Учебно-воспитательного процесса и режима дня учащихся
Цель: Освоить методику гигиенической оценки основных элементов режима дня учащихся и учебных занятий в школе. Составить гигиенически рациональный режим для учащихся разных возрастных групп. Оценить недельное расписание уроков одного из классов средней школы. Освоить методику составления рационального расписания уроков, соответствующего гигиеническим требованиям.
Вопросы для теоретической подготовки:
- Понятие о биоритмах, их роль в процессе обучения и воспитания.
- Гигиеническая организация режима дня учащихся с учетом возрастных особенностей.
- Сон и его гигиеническая организация.
- Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий.
- Гигиеническая организация внеклассной и внешкольной работы.
- Гигиеническая организация выходного дня и каникул.
- Гигиенические требования к составлению расписания.
- Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в дошкольных учреждениях.
Вся Вселенная пронизана ритмами. Начиная от вращения планет Солнечной системы и кончая ритмическими делениями клетки – все подчиняется закону колебательного движения, закону ритмичности.
Ученых-биоритмологов интересует все многообразие «норм»: для разных часов суток, разных сезонов года, разного возраста человека. С точки зрения теории биоритмов исследователи пытаются понять, что такое здоровье, патология и где проходит граница между ними. Существование бесчисленного множества ритмических колебаний разной природы позволяет организму сформировать наиболее рациональные взаимоотношения с внешней средой и способствует его выживаемости. Любой живой организм является независимой колебательной системой, которая характеризуется целым набором внутренних ритмов.
О ритмических изменениях в состоянии организма человека было известно ученым древности. Греческий врач Герофикл из Александрии за 300 лет до н.э. обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня.
Было установлено, что периоды повторяющейся активности у живых организмов колеблются в очень широком диапазоне. Некоторые из таких периодов приближаются к тысячной доле секунды, тогда как другие измеряются секундами или часами. Наиболее широко изучаются ритмы, период которых приближается к 24 ч. существуют также недельные и месячные ритмы, а у некоторых организмов определенные явления повторяются через каждые 7 и даже 17 лет (через каждые 7 лет происходит полное обновление всех клеток человеческого организма).
В жизни всех биологических особей четко проявляются два суточных ритма – солнечный и лунный. Один зависит от вращения Земли вокруг своей оси и связан с Солнцем; периодичность его составляет 24 часа. Другой связан с лунными сутками, длительность которых 24ч 50 мин.
Как показало изучение биоритмов человека, большинство из нас – «лунатики», предпочитающие ритм лунных суток солнечным. Суточный ритм нашего организма примерно 25 ч. такой биоритм назван циркадным – околосуточным.
Для живых организмов характерно повышение в дневные и снижение в ночные часы физиологических функций, обеспечивающих его физиологическую активность, в частности, физическую и умственную работоспособность. Динамика околосуточных (циркадных) физиологических ритмов у человека обусловлена не только врожденными механизмами, но и выработанным в течение жизни суточным стереотипом деятельности. Данные ритмической активности организма человека используются при организации режима труда и отдыха, при составлении режима для учащихся.
Биологические ритмы и рациональная организация режима дня школьников. Умственную работоспособность человека не следует рассматривать только в связи с функцией клеток коры больших полушарий. Ее надо понимать как результат интеграции внутрикорковых процессов и многих физиологических функций, происходящих в организме при выполнении умственной работы. Так, напряженная умственная работа невозможна без высокого уровня функционирования кровообращения, обмена веществ и др. Соответственно должна повышаться степень напряжения регуляторных механизмов, мобилизовываться функциональный резерв. В разное время суток этот резерв неодинаков.
Следовательно, для оптимальной адаптации организма к условиям существования необходима синхронизация биоритмов функции коры больших полушарий мозга и вегетативных функций. Это общее положение полностью относится к детям школьного возраста. Поэтому рациональная организация учебного процесса должна базироваться на учете биоритмов школьников.
