Внеклассная работа по физическому воспитанию

Система вне­классных мероприятий по физическому воспитанию учащихся должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводит­ся в процессе учебных занятий. Однако ее возможности в этом от­ношении гораздо шире. В общепедагогическом плане во внекласс­ной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд на­правлений.

Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубле­ние санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формиро­вание соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная Работа по половому воспитанию и нравственных основах интим­ных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физ­культурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

Важным направлением внеклассной работы по физическому вос­питанию является использование естественных сил природы (со­лнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся прогулки и экскурсии на природу, орга­низуются походы по родному краю, соревнования по спортивному ориентированию и т.д. Все эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач. Так, походы по родному краю используются как средство краеведения и патриотического воспитания, а также для расширения знаний по ботанике, зооло­гии, географии и т.д. То же самое относится и к другим внеклас­сным мероприятиям.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, лег­кой атлетике и т.д. Занятия спортивных секций проводятся препо­давателями физкультуры по плану спортивно-массовой работы школы.

Существенным направлением внеклассной работы является орга­низация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Эти мероприятия не только возбуждают интерес к физкультуре и спорту, но и позволяют вовлекать учащихся в спортивно-массовую работу.

Наконец, большое значение в физическом развитии учащихся имеет организация их систематической трудовой деятельности, ко­торая связана с затратой мускульной энергии, физической трени­ровкой и пребыванием на свежем воздухе.

Изложенное показывает, что правильно осуществляемая систе­ма внеклассных мероприятий по физическому воспитанию включа­ет в себя как массовое вовлечение учащихся в разнообразные формы занятий физкультурой и спортом, так и индивидуальную ра­боту с ними.

Литература для самостоятельной работы

Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1951. – Т. 1.

Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. – М., 1989.

Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы //Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию / Сост. В.П. Богословский. – М., 1984.

Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. – М., 1987.

Яковлев В.Т., Ратников В.П. Подвижные игры. – М., 1977.

Наши рекомендации