Краткий информационный материал
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
ОТЧЕТ
По лабораторной работе №
____________
Выполнил:
_______________________
Факультет
Курс
Группа
Проверил:
преподаватель Никитёнок Н.А.
Роспись______________
Минск, 2011
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ
ФИО студента:
Факультет, курс, группа:
№, название лабораторной работы | Допуск | Выполнение | Защита | Дата, роспись преподавателя |
1. Моделирование уроков на основе технологий личностно - ориентированного обучения | ||||
2. Составление модульных программ по предмету | ||||
3. Организация и проведение коллективных творческих дел | ||||
4. Технология создания плана воспитательной работы | ||||
5(1 вариант). Определение ведущих направлений, форм и способов жизнедеятельности класса 5(2 вариант). Технология моделирования классным руководителем жизнедеятельности класса | ||||
6. Технология конструирования форм воспитательной работы с классом | ||||
7. Педагогический менеджмент в школе | ||||
8. Технология организации методической работы в школе | ||||
9. Технология воспитательно - коррекционной работы с подростками | ||||
10. Использование компьютера в учебно -воспитательном процессе школы | ||||
11. Технология разработки мультимедийного сопровождения педагогического процесса | ||||
12. Технология использования интернет -ресурсов в работе педагога |
Лабораторная работа № 1
МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Цель работы:
научиться создавать модели уроков в рамках технологий: сотрудничества и развития критического мышления.
Оборудование и материалы:
схемы-планы структуры уроков в рамках технологий: сотрудничества и развития критического мышления; учебники по предмету.
Задания:
1.Выполните тестовые задания:
1. К личностно-ориентированным технологиям относят:
1) блочно-модульную технологию;
2)технологию дифференциации обучения;
3) технологию сотрудничества в обучении;
4) технологию проблемного обучения.
2. Найдите целевой ориентир, противоречащий личностно ориентированному обучению:
1) переход от педагогики требований к педагогике отношений;
2) гуманно-личностный подход;
3) ведущая деятельность учителя;
4) единство обучения и воспитания.
3. Укажите правильное количество стадий технологии развития критического мышления:
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4.
4. Назовите этапы технологии развития критического мышления:
1) вызов, осмысление, рефлексия;
2) вызов, осмысление, оценка;
3) актуализация знаний, получение новых знаний, оценка знаний;
4) информационный, мотивационный, оценочный.
5. Определите правильное содержание деятельности ученика на стадии вызова в технологии развития критического мышления:
1) индивидуальная формулировка каждым учащимся познавательных целей относительно темы урока;
2) собственное восприятие учеником новой информации по теме урока;
3) «присвоение» учеником полученной информации по теме урока;
4) деятельность учащегося определяется стремлением оправдать ожидания учителя.
2. Определить характерные черты и отличительные особенности каждой из представленных технологий. Результаты оформить в виде таблицы «Основные черты педагогики сотрудничества и развития критического мышления».
Название технологии | Цель технологии | Основные идеи технологии |
Работая по технологии сотрудничества, определите формулы гуманно-личностного подхода
Разработайте уроки с применением технологий сотрудничества и развития критического мышления.
Запишите выводы о проделанной работе в отчет. Осуществите самооценку Вашей учебной деятельности в процессе занятия.
Краткий информационный материал
Основные понятия: личностно-ориентированные технологии, сотрудничество в обучении, технология критического мышления.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр обучения личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития. Цель образования - помочь ребенку стать субъектом культуры, научить его жизнетворчеству. К данным технологиям относится технология сотрудничества в обучении. В данной технологии педагогический процесс строится на основе субъект-субъектных отношений. Учитель и ученик включены в совместную деятельность и выступают как равноправные партнеры (совместно вырабатывают цели, содержание и дают оценку).
Целевые ориентации педагогики сотрудничества: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход; единство обучения и воспитания.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: гуманно-личностный подход кребенку; дидактический активизирующий и развивающий комплекс; концепция воспитания; педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе — это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи: гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной «Я-концепции».
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов, «чему» и «как» учить сегодня детей:
• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
• обучение ведётся, прежде всего, обобщённым знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
• происходят объединение, интеграция школьных дисциплин;
• развиваются вариативность и дифференциация обучения;
• используется положительная стимуляция учения.
Концепция гуманистического коллективного воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражали важнейшую тенденцию развития воспитания в школе:
♦ сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
♦ превращение школы Знания в школу Воспитания;
♦ постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
♦ гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
♦ новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество, сотворчество, соуправление, сопереживание, сочувствие;
♦ развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
♦ возрождение национальных культурных традиций;
♦ постановка трудной цели.
Педагогизация окружающей среды предполагала выдвижение на первый план идей компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Концепция сотрудничества основана на представлении об ученике как о субъекте учебной деятельности.
Сотрудничество в отношениях «ученик - ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
Сегодня технологию обучения в сотрудничестве рассматривают как наиболее успешную альтернативу традиционному обучению, поскольку она легко вписывается в учебный процесс современной школы, не затрагивая содержания обучения, а также является психологичной, гуманной, необходимой для подготовки современного человека к жизнедеятельности в обществе.
Особенностью технологии обучения в сотрудничестве является комплексная реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, общее развитие личности ученика, формирование его коммуникативных умений, а не только овладение системой научных знаний, умений и навыков, адекватных индивидуальному уровню развития. Технология обучения в сотрудничестве позволяет обучаемым осуществлять самостоятельную активную познавательную деятельность и самостоятельное исследование.
Данная технология обучения имеет свои особенности: взаимосвязь членов группы; личную ответственность каждого члена группы за собственные успехи и совместный результат; совместную учебно-познавательную и творческую деятельность обучаемых в группе; социализацию деятельности обучаемых в группах; общую оценку работы в группе, которая складывается из оценки формы взаимодействия обучаемых группы наряду с академическими результатами.
Варианту технологии обучения в сотрудничестве
1. Обучение в команде. Групповая цель - «познать совместно». В совместной работе по изучению темы каждый член группы работает самостоятельно, но в постоянном взаимодействии с другими, поскольку от этого зависит общий результат. Чем лучше усвоение учебного материала отдельным участником команды, тем выше достижения всей группы.
2. «Пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над материалом, разбитым на блоки-задания. Каждый ученик изучает свою часть блока и является экспертом по конкретному вопросу. После изучения материала эксперты каждой группы объединяются для обмена информацией. По возвращении член команды подробно докладывает свою часть блока, остальные фиксируют полученный материал. Результатом изучения темы является отчет команды и каждого члена в отдельности.
3. «Учимся вместе». Учитель разбивает класс на разнородные группы по 3-5 человек. Каждая подгруппа получает одно задание-стэп - часть большой темы, над которой работают все. Команды самостоятельно распределяют роли. Материал усваивается в результате работы подгрупп и общей работы в целом. Оценивается качество выполнения работы и характер взаимоотношений в группе. Подгруппа получает награды в зависимости от личных достижений каждого.
4. Исследовательская работы в группах. Изучение нового материала индивидуально или в группах по 6 человек, где каждая подгруппа получает часть материала и, соответственно, индивидуальное задание для каждого ученика. После обсуждения заданий в подгруппе презентуется классу общий доклад.
Проект «Мои урок по технологии обучения в сотрудничестве в... классе по теме...»
Автор - студент(ка)... курса ... группы - ....
Мысленное моделирование с целью:
а) выбрать подходящий класс, учащиеся которого по своим возрастным особенностям наиболее расположены к сотрудничеству;
б) в пределах программы этого класса выбрать тему, изучение которой в сотрудничестве наиболее эффективно.
I ШАГ