со временем детская субкультура претерпевает изменения в связи с особенностями действительности: забываются старые формы, появляются новые, характерные для данного времени. Познание, понимание и приятие взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя и автора определенного культурного и субкультурного опыта не только помогут в поиске новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, взаимодействия мира детства и мира взрослых, но и помогут социализации ребенка. Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта [4,С.216].
Раннее приобщение к миру взрослых: телепередачи, где родители не скрывают от детей дошкольного возраста отрицательные стороны жизни (ссоры, нецензурная брань, распитие спиртных напитков, темы разговоров родителей не всегда приемлемы для детей). В связи со сложившейся обстановкой дети дошкольного возраста меньше бывают во дворах, а из-за занятости родителей это время еще более сокращается, компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше места, чем общение со сверстниками. Имущественное расслоение общества также оказывает влияние на общение детей, у детей мало свободного времени (перегрузка организованной деятельностью, посещение детьми всевозможных школ, кружков, клубов, секций). В настоящее время только в дошкольном учреждении ребенок общается с большим количеством сверстников, поэтому именно здесь детская субкультура находит благоприятную почву, а это очень важно.
Детской субкультуре нужно уделять особое внимание. В процессе приобщения к детской субкультуре создаются условия, способствующие накоплению социального опыта ребенком, развитию его умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.
У ребенка развивается самостоятельность и ответственность (а это основные ценности системы взросления), расширяется и обогащается опыт взаимодействия с окружающими, строятся социальные отношения на основе своего неповторимого личного потенциала, формируемся образ школьника как эмоционально привлекательный и социально желаемый внутренне.
Примеры детской субкультуры:
- «детский кодекс» - это правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, разнообразные компоненты детского общения, например, примирительные ритуалы, собственные знаки, право старшинства. Специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешение конфликтных ситуаций, например, дразнилки, отговорки;
- детский фольклор: колыбельные песни, прибаутки, считалки. Именно они имеют мировоззренческое значение, так как раскрывают принципы жизни, формируют доверие к близким и родственникам, к миру в целом;
- детский юмор: анекдоты, перевертыши, истории-небылицы;
- своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), детское коллекционирование;
- дразнилки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняющие воспитательную функцию. Они помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание [5, с.33].
Таким образом, мир детства существует как субъективная реальность, для которой характерны отличительные особенности восприятия и познания социального окружения, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности каждого из ее членов.
Очень устойчивой субкультурой являются подростковые объединения, где подростки создают свой фольклор, вырабатывают новый язык общения. Главной чертой подростковой субкультуры является её стремление к отдаленности от взрослого мира, замкнутости, изолированности от других общностей людей, а также структурированности общими переживаниями, которые создаются специальными средствами.
Подростки являются самым активным психологическим субъектом, их мировоззрение еще не сформировано, легко поддается внешнему влиянию и поэтому социально неприемлемое поведение самым выразительным образом проявляется именно в них. Подростки легко впитывают в себя правила поведения значимой для них группы и руководствуются ими. В так называемого «трудном возрасте» наиболее сложно контролировать зачатки девиантного поведения и проводить его профилактику, поскольку подростки гораздо легче и лучше идентифицируют себя со сверстниками, чем со взрослыми. Это связано с психологической потребностью подростка, с одной стороны, «отделиться» от контроля старших, с другой, принадлежать какой-либо группе или общности. Зачастую, такой общностью может оказаться та или иная субкультура [3, с. 292].
Следующей субкультурой выделяется молодёжная, ее признаком можно считать наличие молодёжной моды, группировок по интересам. Молодёжную субкультуру отличает обособленность от других людей с помощью специальных знаков, символов, которые имеют смысл внутри этой субкультуры. Юношеский возраст отличается созданием конкретных идеалов, кумиров. Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших классов. Психологи утверждают, что молодые люди формируют самооценку, им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок. Как бы то ни было, молодежных течений сегодня достаточно, и их приверженцев объединяет многое, от философии до символики [1, с. 9].
Знаки и символы молодежи — предметы, изображения, жесты, слова (словосочетания) и др. средства коммуникации, закрепляющие в данной социокультурной среде или фиксирующие в отдельной ситуации дифференциацию молодежи от других социальных групп. Знаки и символы такого рода читаются молодыми как «свои», а представителями других групп — как принадлежащие молодежи («чужие»). Знаков и символов, которые бы выступали как постоянные маркеры молодежи, не существует. Значительная их часть возникает как определенная форма протеста молодежи против зависимости от взрослых, ущемления своего социального статуса. В истории многократно (включая и древнюю историю) менялась мода на прическу: то длинные, то короткие волосы были вызовом молодых патерналистскому давлению взрослых .Релятивизм в выборе молодежью знаков и символов для самоотождествления —характерная черта социальной жизни, но в разных обществах и в разных социальных средах (городской или сельской, живущих на равнинах или в горах и т. д.) степень инновационности молодежи в определении своих знаковых меток существенно различается. В традиционных культурах знаки и символы молодежи нередко предписаны установленным обычаем и не являются произвольно присвоенными себе самой молодежью. Общее назначение знаков и символов молодежи — ориентация в отношениях по модели «свои, чужие». Характерными для европейско- американского цивилизационного типа (к нему в определенной мере относится и цивилизационный тип России) являются знаковые отличия молодежи в: 1) одежде и особенностях ее ношения; 2) прическах и макияже;3) украшениях; 4) привычных вещах, предметах обихода; 5) предпочтениях в еде; 6) способах проведения досуга; 7) избирательности публичной информации;8) использовании в межличностной коммуникации определенных языковых и технических средств;9) музыкальных вкусах; 10) сексуальном поведении и др.