Исследования показывают, что вне воздействия учебного процесса, т. е. при относительно свободном выборе учащимися определенной деятельности и удовлетворении индивидуальной необходимости в деятельности, наблюдается совпадение фаз циркадианных ритмов умственной работоспособности и ряда физиологических функций. Так, акрофаза умственной работоспособности приходится на интервал 10 ч 30 мин, а акрофазы циркадианных ритмов температуры тела и ряда показателей сердечно-сосудистой системы - на 12 ч-12 ч 30 мин. Если учебный процесс совпадает с биоритмологическим оптимумом, продуктивность умственной работы максимальна.
Следовательно, чтобы обеспечить высокий уровень работоспособности школьников, необходимо совмещать учебные занятия со временем оптимума их физиологических функций в течение суток.
Этот важный принцип может быть обеспечен только при правильном составлении расписания и рациональном распределении домашних заданий. Нужно помнить, что при занятиях в 1-ю смену у школьников младших классов максимум работоспособности приходится на второй урок, у учащихся средних и старших классов - на второй и третий уроки. Первый урок - период врабатывания, а, начиная с четвертого урока, работоспособность прогрессивно снижается. Наиболее трудные предметы (математика, физика) должны стоять в часы акрофазы работоспособности, им же должны соответствовать контрольные работы.
При составлении расписания следует учитывать и циркасептальный ритм работоспособности, т. е. динамику ее в течение недели. Она относительно низка в понедельник (врабатывание после воскресного отдыха), значительно повышается ко вторнику и среде, падает в четверг и особенно в пятницу. В субботу у многих учащихся наблюдается некоторый подъем работоспособности, обусловленный эмоциями ожидания воскресенья, однако он не может быть основанием для увеличения в этот день учебной нагрузки (рис. 12).
К сожалению, существующая в школах организация учебного процесса нередко не обеспечивает необходимого совмещения биоритмов психических и соматических функций учащихся. Особенно значительные нарушения бывают у школьников, занимающихся во вторую смену. Неправильное построение режима дня школьников и учебные перегрузки часто приводят к развитию десинхроноза. Для профилактики его важно, чтобы в часы учебных занятий была обеспечена стойкая акрофаза физиологических функций. Как достичь этого? Наряду с освещением, как важнейшим естественным синхронизатором биоритмов, общебиологически значимым синхронизатором является двигательная активность.
Рис 12. Умственная работоспособность школьников в течение недели
Для того чтобы понять значение двигательной активности как синхронизатора, вспомним, что фазы циркадианных ритмов - бодрствование и сон - характеризуются различными состояниями тонуса вегетативной нервной системы и эндокринной системы. Во время дневной фазы повышен тонус симпато-адреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем (последней - особенно утром), что обеспечивает возможность высокого уровня энергетических затрат бодрствующего организма. Ночная фаза - период преобладания парасимпатического отдела нервной системы, секреции инсулина и гормона роста, т. е. нервных и эндокринных механизмов, создающих оптимальные условия для ассимиляторных процессов, для восстановления истраченных днем энергетических и пластических ресурсов. В нормальных условиях жизнедеятельности повышение активности симпато-адреналовой и гипофизарно-надпочечниковой системы в дневные часы с избытком компенсируются усилением парасимпатикотропных механизмов ночью.
Двигательная активность - мощный естественный стимулятор симпато-адреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем, поэтому она укрепляет дневную акрофазу многих циркадианных биоритмов.
Исходя из сказанного, ясно, что для сохранения здоровья школьников, профилактики утомления и десинхроноза необходимо соблюдать достаточный объем двигательной активности в часы учебных занятий. Подсчитано, что этому требованию удовлетворяет объем дневной двигательной активности в 15000-25000 локомоций. Примерно 1/3 этого объема должна реализовываться в часы учебных занятий. Она будет выполнять роль синхронизатора умственной работоспособности и физиологических функций. Этому должно способствовать увеличение количества уроков физической культуры (желательны ежедневные уроки), а также организация двигательной активности во время перемены между уроками. Остальные 2/3 двигательной активности могут быть отнесены на вторую половину дня за счет участия в спортивно-массовой работе и в физическом труде в свободное от занятий время. Соблюдение биоритмологического принципа построения учебного процесса и режима дня - важный фактор сохранения психического и физического здоровья учащихся.
