Требования к мастеру ПО как к учителю и воспитателю молодежи

Мастер ПО в своей практической работе, в особенности на уроках, фор­мирует у учащихся нравственные привычки, воспитывает у них интерес к изучаемой специальности. Искусство мастера заключается в том, чтобы каж­дая учебно-производственная работа, выполняемая учащимися, вызывала у них личную гордость за выполненную работу, собственное достоинство.

Профессия мастера ПО не допускает ремесленничества, требует по­стоянного творчества, новизны, знания жизни и является искусством, где необходимы большие знания, высокая культура, педагогическое и профессиональное мастерство.

Мастер, как учитель, должен владеть методикой обучения и воспита­ния, применять разнообразные и эффективные методы обучения, уметь интересно рассказать и показать свое мастерство.

Педагогическое мастерство проявляется в умении привить любовь учащихся к изучаемой профессии: в процессе ПО активизировать спо­собности учащихся, наблюдательность, память, любознательность, вооб­ражение, мышление, находчивость, сообразительность, изобретатель­ность; развивать и укреплять у учащихся уверенность в своих силах, веру в свои силы, творческий подход к работе, добросовестное отношение к учебе, соблюдение дисциплины, чувство коллективизма, дружбы, това­рищества, взаимопомощи.

Мастер должен уметь наблюдать и анализировать жизнь подростка, подбирать «ключи», к правильному формированию его личности; вла­деть искусством изложения материала, соблюдать педагогический такт.

Мастер должен любить учащихся, заботиться о каждом из них; соче­тать чуткость и тактичность с твердостью в своих требованиях. Быть справедливым, честным, следить за тем, чтобы слова не расходились с делом и обещаниями,

Он должен уметь прежде всего пробуждать, а не принуждать учащих­ся к правильным действиям и поступкам, достойному поведению; уметь выслушивать учащихся, понимать их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, мастер должен показать учащимся, что это неприятная для него, но необходимая для учащегося мера, кото­рая направлена на пресечение его промахов.

Специфика деятельности мастера состоит в том, что он повседневно имеет дело с молодежью, для которой большое значение имеет спорт. Поэтому для мастера личное участие в спортивных мероприятиях может составлять половину его авторитета. Пало всегда быть близким к спорту и спортивным делам своих воспитанников.

Мастер должен быть знаком с лучшими произведениями художественной и научно-популярной литературы, знать и уметь петь молодежные песни понимать музыку — без этого трудно работать с современной молодежью.

Тема 4. ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Система организационных форм ПО

Под формой организации ПО понимают способ построения учебно-воспитательного процесса, а также характер деятельности учащихся под руководством мастера и структуру занятий.

Процесс ПО существенно отличается от процесса теоретического обучения. Поэтому необходимо при рассмотрении форм ПО исходить из следующих особенностей:

— в ПО основная цель — формирование мастерства учащихся на ос­нове производительного труда в условиях производства;

— сочетание обучения в учебных мастерских и на предприятии, пу­тем сочетания фронтальных и нефронтальных способов организации обучения;

— широкое привлечение к ПО учащихся квалифицированных ра­бочих.

Вопрос о формах организации ПО необходимо рассматривать с точки зрения:

— формы обучения — урочное и неурочное;

— формы труда учащихся — фронтально-групповые, бригадные, ин­дивидуальные;

— формы организации труда мастера — мастер-группа, мастер-мастерская, мастер-преподаватель, бригадная работа мастеров.

Наши рекомендации