Методы логопедического воздействия
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.
I. Практические методы (упражнения игры и моделирование).
a. Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.
1) Подражательно-исполнительские методы.
Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).
2) Конструирование.
Используется при устранении оптической дисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.
3) Упражнения творческого характера. Ииспользование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:
Ø осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;
Ø систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения);
Ø постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий;
Ø самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.);
Ø дифференцированный анализ и оценка выполнения.
b. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).
С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.
c. Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
ü модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
ü быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
ü должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.
II. Наглядные методы -формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
a. Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
Наглядные средства должны:
1) быть хорошо видны всем;
2) подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
3) соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
4) сопровождаться точной и конкретной речью;
5) словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.
Использование пособий может преследовать различные цели:
ü коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),
ü развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),
ü развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),
ü закрепление правильного произношения звука,
ü развитие лексического запаса слов,
ü развитие грамматического строя,
ü развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
b. Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
c. Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.
III. Словесные методыопределяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.
В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими.
a. Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
b. Предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.
c. Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.
Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:
ü опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
ü соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
ü активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
ü вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
ü характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.
Задачи беседы:
1. развитие познавательной деятельности,
2. закрепление правильного произношения,
3. уточнения грамматической структуры предложений,
4. закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.
IV. Словесные приемы:показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
a. Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.
Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения:
1. фронтальное,
2. подгрупповое,
3. индивидуальное занятие,
4. урок.
Актуальной проблемой логопедической работы является поиск путей повышения ее эффективности.
Эффективность обусловлена:
1. уровнем развития логопедии как науки;
2. связью теории и практики;
3. характером дефекта и степенью выраженности симптоматики нарушения;
4. возрастом человека, состоянием его здоровья;
5. психическими особенностями человека, его активностью в процессе устранения речевого нарушения;
6. сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;
7. реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы, особенно принципа комплексного воздействия;
8. мастерством и личностными качествами логопеда.
Домашнее задание
1. Подготовиться к самостоятельной работе по теме.