От школьного самоуправления к студенческому: самоуправление на Педагогическом факультете ТГПУ как форма реализации студенческих инициатив

Титова Г. Ю., к. п. н., доцент Томского государственного педагогического университета

Креймер М. Б., студентка 3 курса ПФ Томского государственного педагогического университета

Современные условия мира требуют от выпускников школ, а затем и вуза, обладать не только знаниями, но и различными социальными навыками. От современной молодежи требуется быть социально-активной и ответственной. Именно поэтому сегодня школьников и студентов активно вовлекают в самоуправление. Школьное и студенческое самоуправление есть условие модернизации системы управления. Для того, чтобы система самоуправления эффективно работала, необходима постоянная связь между самоуправлением школьников и студентов, постоянный обмен информацией и опытом.

Для того, чтобы налаживать такую связь, учреждения среднего общего и высшего профессионального образования должны быть в постоянном диалоге и открыты друг для друга. Так, например, на педагогическом факультете ТГПУ сформирована модель студенческого самоуправления.

Самоуправление на факультете за последние годы активизировалась, что выражается в работе органов студенческого самоуправления: работе совета старост (являющегося формальным студенческим объединением), совета профоргов (являющегося факультетским представительством вузовской профсоюзной организации), студсовета (являющегося факультетским представительством вузовского студсовета) и созданного Клуба студенческих инициатив (являющегося факультетским общественным объединением).

У каждого из органов самоуправления ПФ есть глава, в избрании которого непосредственное участие принимают сами студенты факультета. Совет профоргов возглавляет профорг факультета, Студсовет – председатель Студенческого совета факультета, Клуб студенческих инициатив – директор Клуба студенческих инициатив, совет старост – председатель совета старост. Порядок назначения и освобождения от должности глав органов студенческого самоуправления прописаны в соответствующих положениях.

Самоуправление в студенческих группах представлено работой старосты, группорга и профорга группы. Они являются официальными студенческими лидерами.

Неформальные лидеры из числа студентов по желанию включаются в деятельность Клуба студенческих инициатив, который функционирует на факультете с мая 2008 года.

Достижением факультета является организационно-методическое обеспечение воспитательной работы. Так, разработаны Положения о совете старост, об общественном объединении «КСИ», о старостах, созданы и пополняются странички сайта факультета по каждому органу студенческого самоуправления; разработана и функционирует рейтинговая система работы старост, ежемесячно подводятся итоги работы старост и др. (материалы представлены в методическом пособии «Студенческое самоуправление: староста академической группы» Г.Ю. Титовой, М.Б. Креймер, Т.М. Казариной).

На факультете также функционирует кураторство, имеющее целью содействие созданию условий для благоприятной адаптации первокурсников, помощь в решении возникающих учебных, бытовых, психологических и других проблем (методические рекомендации первокурсникам представлены в методическом пособии «В помощь первокурснику: психологические советы» И.Г. Купершлаг). Кураторами групп являются студенты и преподаватели факультета.

Количество мероприятий и их участников от года к году увеличивается.

Таблица 1

Динамика участия в мероприятиях Педагогического факультета

среди студентов и преподавателей

  Количество мероприятий Количество студентов-участников Количество преподавателей-участников
55% 42,2%
63% 48,9%
85% 57,8%

На начало 2010 года уже можно говорить, что цифры к концу года увеличатся, так как еще больший интерес к мероприятиям стали проявлять как студенты, так и сотрудники факультета. Так, впервые в марте состоялось мероприятие конкурсного характера, в котором принимали участие две команды – команда студентов и команда преподавателей.

Традиционными мероприятиями на Педагогическом факультете являются:

1. Конкурс «Весенний беспредел». Традиционно проходит в первой половине марта. Посвящено празднованию 14 февраля, 23 февраля и 8 марта. Это меняющаяся форма мероприятия, задания-импровизации. 2008 год - 8 участников; 2009 года – 30 участников; 2010 год – 42 участника.