Правильный режим дня – это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.
Правильная организация режима жизни детей – необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятия и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.
Нарушение режима, также как и неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте – раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением.
Основными элементами режима дня школьника являются учебные занятия в школе, выполнение домашних заданий, творческая деятельность, чтение, занятие музыкой, рисованием, спортом, питание, гигиенические процедуры, сон.
Внеклассная и внешкольная работа учащихся – это кружковая и общественная работа, занятия спортом, посещение кино, театров, музеев, туристические походы и т.д. на указанную работу учащиеся первых – четвертых классов должны затрачивать не более 1-2 ч в неделю, пятых – восьмых – 3-4 ч, девятых – одиннадцатых классов – 4-5 ч в неделю. Внеклассные и внешкольные занятия следует проводить в учебные дни с минимальным количеством уроков, после обеда и прогулки, а также в воскресенье и каникулы.
Правильно организованный режим в семье оказывает положительное влияние на здоровье, работоспособность и, следовательно, на успеваемость учащихся. С учетом суточных колебаний работоспособности школьников начинать приготовление домашних уроков лучше всего в 16 ч. Объем выполнения домашних заданий для учащихся 2 классов не должен превышать 1,5 ч, 3-4классов - 2 ч, 5-6 классов - 2,5 ч, 7 классов - 3 ч, 8-11 классов - 3,5 ч. Домашние задания не задаются учащимся 1 классов, учащимся начальной школы - на выходные дни, всем учащимся - на каникулы. Активный отдых перед приготовлением домашних заданий не должен превышать 1,5 ч.
Общее время пребывания на открытом воздухе предусматривается для учащихся средних классов 2-2,5 ч, для старших – 1,5 – 2 ч. в тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 ч или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьшается объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного.
Спортивные игры, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными занятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью, а, следовательно, интенсивной нагрузкой, они могут оказать отрицательное влияние на работоспособность.
Сон обеспечивает восстановление работоспособности. Одним из основных условий полноценного сна является его продолжительность, которая зависит от возраста школьника. Дети 10 лет должны спать 10-10,5 ч, 11-12 лет – 10 ч, 13-15 лет – 9,5 ч, 16-18 лет – 8,5 ч.
Сокращение продолжительности сна у детей на 2-4 часа и более резко сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость организма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потребность во сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем, потребность во сне зависит и от состояния здоровья, и от физического развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжительность сна, следует также учитывать и индивидуальные особенности детей.
Перед сном нельзя обильно кормить ребенка, поить чаем, кофе какао, неприемлемы подвижные игры. Чтобы дети быстро засыпали и хорошо спали, рекомендуется укладывать их в одно и то же время. Речь взрослых должна быть ласковой, тихой, движения мягкие и спокойные. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Нельзя укачивать ребенка, петь ему песни, так как это может войти в привычку, без которой он не сможет быстро засыпать. В комнате, где спят дети, форточки и фрамуги оставляют открытыми, но за 20-30 мин до подъема детей их закрывают. Во время сна ребенок должен находиться в состоянии теплового комфорта. Очень важно в соответствии со временем года подобрать ему удобную и теплую одежду.
Во время сна недопустимы свет и громкие разговоры. Ребенок не должен спать, укрывшись одеялом с головой, на животе или уткнувшись в подушку. Детям вредно лежать все время в одном и том же положении, это может привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника.
