Практические аспекты организации межличностного взаимодействия в учебно-педагогическом процессе
Если в предыдущих главах разбирались общие вопросы относительно проблемы межличностного педагогического взаимодействия, содержащие научные сведения по таким вопросам как психология межличностного взаимодействия и психологические особенности подростков, которые направленные на повышение осведомленности (уровня знаний) учителя, и необходимы при организации педагогического общения на профессиональном уровне. То в этой части пособия разговор пойдет скорее о собственно применении научных знаний в практике педагогического общения учителя, о технике (практике) самоорганизации межличностного взаимодействия учителя с подростком и его родителями.
Вся система взаимодействия учащихся с педагогом, родителями, сверстниками, общественными институтами, средствами массовой информации и т. п., отраженная в его переживаниях, представляет собой единую социальную ситуацию развития. Знание неповторимых особенностей этой ситуации каждого учащегося, понимание психологических особенностей возраста, определяющих стремление и потребности того или иного учащегося, владение приемами самонаблюдения и самоанализа а своей педагогической деятельности помогут педагогу сознательно строить отношения с учащимися.
Каждый педагог, взаимодействуя со своими питомцами, рано или поздно задается вопросами — можно ли считать эти контакты успешными? По мнению ряда ученых процесс взаимодействия можно считать успешным, если он:
1. Создает условия для реализации тех умений, навыков и знаний, которыми обладает личность в настоящее время.
2. Позволяет осознавать неповторимость своего “Я” и найти основания для положительного самовосприятия.
3. Открывает перспективы для будущего развития личности.
Из этого следует, что взаимодействие можно считать эффективным, если оно выступает средством развития всех, кто в него включен, как учащегося, так и педагога.
Психологи, занимающиеся исследованиями проблем обеспечения условий такого взаимодействия, сформулировали ряд требований к личностным качествам взаимодействующих людей. Тем, кто занимается процессами воспитания и обучения другого человека, будет небезынтересно ознакомится с этими требованиями.
1. Если педагог не способен исключить неприязнь из своего отношения к личности учащегося, ему следует отказаться от роли воспитателя.
2. Необходимо научиться видеть себя глазами своих воспитанников, это помогает не только лучше понять их, но и контролировать свое отношением к ним.
3. Уверенность и сила педагога не должны подавлять учащихся. Необходимо так вести себя с учащимися, чтобы он понял, что педагог искренен, правдив и достоин доверия с его стороны.
4. Давать понять учащемуся, что педагог как любой человек может находится в любом состоянии: беспокойства, огорчения, обиды. При этом эти состояния не обязательно могут быть связаны с учащимися.
5. Учиться не претендовать на свободу и независимость учащегося, позволить ему иметь свое мнение, свои пристрастия, ценности и особенности.
6. Обладать способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность, даже если этот учащийся доставляет огорчения или вызывает чувство досады.
7. Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося, принимать его индивидуальность во всех его проявлениях.
8. Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. Никакие насильственные меры не только не ведут к исправлению, перевоспитанию, но, напротив, усиливают многие дефекты личности учащегося.
9. Развивать в себе способность воспринимать учащегося как постоянно изменяющуюся в развивающуюся личность.
Все дальнейшее изложение будет построено так, что Вы сможете конкретизировать для себя отдельные положения этих требований, получить рекомендации, как избежать ошибок во взаимодействии, что необходимо делать для того, чтобы научиться грамотно исправлять свои отношения с учащимися. Возможно кто-то, читая наши рекомендации, встретит что-то уже знакомое. Наша цель — изложить те подходы и способы регулирования межличностных взаимоотношений, которые накопила психологическая наука. Осознавая все их многообразие, мы постарались выбрать те из них, которые ориентированы на уважение и поддержание индивидуальности педагога, на формирование большего взаимопонимания между главными действующими лицами педагогического процесса.