Социальными педагогами Вологодской области на основных этапах обучения и развития

Таблица №3

    Приоритетные задачи работы социального педагога Показатели позитивной динамики, выявленные социальными педагогами ОУ, ДОУ (в % от общего кол-ва детей, педагогов, родителей, охваченных формами помощи)
Работа с индивидуальными запросами по проблемам ребенка 84,4
Социально-педагогическая поддержка семей с опекаемыми детьми 98,0
Работа с детьми и семьями с признаками социального неблагополучия 78,8
Работа социального педагога по повышению воспитательного потенциала семьи, родительской компетентности 68,0
Работа с учащимся, состоящими на внутришкольном учете, в ИДН 71,3
Профилактика употребления ПАВ, девиантного поведения 84,0
Защита основных социальных прав детей и семей (гражданских, имущественных, жилищных) 89,0
Социально-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении 93,2
Социально-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья 89,0

Основная сфера задач, решаемых социальными педагогами образовательных учреждений области, включает формы работы в семьях с разными видами неблагополучия, с детьми, находящимися под опекой, а также учащимися «группы риска». Особо актуальной остается проблема защиты основных социальных прав детей и семей, помощь в профессиональном самоопределении, социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, по основным профессиональным задачам социального педагога выявляется позитивная динамика, что свидетельствует о достаточном уровне результативности социально-педагогической помощи, востребованности специалистов в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах Вологодской области.

По данным мониторинга (май-июнь 2010 г.), выявлены достаточно высокие показатели удовлетворенности деятельностью социальных педагогов в ДОУ и общеобразовательных школах области (см. рис. 3).

Социальными педагогами Вологодской области на основных этапах обучения и развития - student2.ru

Рис. 3.

Среди качественных показателей, отражающих результативность работы социальных педагогов участниками мониторинга отмечаются:

· преодоление трудностей адаптации к ДОУ и школе;

· получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам обучения и развития детей, детско-родительских отношений, построения эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе;

· возможность обращения по проблемам социального неблагополучия детей, защиты их социальных прав;

· возможность взаимодействия образовательного учреждения и семьи в решении проблем детей «группы риска»;

· повышение правовой грамотности учащихся и родителей, уменьшение количества правонарушений, совершаемых учащимися школ;

· развитие воспитательного потенциала семьи, снижение негативных установок родителей на детей, повышение мотивации родителей к взаимодействию с образовательным учреждением;

· повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни;

· снижение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете, в ИДН, отсева детей до завершения обучения в школе.

Таким образом, проведенное нами исследование выявило, что в структуре сельских администраций (сельских поселений) только в 5 из 12 обследованных регионов, а именно в Московской, Костромской, Курганской, Нижегородской областях, Чувашской Республике работают социальные педагоги. При этом по информации регионального координатора Института социальной педагогики РАО В.М. Басовой, преподавателя Костромского педагогического университета, в сельских администрациях социальными педагогами сегодня работают единицы. Работники образования из Нерехтского района Костромской области отметили, что в последние годы социальные педагоги, работавшие в сельских администрациях, заменены на социальных работников, которые занимаются распределением материальной помощи особо нуждающимся семьям.

Региональный координатор Института социальной педагогики РАО из Тамбовской области Е.И. Агаркина, отвечая на данный вопрос, заметила, что в соответствии с ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» данная должность не предусмотрена.

Региональный координатор Т.В. Фуряева из Красноярского края отметила, что в структуре сельских администраций края работают только специалисты по социальной работе.

Региональный координатор Н.А. Криволапова из Курганской области сообщила, что в структуре сельских администраций области работают сегодня 100 социальных педагогов.

Аннотация:…

Наши рекомендации