Предельная недельная учебная нагрузка в 1-3 классах не должна превышать 24 ч, в 4 - 27 ч, в 5-7 - 29 ч, в 8 - 30 ч, в старших классах - 32 ч. Продолжительность урока в 1 классе рекомендуется не более 35 мин, 2-11 классах - 45 мин. Для детей 6 лет оптимальная длительность урока 30 мин, после 2-3-го урока проводятся организованные спортивные игры.
В школе оптимальной является организация учебных занятий в одну смену с 9 ч утра. Проведение учебных занятий во вторую смену в 1, 2 и 5 классах, классах с повышенным и углубленным уровнем изучения отдельных предметов не допускается.
Расписание уроков на учебную неделю в общеобразовательных школах должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности предметов (табл. 16). К наиболее трудным относятся предметы, требующие повышенного умственного напряжения (их необходимо ставить 2-3- уроками). Возможно поставить рядом два достаточно сложных предмета (математика и иностранный язык) с различным характером материала. Однако ставить русский язык и литературу, физику и химию не рекомендуется.
При составлении расписания необходимо избегать сдвоенных уроков. Они могут допускаться только в старших классах по математике и литературе, а также по физике и химии для выполнения лабораторных работ.
В расписании уроков не следует планировать проведение трудных предметов на первом и последнем часах занятий, а также в понедельник и субботу. В течение учебного дня необходимо чередовать предметы, требующие большого умственного и статического напряжения, с предметами, включающими двигательные и динамические компоненты. Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным директором школы, не более чем по одному предмету в день в часы наивысшей работоспособности.
Таким образом, при составлении расписания необходимо придерживаться трех основных принципов:
1. учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета;
2. чередование предметов по их сложности;
3. избегание сдвоенных уроков по одному предмету.
Продолжительность перемен между уроками во всех классах должна быть не менее 10 мин, а после второго урока - 30 мин. Вместо одной большой перемены допускаются две перемены по 20 мин после 2-го и 3-го уроков. В середине каждого урока следует проводить физкультурные паузы, физкультминутки и упражнения для глаз.
В течение учебного года устанавливаются осенние каникулы продолжительностью 5 дней, зимние - 12 дней, весенние -8 дней, летние - не менее 8 недель.
Заметное влияние на работоспособность оказывает способ преподавания и, в частности, применение технических средств обучения, которые активизируют учебный процесс, вызывают заинтересованность, эмоциональное восприятие нового материала.
Уроки труда для учащихся 1-4 классов проводятся 2 раза в неделю по 45 мин. Общая длительность практической работы для учащихся 1-2 классов не должна превышать 20-25 мин, а для учащихся 3-4классов - 30-35 мин времени урока.
Для учащихся 5-7 классов занятия трудом проводятся 1 раз в неделю в форме сдвоенных уроков. В последние 15-20 мин второго часа занятий необходимо переключать внимание учащихся на более легкие работы, которые можно выполнять сидя. Трудовое обучение учащихся старших классов проводится в школьных мастерских и учебно-производственных комбинатах.
Уроки труда способствуют повышению работоспособности на последующих уроках, если они проводятся на третьем или четвертом часу занятий первой смены. В системе трудового обучения немаловажное значение имеет трудовая практика учащихся на пришкольном участке и в сельском хозяйстве.
В детских садах-яслях с детьми младшей ясельной группы проводят занятия, направленные на развитие речи и движений. С детьми средней ясельной группы проводят подвижные игры, гимнастику, музыкальные занятия, дидактические игры. В старшей ясельной группе особое внимание уделяется развитию речи, физическому воспитанию, рисованию, лепке, конструированию и музыке. Продолжительность занятий в младшей садовой группе 10-15 мин, средней - до 20 мин. В старшей группе сада в течение дня проводят два занятия по 25 и 20 мин. В подготовительной группе предусматривается три занятия по 20, 25 и 30 мин. Между занятиями должен быть перерыв 10-12 мин, заполненный умеренной подвижной игрой. Домашние задания во всех группах не задаются.