2. Конкурс-выставка деко­ра­тивно-прикладного творчества сту­дентов «Очумевшие ручки» (по инициативе студенток Маргариты Креймер и Ирины Камель­чуковой). Традиционно проходит в марте-апреле. В рамках выставки открываются новые таланты; создается информационно-творческое поле для общения студентов и преподавателей; происхо­дит выбор симпатий студентов и преподавателей. В 2008 году 6 участников представили 18 работ; в 2009 году 12 участников и 42 работы; в 2010 году 14 участников и 48 работ.

3. Выездной сбор актива ПФ, проходящий в мае. Основная цель - обучение и сплочение актива. В рамках мероприятия происходит приобретение новых навыков; сплочение коллектива и разработка проектов с реализацией в следующем учебном году. Так, разработанный в мае 2008 года проект Клуба студенческих инициатив стал реализовываться с сентября 2008 г. В 2009 году были разработаны проекты «Я – студент ПФ!» (для первокурсников) и проект школы кураторов. Оба проекта были реализованы в 2009/2010 учебном году.

4. День зна­ний с концертной, наг­ра­ди­тельной прог­рам­мой для старше­кур­сни­ков и игрой-мар­шруткой для 1-курсни­ков. Тор­жественное нача­ло учебного года проходит 1 сентября. В рамках меро­приятия происходит знакомство с корпусом, факультетом для перво­курсни­ков и торжественная выдача студенческих билетов; празднич­ный кон­церт; награждение участников программы «Городское лето» и стройотряда.

5. Посвящение в сту­ден­ты, проходящее в 20-х чис­лах сентября. Это погру­жение перво­курсни­ков в студенческую жизнь­. Ме­ро­прия­тие вклю­чает игры на сплочение, деловую игру «Сту­денческая жизнь», реали­зацию проекта «Я – студент ПФ!». В организации мероприятия принимают участие студенты-старшекурсники и преподаватели факультета.

6. День учителя. Профессиональный празд­ник, который отмечается 5 октября. Это поздравительный концерт, к которому каждая группа готовит концертные номера, а также награждение фотоконкурса. Всем участникам вручаются благодарственные письма.

7. Новогодний огонек. Проходит традиционно в 20-х числах декабря. Студенты своими силами создают празднич­ную атмосферу на этаже, украшая его стенными газе­тами, новогодней атрибу­тикой и т. д. В праздничном концерте принимают участие студенты и преподаватели. Каждая группа готовит концертный номер.

8. В конце календарного года проходят 2 конкурса: Конкурс «Студент года» (с рекламной кампанией претендентов на это звание) и «Лучшая студенческая группа» в 3-х номинациях: «Лучшая студенческая группа по учебе» (на основе рейтинга учебных достижений), «Лучшая студенческая группа по активности» (на основе портфолио достижений) и «Лучшая студенческая группа» (демонстрирующая высокие показатели по учебе и социальной активности).

9. Наиболее ярким событием года является Неделя факультета в ноябре, которая включает в себя, как правило: открытие, научно-практи­ческую конференцию, День открытых дверей с приглашением будущих абитуриентов и их родителей, специалистов учреждений дошколь­ного, начального и школьного образо­вания, социальных учреждений, проведение кон­курса студенческих методических разра­боток (материалы представлены в методическом пособии «Конкурс студенческих методических разработок. Выпуск 1. Педагогический факультет» / под общей ред. Г.Ю. Титовой), интел­лектуальную игру «Что? Где? Когда?», День специальностей.

10. В течение всего учебного года на факультете проводится 4 фото­кон­курса: фотоконкурс «Ах, детство, детство», посвященный Всемирному Дню ребенка, «Моя семья», посвя­щенный Дню семьи, «Весна — время любви», посвященный приходу весны, «Галерея летних воспоминаний», ил­люстри­рующий прошедшее лето студентов. В фотоконкурсе участвуют не только студенты, но и преподаватели факультета.

