Профессиональная подготовка и трудоустройство

Поддерживаемое трудоустройство и помощь в личностном плани­poBaHии будущего (англ. supported employment) как задачи специальной программы были выдвинуты ассоциацией для лиц, нуждаю­щихся в поддерживаемом трудоустройстве (Association [ог Persons in Supported Employment).

Согласно этой программе, личность по­ставлена во главу процесса, который направлен на выявление ин­дивидуальных особенностей и возможностей человека, предостав­ление ему рабочего места и, наконец, содействие, контроль и со­провождение его интеграции в ходе профессиональной деятельно­сти. Основу всех действий составляет обращение к личности, к планированию ее будущего, раскрытию способностей, ресурсов, развитию профессиональных представлений, умению ставить цели и достигать их. Индивидуальное планирование базируется на но­вом понимании не только особенностей человека с ограниченны­ми возможностями, но и способов организации помощи ему и его поддержки. В отличие от реабилитационного подхода данная кон­цепция характеризуется радикальным обращением к возможнос­тям человека.

Одной из наиболее часто используемых мер включения людей с ограниченными возможностями в трудовую жизнь являются модели по приобретению ими определенной профессиональной квалифика­ции. Как показывает многолетний опыт профессионального обуче­ния людей с ограниченной трудоспособностью в странах Европы, расширение и дифференциация профессиональной подготовки в форме различных программ и курсов с невысокими требованиями к обучению и с возможностями последующего получения определен­ных сертификатов оказываются очень эффективными. Например, в Австрии и Швейцарии реализуется немало проектов по тренингу определенных умений для успешной деятельности в разных произ­водственных областях.

Однако среди молодых людей с особыми потребностями имеют­ся и такие, кто не может освоить необходимые компетенции в резуль­тате 2- 3-летнего тренинга. Поэтому в такой, по сути, реабилитаци­онной ориентации на получение определенной квалификации может крыться опасность возникновения ложного представления о том, что при обретение конкретной квалификации открывает человеку с ин­валидностью доступ в общий мир труда. Нельзя забывать, что мир труда и его требования постоянно меняются. Не все молодые люди с ограниченными возможностями и не всегда успевают или в состо­янии овладеть на курсах необходимым уровнем квалификации для того, чтобы затем успешно трудиться в том или ином производстве. Поэтому современная зарубежная практика социально-профессио­нальной интеграции людей с ограниченной трудоспособностью все больше склоняется к тому, что в профессиональнои подготовке раз­ных групп людей с инвалидностью должны быть использованы раз­личные стратегии (или модели), в частности, стратегии «обучение ­рабоqее место» «<Train and place» - сначала обучить, а затем трудо­устроить), «рабочее место - обучение,) (<<Place and train,) - сначала трудоустроить и затем там обучать), а также «защитная модель безопасного труда» и некоторые другие.

Сегодня специалисты выделяют как наиболее эффективные не­сколько моделей профессионально-трудовой подготовки и адаптации молодых людей с ограниченной трудоспособностью, получивших признание в развитых странах (Баранаускене И., Карвялис В., 2007).

Модель (<рабочее место - профессиональное обучение» (ав­торы называют ее моделью социально-профессиональной или ры­ночной либеральной инклюзии) предусматривает первоначальное изучение возможностей и потребностей человека с ограниченной трудоспособностью, нахождение для него, в соответствии с требуе­мыми параметрами, рабочего места по договоренности с работода­телем. Затем профессиональная подготовка осуществляется непо­средственно на рабочем месте, при этом обеспечивается теоретиче­ское и практическое профессиональное обучение, социально-психо­логическая и иная помощь, вплоть до организации доставки такого человека к месту работы. После завершения полного цикла обуче­ния на рабочем месте специалист службы сопровождения продолжа­ет сотрудничать со своим клиентом до тех пор, пока тот либо пол­ностью адаптируется на рабочем месте и будет безоговорочно при­нят на эту должность, либо, в случае неудачи, будет проведен совме­стный поиск более доступного вида труда с последующим обучени­ем на новом рабочем месте. Так делается до тех пор, пока данный че­ловек с ограниченной трудоспособностью полностью не закрепится на рабочем месте.

