Базовый уровень. Учащиеся должны знать и уметь:
Учащиеся должны знать и уметь:
проводить языковой анализ:
фонетический анализ слов, содержащих 1—2 орфограммы; соотносить звуки и буквы; различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
понимать функции йотированных гласных;
правильно писать: непроизносимые согласные; сочетания чк, чн; удвоенные согласные; безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением; ьи ъ разделительные;
знать:
алфавит;
звуковой (фонетический) анализ слов;
словообразовательный анализ (корень, приставка, суффикс,
окончание);
морфологический анализ изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлог);
правильно писать:
ьпосле шипящих на конце имен существительных женского рода (отсутствие ьу существительных мужского рода);
безударные падежные окончания имен существительных;
безударные падежные окончания имен прилагательных;
ьпосле шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
безударные личные окончания глаголов;
-тьсяи -тсяв глаголах;
не с глаголами;
приводить примеры изученных частей речи;
проводить синтаксический анализ:
словосочетания; главные члены предложения: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство; предложения с однородными членами, простые и сложные предложения; предложения с прямой и косвенной речью (простейшие случаи);
правильно писать:
запятые между однородными членами (при перечислении, при
употреблении союзов а, но);
запятую между частями сложного предложения;
знаки препинания (в простейших случаях) в предложениях с прямой речью;
приводить примеры словосочетаний, предложений с однородными членами (с перечислением);
уметь пользоваться дидактическим материалом при всех видах грамматического разбора слов и предложений, рассматривая его как средство конкретизации усвоенных знаний по грамматике;
читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст целыми словами вслух (60—70 слов в минуту) и «про себя» (75—90 слов в минуту);
работать с текстом (понимать смысл прочитанного произведения, формулировать основную мысль произведения, озаглавливать текст, разделять текст на части, самостоятельно составлять план художественного текста, находить в тексте слова и выражения по заданию учителя, характеризовать главных героев и окружающую их обстановку, уметь оценивать поступки персонажа, анализировать отношения и события; находить в тексте примеры образности и выразительности (эпитеты, сравнения), самостоятельно (подробно и кратко) пересказывать прозаические произведения;
воспринимать на слух чтение другими лицами книг, напечатанных плоским шрифтом, и в звукозаписи;
самостоятельно читать детскую книгу и периодику, напечатанные рельефно-точечным шрифтом (для слепых) и крупным плоским шрифтом с реалистическими красочными иллюстрациями (для слабовидящих);
составлять устные высказывания с элементами описания и рассуждения на темы, близкие опыту ребенка (об интересном случае из своей жизни, о любимом занятии и др.);
писать изложение текста (не более 60—70 слов) по данному учителем и самостоятельно составленному плану;
писать буквами письменного шрифта отдельные слова и короткие предложения, а печатным шрифтом — небольшие тексты (до 30 слов) для детей с остаточным зрением. Писать отдельные буквы письменного шрифта, писать предложения и небольшой текст (печатным шрифтом по системе Гебольда) для абсолютно слепых детей;
знать наизусть 30 стихотворений, в том числе в 4 классе — Ю—12 стихотворений.