11. Весной 2010 года студентами заложена традиция проведения на факультете видеоконкурса «Мой мир». Материалы прошедшего видеоконкурса можно посмотреть на страничке Педагогического факультета по адресу: http://tspu.edu.ru/pf/?ur=919&ur1=976.

12. По инициативе студентов с 1 марта 2010 года на факультете стартовала работа стенда «Студент недели», электрон­ную версию которой можно увидеть: http://tspu.edu.ru/pf/?ur=919&ur1=975.

13. Итоговым мероприятием яв­ляет­ся награждение победителей Конкурса «Зеркальный пеликан», в котором студенты выбирают среди педагогов «Самого муд­рого», «Самого креативного», «Самого доброго»; педагоги определяют лучших студентов по специальностям; оглашаются результаты по номинации «Актив факультета»; чествуются студенты и сотрудники, достигшие уникальных результатов за учебный год.

С этого года благодаря инициативе пред­седателя студсовета ПФ Юлии Дроняевой стало осуществляться тесное взаимодействие со студсоветами других факультетов данного учебного корпуса. В конце 2009 года проведена совместная с факультетами Каштачного учебного корпуса акция «Вместе в Новый год», в марте 2010 года прошел сводный концерт 5 факультетов, посвященный Международному женскому дню.

В дальнейшем планируется развитие кураторства до статуса института и проведение Конкурса кураторов, что, естественно, будет способствовать развитию института кураторства.

Планируется продолжение работы с факультетами и проведение различных мероприятий и акций.

С нового учебного года планируется функционирование студенческого радио Каштачного корпуса, открытие факультетской газеты «Педагогический2».

Опыт волонтёрства как ресурс формирования социально-значимых компетенций у педагогов и воспитанников: из опыта организации работы по всероссийскому проекту «Наша Победа»

Тайдонова М.В., руководитель структурного подразделения

ДДТ «У Белого озера»

В современном мире все больший размах приобретает активность добровольческих, благотворительных, волонтерских организаций. В России деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: “Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”.

Волонтерство является показателем уровня гражданской активности, установки на общественную деятельность и уровня развития демократии в стране. Волонтёры — не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Поколению, выросшему в советское время, такое продвижение и перспективы хорошо знакомы – редкий управленец дня сегодняшнего не прошел через пионерию и комсомол, получив при этом огромный опыт социальной и гражданской активности.

К сожалению, волонтерская деятельность очень сложно приживается в постсоветской России. Во-первых, волонтерское движение пришло в Россию в самые сложные перестроечные 90-е. Во-вторых, из-за многих социальных стереотипов волонтёрская деятельность в России не пользуется одобрением большинства населения. Мест для проявления социальной и гражданской активности у сегодняшней молодежи значительно меньше, чем в советское время, а самое главное – они не выстроены в одну вертикаль по идеологии, разделены на отдельные проекты. Но национальная идея «Мы – народ-победитель» - как раз та, на которой сходятся практически все общественно активные силы.

В январе 2010 нашему клубу поступило предложение поучаствовать во всероссийском проекте «Наша Победа», основной идеей которого является сбор видеосвидетельств участников ВОВ и публикация их на сайте www.41-45.su. Участников военных действий, героев ВОВ с каждым днем становится все меньше, поэтому мы получили уникальную возможность патриотического воспитания наших ребят через живое общение с ветеранами. Примечательно то, что проект реализуется по всей стране, практически в каждом крупном городе России создан или создается свой штаб «Наша Победа», привлекающий к участию в проекте волонтеров из наиболее активной патриотически настроенной молодежи.

Особенностью нашего клуба является то, что мы работаем и как учреждение дополнительного образования – структурное подразделение ДДТ «У Белого озера», и как общественная организация – ДОО ТО «ЗОВ». В работе клуба образовательный процесс совмещается с активной общественной, в том числе, добровольческой деятельностью, что дает дополнительные возможности для социализации и самореализации детей и взрослых через широкий спектр возможностей для построения индивидуальной образовательной и жизненной траектории.

