ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Грамматический строй речи

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Парта — парточка,

рюкзак — рюкзачок,

тетрадь — тетрадочка,

книга — книжечка,

ручка — ручечка,

альбом — альбомчик,

карандаш — карандашик,

пенал — пенальчик,

мел — мелок,

класс — классик,

дневник — дневничок,

зал — залик,

перемена — переменка,

звонок — звоночек,

кисть — кисточка,

линейка — линеечка,

подставка — подставочка.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)

Школа — школ,

школьник — школьников,

школьница — школьниц,

парта — парт,

портфель — портфелей,

ранец — ранцев,

рюкзак — рюкзаков,

тетрадь — тетрадей,

книга — книг,

ручка — ручек,

карандаш — карандашей,

пенал — пеналов,

учебник — учебников,

альбом — альбомов,

краска — красок,

доска — досок,

мел — мела,

учитель — учителей,

класс — классов,

дежурный — дежурных,

дневник — дневников,

отличник — отличников,

урок — уроков,

задание — заданий,

кисточка — кисточек,

перемена — перемен,

звонок — звонков.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай»

Одна школа — две школы — пять школ,

одна новая школа — две новые школы — пять новых школ,

один пенал — два пенала — пять пеналов,

один деревянный пенал — два деревянных пенала — пять де­ревянных пеналов.

Связь слов по типу слабого управления «Ответь на вопрос» (детям от 6 лет)

Сесть за парту — выйти (откуда?) из-за парты; положить книгу на стол — взять книгу (откуда?) со стола; поставить вазу на подоконник — взять вазу (откуда?) с подо­конника;

ручка упала под парту — подняли ручку (откуда?) из-под парты; войти в класс — выйти (откуда?) из класса;

спрятать карандаш в рюкзак — достать карандаш (откуда?) из рюкзака.

Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Длинная линейка — короткая линейка, острый карандаш — тупой карандаш,

толстая книга — тонкая книга,

высокий мальчик — невысокий мальчик.

Классификация «Четвертый лишний»

Линейка, карандаш, книга, кукла (кукла); ручка, ластик, прыгалки, подставка (прыгалки); кукла, мяч, пирамидка, кисточка (кисточка).

Поиск соответствующего понятия и развития монологиче­ской речи «Беседа по теме»

Что делают ребята в школе? Как должны вести себя в школе ученики? Что надо знать ичто необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Что такое школа?

МИНУТКА ОТДЫХА

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

— Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:

— Ну почитай еще страницу!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!

В. Берестов

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я школьный... (ранец).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Для меня резинка, братцы,

Лютый враг!

Не могу я столковаться

С ней никак.

Сделал я кота и кошку —

Красота!

А она прошлась немножко —

Нет кота!

С ней хорошую картинку

Не создашь! —

Так вовсю ругал резинку.

(карандаш).

В школу

Листья желтые летят,

День стоит веселый.

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы, ...

Вы идете в первый раз

В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят

На пустой террасе.

Наш веселый детский сад

Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,

Речку в дальнем поле...

Мы ведь тоже через год

Будем с вами в школе.

Дачный поезд отошел,

Мимо окон мчится...

— Обещаем хорошо,

Лучше всех учиться!

ТЕМА «НАШ ГОРОД»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (с 6 лет) должны знать:

— как называется город, в котором они живут;

— какие в нем находятся достопримечательности, чем он зна­менит;

— какие памятные места находятся в районе, где они живут;

— в чем отличие улицы от площади, шоссе от переулка.

Расширение словарного запаса детей:

названия: столица, Москва, правительство, куранты, площадь, ули­ца, герб, памятник, двор, дом, москвич, город, проспект, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, храм, церковь, библиотека, универ­ситет, стадион, цирк, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин;

признаки: красная, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний;

действия: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, уби­рать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, рабо­тать, собираться, изучать, основал.

Наши рекомендации