По мнению многих авторов, основной фактор, привлекающий молодежь и подростков в субкультуры стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса [2, с. 125].
Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная культура - это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это». Или: «Молодость - это такой недостаток, который быстро проходит». Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.
Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненным норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды.
Виды молодежной субкультуры.
Хиппи (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, — «понимающий, знающий»;) молодежная субкультура, возникшая в середине 1960-х годах в США. Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов». Такая вроде бы незатейливая пиар-акция имела ошеломляющий успех, так как активировала у наблюдавших эту сцену людей любимые воспоминания детства, с их волшебным миром сказок. Это мир добрых фей и их верных слуг – эльфов. Вместе с тем, следует напомнить, что в скандинавской мифологии духи и дети цветов – это эльфы. Они нам знакомы по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Внешний вид хиппи по современным меркам достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы, зачастую потертые, или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» или «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Но, став модным «брендом», он вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Но если посмотреть на это глазами 60-х годов, то можно увидеть, что с модой не все так просто и она идеологически выдержана и тщательно продумана. Стиль одежды хиппи называется унисекс и он символизирует равенство мужчин и женщин, уничтожая в женщине индивидуальность стиля одежды, ее личного вкуса, как будто их всех клонировали в одной пробирке. Одежда мужчин тождественна одежде женщин и это внешний, но верный признак потери архетипа Героя. А длинные распущенные волосы мужчин – это признак их феминизации. Служба в армии — такому не по плечу. Поэтому вместо патриотизма остается голый пацифизм и якобы — борьба за мир. Бывший «ребенок цветов», то есть бывший хиппи и пацифист президент США Билл Клинтон в 1999 году отдаст приказ авиации НАТО бомбить православные церкви и монастыри в Косово и Сербии во имя прав и свобод человека. Итог такой борьбы за мир — разрушено 22 церкви и монастыря, занесенных в реестр памятников мировой культуры [1,с.7].
Слово «рокеры» изначально служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века, которая позволяла себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры стали понятием, противопоставляемым модам – их же ровесникам, только использующим в виде транспорта скутеры. Рокеры появились как субкультура в пятидесятых – начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона. Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы «Levi's», кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки от «Lewis Leathers» или военные ботинки и футболки. Также популярна символика, которая говорит о причастности человека к «59 Club of England» – молодежной церковной организации, которая потом трансформировалась в клуб любителей мотоциклов по всему миру. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов. Интересно, что несмотря на то, что возникли рокеры уже в пятидесятых годах, ассоциироваться с субкультурой, а соответственно, и музыкой рок-н-ролла они стали только в шестидесятых. Их основными чертами стала привязанность к рок-н-роллу и езде на мотоцикл, что помогло создать образ английского уличного хулигана. У нас, как водится, привязанность к рок-н-роллу приобрела более ненавязчивые формы. Мотоцикл «того класса» для советских студентов был несбыточной мечтой, поэтому хранился дома только в виде изображения на плакатах. Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР стала именно музыка [5,с.84].
Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук). Манера исполнения («чтение»), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. На российской почве этот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной частью в субкультурное полистилистическое образование, получившее название хип-хоп культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейк-данс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный баскетбол) и т. д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с «молодежью улицы», хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне. В крупных городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к «крутым парням в широких штанах», изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство, что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру. Носят широкую, на несколько размеров больше одежду, предпочитают спортивную обувь. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле «рэп», но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению «Гангста» [5,с.88].
Таким образом, субкультура формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Молодежные субкультуры — феномен городской культуры западного типа. В нем отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики и моды. При организации воспитательно-образовательного процесса родителями, педагогами, психологами обязательно должны учитывать позитивные и негативные факторы субрультур, их влияние на формирование личности.
Библиографический список:
1. Головина Г.В. Культура досуга как условие адекватного развития личности // Аналитика Культурологии № 19, 2011.- С. 32-36. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru
2. Евсюкова А. Молодёжные субкультуры и их влияние на российское общество // Территория науки № 4, 2013.- С.9 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru
3. Маккадей Л.И. Влияние молодёжной субкультуры на формирование ценностно- мативационной сферы личности // Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований № 9, 2010.- С. 125// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru
4. М.В. Осорина Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / Учебник по психологии.- Сб.- 2008.-С.304 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rutracker.org
5. Моисеенко, Л.В. Молодежная субкультура: категория и реальность [текст] / Л.В. Моисеенко // Воспитание и дополнительное образование. – Оренбург, 2012. – С. 85-89.
6. Чухрова М.Г. Девиантное поведение в некоторых молодёжных субкультурах // Мир науки, культуры, образования № 6, 2011.-С.292 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru