Изучение стиля педагогической деятельности
Цель: изучить стиль собственной педагогической деятельности с помощью самонаблюдения и опросника.
Диагностика зарождающегося стиля педагогической деятельности будущего учителя – один из важных аспектов повышения эффективности профессиональной подготовки студентов вуза. Особый интерес представляет собой рефлексивная диагностика педагогической деятельности студентов на первых этапах овладения учительской профессией. Будущий учитель, у которого стиль деятельности еще не сформирован, осознанно или неосознанно выбирает средства достижения педагогического результата в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
А.К. Маркова и А.Я. Никонова выделяют 4 стиля работы учителя:
– эмоционально-импровизационный стиль (далее – ЭИС),
– эмоционально-методичный стиль (ЭМС),
– рассуждающе-импровизационный стиль (РМС),
– рассуждающее-методичный стиль (РМС).
В основу типологии положены следующие характеристики:
Ø содержательные – преимущественная ориентация учителя (на процесс обучения, на процесс и результат, на результат обучения);
Ø динамические – особенности познавательных и эмоциональных процессов;
Ø результативные – особенности развития интереса к учению, знаниям и умениям школьников.
Краткая характеристика названных стилей:
Эмоционально-импровизационный стиль. Учитель этого стиля не стремится к четкому планированию уроков, строит учебный процесс на развитии самостоятельности учеников, не любит заниматься повторением, закреплением и проверкой знаний. Предпочитает работать с «яркими» учениками и поощряет их, увлекается самим процессом работы, проводя ее в быстром темпе, использует импровизацию, ориентирует учащихся на поиск, но не всегда обеспечивает прочное усвоение знаний и навыков. Для отработки на уроке отбирает наиболее интересный материал. Менее интересный, хотя и важный, оставляет учащимся для самостоятельного разбора.
Эмоционально-методичный стиль. Учитель этого стиля четко планирует урок и отрабатывает его поэтапно, следит за уровнем знаний всех учеников (и сильных, и слабых). В его деятельности постоянно представлены закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Учителя отличает оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Использует богатый арсенал методических приемов, но, в отличие от учителя с ЭИС, стремится активизировать учеников не внешней привлекательностью, а заинтересовать их особенностями самого предмета. К недостаткам стиля относится повышенная чувствительность, обусловливающая излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.
Рассуждающе-импровизационный стиль. Учитель этого стиля имеет высокий уровень знаний, он контактен, проницателен, умеет ясно и четко преподать учебный материал, внимательно относится к уровню знаний учащихся, сдержан. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако деятельность такого учителя характеризуют и определенные недостатки: слабое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к поддержанию дисциплины на уроке. Педагог много времени отводит ответу каждого ученика, объективно оценивает его, что повышает эффективность его деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока.
Рассуждающее-методичный стиль. Для этого стиля характерны четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Учитель проявляет консервативность в использовании способов и средств педагогической деятельности. Систематичность закрепления, повторения и контроля знаний учащимися сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к малому количеству учащихся, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Пребывание на таких уроках для многих учеников утомительно и не всегда интересно.
Содержание задания. Студенту необходимо организовать наблюдение за собственным стилем педагогической деятельности, фиксируя данные в дневнике самонаблюдения.
В конце практики необходимо проанализировать дневниковые записи, а также дополнить полученные представления о зарождающемся стиле с помощью предложенного опросника.
Инструкция: Прочитайте нижеприведённые утверждения, соотнесите их с собственной педагогической деятельностью и отметьте те варианты ответов, которые соответствуют Вашему представлению о своем педагогическом стиле (при соответствии двух-трех вариантов отмечаются все колонки).
№ п/п | Могу ли я сказать о себе как учителе следующее | Педагогический стиль | |||
ЭИС | ЭМС | РИС | РМС | ||
1. | Учитель отводит большую часть урока объяснению нового материала | Да | Да | Нет | Нет |
2. | Учитель обращается к учащимся с вопросами в процессе объяснения | Нет | Да | Да | Да |
3. | В процессе опроса учитель много времени отводит ответу каждого ученика | Нет | Нет | Да | Да |
4. | Учитель всегда добивается, чтобы ученик самостоятельно исправил свой ответ | Нет | Нет | Да | Да |
5. | Учитель всегда добивается абсолютно правильных ответов | Нет | Да | Да | Да |
6. | Учитель часто использует дополнительный материал при объяснении | Да | Да | Да | Нет |
7. | Учитель сразу отвечает на неожиданные вопросы учащихся | Да | Да | Нет | Нет |
8. | Учитель постоянно следит за активностью всех учащихся во время опроса | Нет | Да | Нет | Да |
9. | Неподготовленность или настроение учащихся во время урока могут вывести учителя из равновесия | Да | Да | Нет | Нет |
10. | Учитель всегда сам исправляет ошибки учащихся | Да | Да | Нет | Нет |
11. | Учитель всегда укладывается в рамки урока | Нет | Нет | Да | Да |
12. | Учитель строго следит за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли поверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник | Нет | Да | Нет | Да |
13. | Учитель всегда подробно оценивает каждый ответ | Нет | Да | Да | Да |
14. | Требования учителя к слабым и сильным ученикам резко различаются | Да | Нет | Нет | Нет |
15. | Учитель часто поощряет за хорошие ответы | Да | Да | Да | Нет |
16. | Учитель часто порицает за плохие ответы | Нет | Да | Нет | Да |
17. | Учитель часто контролирует знания учащихся | Нет | Да | Нет | Да |
18. | Учитель часто повторяет пройденный материал | Нет | Да | Да | Да |
19. | Учащимся обычно интересно у этого учителя на уроке | Да | Да | Да | Нет |
20. | Учитель постоянно поддерживает высокий темп урока | Да | Да | Да | Нет |
21. | Учащимся обычно приятно на уроках этого учителя | Да | Да | Нет | Нет |
22. | Учитель очень переживает невыполнение учащимися домашнего задания | Нет | Да | Нет | Нет |
23. | Учитель всегда требует четкого соблюдения дисциплины на уроке | Нет | Да | Нет | Да |
24. | Учитель допускает, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение | Да | Да | Нет | Нет |
Анализ полученных результатов. Подсчитайте количество совпадений в каждой колонке и определите, какой стиль наиболее выражен (максимальное количество баллов) в вашей педагогической деятельности. Для наглядности начертите диаграмму психологического профиля стиля педагогической деятельности.
Форма отчёта
Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:
1) название задания;
2) цель задания, краткое описание методики исследования;
3) анализ полученных результатов;
4) выводы как оценка достигнутой цели;
5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.