Такая модель распространена во многих странах Западной Евро­пы и в первую очередь в Англии.

для подобного сопровождения людей с ограниченной трудоспо­собностью действуют специальные агентства или службы, финанси­руемые государством. Необходимость их создания обусловлена не только конкретными задачами трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями. Процесс перехода бывших учеников к са­мостоятельной жизни не сводится только к вступлению в мир тру­да. Наступает новая еще незнакомая жизненная фаза, что означает смену доминирующей формы деятельности, т. е. учения, и кроме того нeCeT и собой глобальные перемены в социальном положении: ме­нЯЮТСЯ социальные роли, а с ними и социальный статус, и соци­альные отношения. Одновременно актуализируются задачи дистан­цирования с родительским домом, семьей, выстраивается новая са­моконцепция и др. Молодые люди с особыми потребностями доволь­но сложно переживают такие процессы выстраивания иных, еще не освоенных, форм жизни и бытия, внесения изменений в сформиро­ванную раннее «Я-концепцию». В целом приобретение новых, зна­чИМЫХ для рынка, рабочих квалификаций и компетенций сопряже­но со многими личностными трудностями и не может рассматривать­ся только в одном профессионально-трудовом измерении.

Поэтому профессионально-трудовая интеграция особых людей должна пониматься всеми его участниками как часть продолжитель­ного и сложного перехода, предполагающего значительные соци­альные перемены, неизбежные изменения на интерактивном уров­не с их положительными и негативными взаимовлияниями.

Модель «профессиональное обучение - рабочее место» (в ав­торской редакции - модель профессиональной конкурентоспособ­ности, или дуальная модель) широко распространена в немецкоязыч­ных странах Западной Европы и характеризуется тем, что молодые люди с ограниченной трудоспособностью, заключив договор на обу­чение, в течение трех лет осваивают конкретную специальность, при этом каждую неделю часть времени (два дня) они занимаются в про­фессиональной школе, где получают теоретическую подготовку, ос­ваивают производственную терминологию и т. П., а остальное время недели овладевают данной профессией на предприятии (фирме), где для помощи им вьщелен специальный наставник (ментор). для тех, кто испытывает трудности в обучении в условиях профшколы И ре­ального производства, существуют специальные учебные предприя­тия (Berиfbildиngswerk), аналогичные отечественным учебно-произ­водственным предприятиям, которые моделируют реальное функци­онирование того или иного предприятия или производства. Здесь обучающийся получает не только профессиональную подготовку, но и социально-психологическую помощь, дополнительную коррекци­онную поддержку (по кинезиотерапии, развитию речи, формирова­нию навыков общения, необходимых для взаимодействия в произ­водственном коллективе, и др.) и возможности участия в организо­ванном досуге. Профессиональное обучение завершается производ­ственной практикой (обычно около месяца), во время которой ра­ботодатель принимает окончательное решение о приеме на работу того или иного стажера. В случае положительного решения уровень полученной стажером квалификации должен быть конкурентоспо­собным, скидок на инвалидность в течение практики он не получа­ет, равно как и тогда, когда приступает к самостоятельной трудовой деятельности.

Модель «защищенного», безопасного труда (модель профес­сиональной сегрегации) практикуется во многих европейских стра­нах - Бельгии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Швейца­рии и др. Согласно этой модели, для людей с затруднениями в жиз­недеятельности создаются социальные предприятия (<<предприятия безопасного труда»), иногда с высоким уровнем автоматизации опе­раций, при котором от работника требуется лишь выполнение неко­торых несложных инеавтоматизированных опера1J,ий, адаптирован­ных к их возможностям. В таких условиях обязательно предусматри­ваются профессиональное, социально-воспитательное, медицинское наблюдения. В то же время предоставляется возможность освоения трудовых операций с целью перехода в систему обычного труда в условиях конкуренции.

