Стилевые особенности публицистического текста

Г.С. Джуламанова

Оренбургский государственный университет

Научный руководитель: И.Ю. Моисеева, доктор филологических
наук, профессор

В последние годы наблюдается бурное развитие публицистики, в связи с этим интерес лингвистов к языку в средствах массовой информации (СМИ) неизменно возрастает. Тексты публицистического стиля обслуживают всю сферу массово-информационного общения. Текст публицистического стиля как онтологический феномен функционирует в качестве открытой самоорганизующейся системы и подчиняется законам природы.

Цель настоящей статьи состоит в изучении и систематизации особенностей текста публицистического стиля.

На современном этапе в связи с бурным развитием СМИ появилось новое направление языкознания – медиалингвистика, которое возникло на рубеже ХХ-XXI вв. Основы были заложены в исследованиях А.Н. Васильевой, В.Г. Костомарова, Г.Я. Солганика [4; 12; 16]. Основное понятие медиалингвистики – «текст массовой информации», или «медиатекст». Исследователи медиатекста дают различные толкования дефиниции данному понятию. Медиатекст в работе Т.Г. Добросклонской рассматривается в качестве объемного многоуровневого явления, в основе которого лежит органичное сочетание единиц вербального и медийного ряда [9]. В.В. Варченко, которая изучает формы и функции цитатной речи в медиатексте, считает его открытым; медиатекст представляет собой совокупность фраз бесконечных гипертекстов, где все является ссылкой друг на друга и бесконечным цитированием [3]. Медиатекст выступает в качестве отражения текущих событий в текстовой форме и представляет собой синтез многочисленных текстов, произведенных разными людьми и в разных обстоятельствах [там же]. Г.Я. Солганик выделяет особенность медиатекста, которая состоит в особом типе автора – в сфере массовой информации производитель речи совпадает с ее субъектом [15]. Медиатекст, по мнению Г.Я. Солганика, характеризуется языковой спецификой – адресованность массовой аудитории [там же]. В.В. Славкин отмечает, что лингвисты, изучающие язык СМИ, должны уходить от традиционного, линейного понимания текста [14]. Он предлагает концентрироваться на сочетании словесного материала и разного рода иллюстраций, инфографики и т.д. [там же]. Публичность как особый признак медиатекста делает его открытой системой.

Публицистический стиль является весьма сложным явлением и включает в себя разнообразные письменные и устные жанры. Опосредованность передачи информации СМИ является одним из обязательных признаков текстов публицистического стиля, что показывает принадлежность текста к публицистическому стилю, в который, по мнению М.Н. Кожиной, входят средства массовой коммуникации, включая электронные СМИ, в том числе Интернет [11, с.342]. И.Р. Гальперин выделил разновидности публицистического стиля: подстиль ораторской речи (радио- и телекомментарии); подстиль эссе (памфлеты и обзоры литературы в различных журналах и газетах) и подстиль журнальных статей (политических, социальных, экономических) в массовых и специальных журналах и газетах [8, с.112]. Т.Г. Добросклонская, которая рассматривает медиатексты группы «features», относит к публицистике широкий круг медиаматериалов: в прессе (статьи различного объема на самые разнообразные темы); на радио (музыкальные передачи); на телевидении (авторские программы, посвященные самым разнообразным темам) [9, с.123]. Т.А. Ширяева рассматривает публицистический стиль как стиль газеты или различных газетных жанров и относит сюда передовую статью, информацию, хроникальную заметку [Ширяева: 1999].

Общие стилистические особенности текстов публицистического стиля создаются в зависимости от того, в какой сфере происходит общение. Рассмотрим стилевые черты текстов, которые позволяют нам отнести их к публицистическому стилю. Т.А. Ширяева относит к ведущим стилевым признакам публицистического стиля логическую последовательность синтаксической организации высказываний и целого текста, многообразие используемых связующих элементов, тщательное членение текстов на абзацы, краткость выражения мысли, сочетание логической аргументации и эмоциональности [17]. Она подчеркивает особый характер экспрессивности и оценочности текста публицистического стиля [там же]. В.В. Варченко в своей работе называет следующие стилевые черты текста публицистического стиля: логическая аргументация, апелляция к эмоциям читателей и краткость в выражении мыслей [3]. Н.В. Чичерина считает многомерность самой важной характеристикой современного текста массовой информации [18]. Многомерность она понимает как сочетание разнородных вербальных, визуальных, аудитивных, аудиовизуальных или других компонентов в едином смысловом пространстве текста [там же]. Главная цель текста публицистического текста заключается в оказании влияния на общественное мнение, в убеждении читателя или слушателя. Текстам публицистического стиля свойственны две основные функции – информативная и воздействующая, или регулятивная. Информативная и воздействующая функции выступают в качестве наиболее важных и определяющих для текстов публицистического стиля в работах исследователей И.В. Арнольд, И.Р. Гальперина. Т.Г. Добросклонская рассматривает воздействующую функцию и подчеркивает разнохарактерность проявления этой функции в различных типах медиатекстов: воздействие – убеждение (цель текста – убедить в правильности массово распространяемых оценок, мнений, комментариев и т.д.); воздействие – побуждение (цель – побудить потребителя приобрести определенные товары и услуги); воздействие имеет цель – достижение художественно-эстетического эффекта [9, с.125-126]. Цель автора текста состоит не только в том, чтобы сообщить о каком-либо факте, но и в ожидании ответной реакции. Задача пишущего – выбрать наилучшие для данной ситуации языковые средства воздействия на читателя.