Письмо с приглашением поработать в проекте «Наша Победа» в качестве волонтеров пришло на адрес ДОО «ЗОВ». Первым к участию подключился подростковый актив клуба и педагоги. Позднее, с увеличением масштабов деятельности, подтянулись выпускники, активисты взрослого турклуба «ЗОВ» и наиболее активные участники летних смен.

Работа по проекту строится следующим образом: координатор проекта по Томской области выдает нам списки ветеранов, проживающих в Октябрьском районе. Затем ребята обзванивают ветеранов по этим спискам и предлагают взять у них видеоинтервью. Организуется съемочная группа из оператора, интервьюера и еще одного участника, работающего с опросником и другими документами. В группе обязательно присутствует один взрослый человек из числа педагогов, совершеннолетних выпускников клуба и ДОО ТО «ЗОВ». По окончании съемок на каждого ветерана заводится папка в компьютере: в ней хранятся фотовидеоматериалы, сведения о съемочной группе (кто, где, когда и кого снимал). Затем фото и видео материалы обрабатываются и копируются на диски. Один экземпляр отправляется в Москву для публикации на всероссийском сайте, второй сохраняется для архива Томской области, третий – для архива клуба с целью применения в социально-образовательных проектах и программах.

Педагогический коллектив увидел в этом проекте большой образовательныйресурс: формирование проектных и социально значимых компетенций у педагогов и воспитанников, большое и значимое в масштабах страны дело.

Вся деятельность по проекту проходит во внеучебное время, поэтому и дети, и педагоги, и работающие активисты ДОО «ЗОВ» участвуют в проекте как волонтеры на безвозмездной основе. Совместная работа на общее дело делает детей и взрослых одной командой, позволяет взаимодействовать на равных: обсуждать, вносить предложения, принимать решения, планировать не только свою деятельность, но и деятельность всей проектной группы.

Генеральной линией года в ДДТ «У Белого озера» и его структурных подразделений стала деятельность по инновационным образовательным проектам. Линия 2009-2010 года клуба «Фрегат» - развитие творческой инициативы детей и педагогов через реализацию мини-проектов детских объединений, направленных на внутриклубное взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами. В соответствии с этой линией были проведены педагогические учебы, проектные семинары с педагогами и детьми. Участие во всероссийском проекте «Наша Победа» не только дало возможность применить полученные знания на практике, но и создало необходимость многому учиться по ходу деятельности.

Каждый этап работы по проекту требует четкости действий и собранности от каждого, поэтому все участники постепенно овладевают видами деятельности, на которых основано формирование социально значимых компетенций.

Деятельность по проекту Компетенции
Принятие решения об участии в проекте и своем месте в нем Ценностно-смысловые
Организация рабочего места и системы деятельности по проекту Учебно-познавательные, проектные
Сбор необходимого количества техники для съемок Проектные
Сбор рабочих групп для съемок, обзвон ребят и взрослых Коммуникационные, социально-трудовые
Создание пополняемой базы данных по проекту (социальные партнеры, ресурсы, новые участники) Информационные
Обзвон ветеранов по списку, договоренности о встрече Коммуникационные, социально-трудовые
Работа с фото-, видео-, компьютерной техникой Информационные
Умение брать интервью, правильно и корректно задавать вопросы Коммуникационные
Коррекция плана действий по мере возникновения новых задач Учебно-познавательные, проектные
Архивирование отснятого материала Социально-трудовые
Генерирование собственных идей и реализация их через подпроекты («Подарок ветерану» - собственный проект клуба) Учебно-познавательные, проектные
Презентация результатов своей деятельности Коммуникационные, учебно-познавательные

В ходе деятельности по проекту получены устойчивые предметные навыки, которые в сочетании с общественно значимой идеей и четкими принципами организации труда становятся фундаментом формирования и развития социально значимых компетенций у педагогов и воспитанников.