Специальный инструктор курирует группу ра­ботников с ограниченной трудоспособностью, помогает им в орга­низации работы и ее выполнении.

Разновидностью такой модели являются Кэмпхиллские общины с организованной в них социально-трудовой деятельностью селян (см.: Шипицына Л.М., 2005).

Достоинство данной модели состоит в том, что формы ее органи­зации предоставляют даже людям со значительными ограничениями трудовой деятельности возможность адаптироваться к требованиям системы производительного труда, к работе в коллективе, приобре­сти более высокую квалификацию. Тем не менее подобная модель довольно закрыта и формирует навыки профессиональной деятель­ности лишь в искусственно созданных комфортных условиях «защи­щенного труда», не способствуя интеграции людей с ограничениями жизнедеятельности в социум.

Так называемая «школьная модель» реализуется преимуществен­но в государствах постсоветского пространства. Функции профессио­нальной ориентации и профессиональной подготовки принимает на себя специальная школа. Профориентационная работа нередко ве­дется педагогами школы, иногда без учета реальной ситуации на рынке труда и представлений о требуемом уровне квалификации на предприятиях по той или иной специальности. Обучение состоит из теоретической и практической частей; последняя реализуется в школьных мастерских либо в пришкольном учебном центре или учебном малом предприятии (типографии, мастерской бытового обслуживания населения, учебной парикмахерской, мини-булочной и т. п.). Заметно различающиеся материальные и организационные возможности разных специальных школ, слабые их связи с потенци­альными работодателями (а иногда и отсутствие таковых), непред­сказуемость структур дополнительного профессионального сопро­вождения выпускника на рабочем месте - все это делает данную мо­дель уязвимой и недостаточно совершенной для современных усло­вий социальной интеграции и адаптации людей с ограниченной тру­доспособностью.

В качестве иллюстрации того, как в одной стране могут сочетать­ся различные модели социально-трудовой интеграции и адаптации, приведем пример Швейцарии. В этой стране профессионально-тру­довая ориентация подростков с ограниченными возможностями пре­дусматривает: подготовку к выбору профессии (Berufswablvorbereitung), профессиональное консультирование (ВегufsЬегаtuпg) и предваритель­ное профессиональное обучение (Vorlehre). В данном случае речь идет о специальной подготовке к началу профессионального обучения. В частности это может быть годичная производственная практика, го­дичное переходное обучение или подготовительный курс.

Профессиональное образование реализуется разнообразными программами разной продолжительности. Это может быть введение в профессиональную деятельность - работа в «защищенных» тру­довых мастерских, простые виды труда на обычных предприятиях, пробы профессиональной деятельности при поддержке социальной службы после окончания практического обучения (модели «защи­щенный», «безопасный труд» и «рабочее место - профессиональное обучение» ).

Подготовка к будущей трудовой деятельности может осуществ­ляться в рамках одно-двухлетнего обучения по трудовому соглаше­нию с производственным предприятием, завершающегося получен и ­ем государственного сертификата. Практикуется и более длительное обучение (от двух до четырех лет), которое ставит своей целью ов­ладение умениями и навыками, необходимыми для осуществления какой-либо конкретной профессии (здесь также предусматривается получение соответствующего сертификата). В случае возникновения у обучаемого трудностей принимаются дополнительные меры по облегчению его профессионального обучения, вводится в действие модель «профессиональное обучение - рабочее место».

Кроме того молодые люди с особыми потребностями могут полу­чать профессиональное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. При этом поступление и обучение происходят на общих основаниях, но обязательным является полное обеспече­ние в образовательном учреждении специальных условий, соответ­ствующих потребностям каждой категории таких людей.

Наши рекомендации