Базовый уровень. Учащиеся должны знать и уметь:

Учащиеся должны знать и уметь:

проводить языковой анализ:

фонетический анализ слов, содержащих 1—2 орфограммы; со­относить звуки и буквы; различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звон­кие и глухие;

понимать функции йотированных гласных;

правильно писать: непроизносимые согласные; сочетания чк, чн; удвоенные согласные; безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением; ьи ъ разделительные;

знать:

алфавит;

звуковой (фонетический) анализ слов;

словообразовательный анализ (корень, приставка, суффикс,

окончание);

морфологический анализ изучаемых частей речи (имя существи­тельное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлог);

правильно писать:

ьпосле шипящих на конце имен существительных женского рода (отсутствие ьу существительных мужского рода);

безударные падежные окончания имен существительных;

безударные падежные окончания имен прилагательных;

ьпосле шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа;

безударные личные окончания глаголов;

-тьсяи -тсяв глаголах;

не с глаголами;

приводить примеры изученных частей речи;

проводить синтаксический анализ:

словосочетания; главные члены предложения: подлежащее, ска­зуемое; второстепенные члены предложения: определение, допол­нение, обстоятельство; предложения с однородными членами, про­стые и сложные предложения; предложения с прямой и косвен­ной речью (простейшие случаи);

правильно писать:

запятые между однородными членами (при перечислении, при

употреблении союзов а, но);

запятую между частями сложного предложения;

знаки препинания (в простейших случаях) в предложе­ниях с прямой речью;

приводить примеры словосочетаний, предложений с однород­ными членами (с перечислением);

уметь пользоваться дидактическим материалом при всех видах грамматического разбора слов и предложений, рассматривая его как средство конкретизации усвоенных знаний по грамматике;

читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст целыми словами вслух (60—70 слов в минуту) и «про себя» (75—90 слов в минуту);

работать с текстом (понимать смысл прочитанного произведе­ния, формулировать основную мысль произведения, озаглавливать текст, разделять текст на части, самостоятельно составлять план художественного текста, находить в тексте слова и выражения по заданию учителя, характеризовать главных героев и окружающую их обстановку, уметь оценивать поступки персонажа, анализиро­вать отношения и события; находить в тексте примеры образнос­ти и выразительности (эпитеты, сравнения), самостоятельно (по­дробно и кратко) пересказывать прозаические произведения;

воспринимать на слух чтение другими лицами книг, напеча­танных плоским шрифтом, и в звукозаписи;

самостоятельно читать детскую книгу и периодику, напечатан­ные рельефно-точечным шрифтом (для слепых) и крупным плос­ким шрифтом с реалистическими красочными иллюстрациями (для слабовидящих);

составлять устные высказывания с элементами описания и рас­суждения на темы, близкие опыту ребенка (об интересном случае из своей жизни, о любимом занятии и др.);

писать изложение текста (не более 60—70 слов) по данному учителем и самостоятельно составленному плану;

писать буквами письменного шрифта отдельные слова и ко­роткие предложения, а печатным шрифтом — небольшие тексты (до 30 слов) для детей с остаточным зрением. Писать отдельные буквы письменного шрифта, писать предложения и небольшой текст (печатным шрифтом по системе Гебольда) для абсолютно слепых детей;

знать наизусть 30 стихотворений, в том числе в 4 классе — Ю—12 стихотворений.

Наши рекомендации