Совместная деятельность, основанная на принципах волонтерства, не только дала ощутимые конкретные результаты клубу, городу, стране (!), но и превратилась в серьезный ресурс для дальнейшей работы детско-взрослого коллектива клуба:

· С помощью волонтерской деятельности отработаны реальные модели взаимодействия педагогов и воспитанников на принципах взаимопомощи и взаимоподдержки.

· Сформулированы и закреплены в действии принципы организации совместной деятельности: ответственность, нацеленность на результат, командность.

· Ребята получили настоящий управленческий опыт - в ходе проекта им постоянно делегируются полномочия по планированию, принятию решений, достижению важных договоренностей.

· С приходом в проект новых участников ребята занимают позицию наставника, обучают вновь прибывших обращению с техникой , секретам интервьюирования и т.п.

· Участники проектной группы освоили презентационную культуру, умение презентовать себя и результаты своего труда.

· Участниками наработаны широкие социальные связи и схемы привлечения партнеров и ресурсов к реализации не только конкретного проекта, но для дальнейшего взаимодействия.

· С уверенностью можно сказать и о формировании гражданской позиции участников. Они получили уникальный опыт общения с поколением Победителей, прикоснулись к истории страны неформально через живое общение.

Хотя деятельность по проекту «Наша Победа» еще не завершена, предварительные итоги очень существенны и значимы как для клуба в целом, так и для каждого участника. За 2,5 месяца работы нашему коллективу удалось внести значительный вклад в проект:

1. Всего по Томской области отснято 320роликов, из них 42 – нашими детьми, педагогами и активистами ДОО «ЗОВ».

2. Кроме того, на сегодняшний день Томск – первый в рейтинге городов России по количественным и качественным показателям работы региональных штабов проекта.

3. Проведено 10 презентаций проекта на мероприятиях разного уровня – от школьного до регионального. В конце марта в Томске прошел слет региональных штабов СФО, где наша проектная группа проявила себя как отличная слаженная команда.

4. Изготовлены и вручены 20 ветеранам подарочные диски с видеоинтервью и фотографиями на память.

5. Изготовлено 40 комплектов дисков (по 3 в каждом) для российского архива, архива Томской области, архива клуба.

6. Рассказ о деятельности нашей проектной группы вышел 06.04.2010 на канале ТВ-2 в программе «Успеваем».

7. В томском рейтинге организаций, работающих по проекту, наш клуб занимает лидирующие позиции.

8. К празднику Победы мы готовим собственный видеоархив ветеранов Октябрьского района и фотовыставку.

Социальная и воспитательная значимость проекта просто уникальна – живущих ныне участников ВОВ осталось настолько мало, что возможность пообщаться с такими людьми вряд ли представится еще. Кроме того, значимость работы по проекту поддерживается еще и осознанием сопричастности к большому и важному делу, которое осуществляется по всей стране. Проект «Наша победа» прежде всего практико-ориентированный социальный проект, имеющий сроки реализации (с января по май 2010 года), по которым будет выстраиваться рейтинг по России и подводиться итоги.

Изюминкой нашегоучастия является именно проектный режим работы – живое дело, в котором есть и трудности, и неожиданные эффекты, и настоящие открытия.

Однако, самое главное в этом деле – то, что останется после того, как все работы по проекту будут завершены. А останется ощущение прикосновения к прошлому своего народа, к простому величию этих простых солдат. Они поразили нас своей любовью к жизни, оптимизмом и настоящей любовью к своей стране, активной гражданской и жизненной позицией, несмотря на годы и болезни.

Дебаты как технология дополнительного образования
(из опыта работы детского клуба дебатов в 2006 – 2009 годы)

Таукин В.П., педагог дополнительного образования

МОУ Сибирский лицей города Томска, МОУ ДОД ДЮЦ «Звездочка»

На данном историческом этапе развития России социальный заказ общества образовательным учреждениям выглядит примерно так: человек, востребованный на рынке труда, знающий законы государства, успешная в материальном плане и поэтому уважаемая в обществе личность.