Текст публицистического стиля характеризуется тем, что здесь делается акцент на фактор человеческого интереса. К существенным признакам текстов публицистики Т.Г. Добросклонская относит тематическую привязанность, специальное освещение темы, индивидуально-авторское видение проблемы [9, с.124]. Наличие стандарта и особый публицистический стиль выступают в качестве стилевых черт текстов публицистического стиля [там же]. Текст публицистического стиля характеризуется как массовым характером коммуникации, так и индивидуальным. Массовым или индивидуальным может быть не только адресат, но и автор (как обобщенное лицо, выражающее мнение издающего органа, редакции). Важной чертой текстов публицистического стиля является диалогический характер изложения. Диалог является наиболее эффективным в плане воздействия. В этом же аспекте Б.А. Зильберт указывает на разорванность и опосредованность коммуникативного акта, отсутствие непосредственной обратной связи (слаба или косвенна), а также на наличие внутренней обратной связи [10]. Тексту публицистического стиля свойственна неличная форма общения. Текст публицистического стиля имеет черту, которая заключается в чередовании и контрастировании стандартных и экспрессивных языковых средств [12, с.117]. В публицистической речи доля средств и способов достижения экспрессивности оказывается высокой по сравнению с другими функциональными стилями. В.Г. Костомаров отмечает, что единство экспрессии и стандарта является основным стилистическим принципом публицистики [12, с.116]. Г.Я. Солганик считает «социальную оценочность и эмоциональность» важнейшим принципом языка публицистики [16]. Таким образом, текст публицистического стиля обладает основными стилевыми чертами, которые подчёркивают его принадлежность к данному стилю. Тексты публицистического стиля, обслуживая всю сферу массово-информационного общения, имеют цель сообщить информацию и воздействовать на читателя или слушателя.

Список использованной литературы

1. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык / И.В. Арнольд. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 384 с.

2. Брандес, М.П. Стилистика текста. Теоретический курс / М.П. Брандес. – М.: ИНФАРМ – М.: 2004. – 456 с.

3. Варченко, В.В. Формы и функции цитатной речи в медиатексте: автореф. дис. … канд. филол. наук / В.В. Варченко. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 23 с.

4. Васильева, А.Н. Газетно-публицистический стиль речи / А.Н. Васильева. – М.: Русский язык, 1982. – 157 с.

5. Виноградов, В.В. О понятии «стиля языка» (применительно к истории русского литературного языка) / В.В. Виноградов // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. – М.: Изд-во АН СССР. – 1955. – Т. 14, Вып.4. – С. 305-320.

6. Гальперин, И.Р. О понятиях «стиль» и «стилистика» / И.Р. Гальперин // Вопросы языкознания. – М.: Наука, 1973. – № 3. – С. 14-25

7. Гальперин, И.Р. Проблемы лингвостилистики / И.Р. Гальперин // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс. – 1980. – Вып. IX. – С. 5-35.

8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Изд-во КомКнига, 2007. – 148 с.

9. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г. Добросклонская. – М.: УРСС, 2008. – 203 с.

10. Зильберт, Б.А. Социопсихологическое исследование текстов радио, телевидения, газеты / Б.А. Зильберт. – Саратов: СГУ, 1986. – 210 с.

11. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.P. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 464 с.

12. Костомаров, В.Г. Тезисы возможной концепции функциональных стилей / В.Г. Костомаров // Из опыта преподавания русского языка нерусским. – М.: Высшая школа, 1970. – Вып. 5. – С. 116-132.

13. Разинкина, Н.М. Функциональная стилистика английского языка / Н.М. Разинкина. – М.: Высшая школа, 1989. – 259 с.

14. Славкин, В.В. Журналистский текст в динамическом аспекте / В.В. Славкин // Вестник Московского ун-та. – 2005. – № 2 – C. 16-20. – Серия 10: «Журналистика».

15. Солганик, Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» / Г.Я. Солганик // Вестник Московского ун-та. – 2005. – № 2. – С. 7-15. – Серия 10: «Журналистика».

16. Солганик, Г.Я. О новых аспектах изучения языка СМИ / Г.Я. Солганик // Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. – 2000. – № 3. – С. 31-38.

17. Ширяева, Т.А. Метафора в публицистическом тексте: монография / Т.А. Ширяева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2002. – 110 с.

18. Чичерина, Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов / Н.В. Чичерина. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 232 с.

Наши рекомендации