Совершенно очевидно, что такая личность не является развитой до того уровня, который позволит воспринять духовные ценности российской и мировой культуры, передавать их в транспоколенческом смысле, тем самым, внеся вклад в развитие нации.

На обывательском уровне, где источником знаний служат СМИ, считается, что «рыночные свойства» личности человек получит сам в виде жизненного опыта, а формирующие личность функции перекладываются на семью либо на школу. Ещё одна ошибка – ребенок сможет реализоваться самостоятельно, выбирая, где и чем заниматься помимо семьи и школы.

На уровне государственной образовательной системы вполне естественно полагают, что социализацию ребенка необходимо контролировать, внося некоторые коррективы, чем и является государственный образовательный стандарт, с которым не совпадает мнение родителей. Как ни странно, детей никто не спрашивает.

Весьма тревожным обстоятельством является наличие отрицательных корреляций между социальным и информационным развитием школьника. Дети, которые с удовольствием читают, хорошо учатся в школе, проявляют высокую креативную активность, зачастую, к сожалению, социально беспомощны. Они могут существовать в современном мире только в искусственной среде, созданной родителями, а рано или поздно эта среда разрушается – обычно с катастрофическими для личности последствиями.

Таким образом, основной проблемой, которую необходимо решить, является ответ на вопрос – чего не хватает детям сейчас в системе общего образования? На этот вопрос и отвечает идея интеграции общего и дополнительного образования детей в рамках концепции гражданского образования, то есть системы воспитания и обучения личности, предусматривающей создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину в рамках школы, так как оно предполагает использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Примером реализации может служить практика сетевого и ресурсного взаимодействия общего и дополнительного образования детей в предпрофильной подготовке между МОУ Сибирский лицей г. Томска, МОУ ДОД ДЮЦ «Звездочка» и МОУ ДОД ДДЮ «Наша гавань». С 2006 г. организована деятельность клуба дебатов, где руководителями являются авторы статьи.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы в Томском регионе является то, что она позволяет сформировать у обучающихся гражданскую компетентность, включающую в себя:

1. морально-нравственную компетентность, как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;

2. компетентность в сфере культуры;

3. компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.);

4. коммуникативную компетентность (способности, связанные с решением задач осуществления взаимодействия с другими людьми при решении социальных проблем);

5. компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.) и другие.

Программа рассчитана на постоянную работу в виде факультативов, элективных курсов, организации внеклассной, клубной, проектной и семинарской работы.

Режим занятийследующий. По программе занимаются группы обучающихся, от 13 до 18 лет. Занятия проходят несколько раз в неделю и строятся на активных и интерактивных методах, что позволяет создать в учебной группе «пространство технологии», основанное на сотрудничестве, что позволяет достичь поставленных задач – педагог выступает организатором процесса усвоения, а не источником информации.

Формы проведения практических занятий следующие: тренинги, турниры, игры с использованием технологии «Дебаты», деловые и ролевые игры, которые требуют большого количества участников, круглые столы, семинары, дискуссии.

Для того чтобы эффективно использовать активные и интерактивные методы и практико-ориентированный (компетентностный) подход, программа предусматривает опережающие задания для обучающихся, которые они смогут подготовить самостоятельно. Также обучающиеся в процессе выполнения опережающегося задания готовят необходимую информацию к предстоящим дебатам, отрабатывают полученные навыки ораторского мастерства.

Формой подведения итогов такой работы, является:

1. участие в международных, федеральных, региональных, областных и городских турнирах, конкурсах, чтениях;

2. участие в областной антикоррупционной программе;

3. участие в социальных проектах.

Конечным результатом является всестороннее развитие личности, ее социализация, воспитание в духе демократических ценностей, выработка и реализация способностей к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, высокий уровень правовой, политической культуры и культуры прав человека.

Наши рекомендации