Особенности развития детского призрения в истории России

Первые попытки социальной поддержки детей сирот в славянских общинах.
В славянских общинах существовала «Общинно-родовая форма помощи», которая поддерживала наименее защищенных членов общности, каковыми являлись старики, женщины, дети. По сути, в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных, но не сразу. Надо сказать, что первоначально отношение к старикам было такое же, как и к детям. И инфатицид (узаконенное убийство ребенка) было довольно характерное явление на ранних этапах развития общественных отношений, существовал инфатицид не только в отношении детей, но и стариков. «Отправление на тот свет» дряхлых и больных имело различные формы. Однако когда происходит возрастное деление в общинной жизни и к представлению «старый - молодой» добавляется ритуалы поминовения предков, уровень инфатицида «старцев» снижается (детский инфатицид сохраняется вплоть до XVIII века).
Самые ранние формы «института детского сиротства» связаны с формами домашнего рабства. Захваченные в плен взрослые мужчины умерщвлялись, а женщины и дети адаптировались племенем победителей и входили в одну из его семей. Это являлось своеобразным институтом защиты и сохранения жизни ребенку.
На стадии первобытной коммуны возникли связи между членами разных общин – «дарообмен». Дар представлял собой переход вещей из собственности одного субъекта в собственность другого и обязательно предполагал «отдар». Такая экономическая система «дара» и «отдара» хорошо просматривается в мотивах усыновления внутри родовой общины и появления института «приймачества» у славян. «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди пожилые, когда им становилось уже трудно справляться с хозяйством, или когда они не имели наследников. Принятый в семью, должен был вести хозяйство, почитать своих новых родителей, а также обязан их похоронить.
Другая форма поддержки сироты - общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли также назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм. Однако если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами».
1. Сиротство как общественное явление на Руси
Великий князь Владимир Креститель Положил начало христианизации Руси. Именно он, поручил призрение над сиротами духовенству и сам «раздал сиротам, убогим и странникам великую милостыню».
Великий князь Ярослав Мудрый Учредил сиротское училище, где призревал и обучал на свои средства 300 юношей.
В Киевской Руси призрение детей-сирот было либо частным делом князя, либо возлагалось на церковь, которая уже по одному своему учению и наличию у нее значительных материальных ресурсов должна была заниматься этим, а благотворительность в отношении неимущих, особенно детей, рассматривалась как высшая богоугодная акция, вытекающая из духовных побуждений того времени.
Царь Иван Грозный Призрение бедных и страждущих, куда в первую очередь входили дети-сироты, уже начало входить в круг задач государственного управления, осуществляемого с помощью тогдашних административных учреждений - приказов. Попечение о них также продолжало осуществлять большинство монастырей и частными лицами.
«Смутное временя» правительство Бориса Годунова Особенно заботились о вдовах и сиротах, причем без различия их подданства и вероисповедания. Борис Годунов «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным».
Царь Михаил Федорович Романов Передал открытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа
Царь Алексей Михайлович Романов Постепенное развитие социального обеспечения беднейших слоев, прежде всего детей-сирот. Были созданы специальные приказы, занимающиеся призрением бедных.
1682 год, царствование Федора Алексеевича Романова Был подготовлен проект Указа, по которому из общего числа нищих выделялись беспризорные дети. Впервые ставится вопрос об открытии специальных домов, где они должны обучаться грамоте и ремеслам.
С крещением Руси благотворительность стала, определятся религиозными заповедями, оказания милости сиротам и полностью свелась к подаче милостыни. Идея государственного призрения детей только зарождалась. Потребность государства в священниках привела к использованию благотворительности для обучения детей грамоте в церквях, монастырях, приходах. «Книжное обучение» сопровождалось обучением различным ремеслам. Церковь фактически взяла полностью на себя благотворительные функции. В тоже время нехватка рабочих рук приводила к тому, что государство своими указами и распоряжениями отдавало беспризорных детей в кабалу, как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Частные лица и монастыри охотно брали сироту к себе на воспитание. В свою очередь ребенок, оставшийся без родителей, не имел иной возможности обеспечить себе пропитание. Такая система «устройства» существовала до конца 18 века.
2. Развитие государственной системы помощи детям в России до революции 1917 года.  
Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке.
В 1706 году Новгородский митрополит Иов. Построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев».
4 ноября 1715 года Петром I   Издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался тайный принос младенцев через окно. Такой способ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возле церковных оград, для кормления новорожденных. Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви, госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавали в учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки). Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение, раздавали также по деревням в крестьянские семьи. Причем практиковалась эта форма воспитания детей-сирот все шире, особенно в конце XVIII — начале XIX вв. В случае заболевания воспитанников, получения увечий, помешательства, последние могли возвратиться в приюты, как в родительские дома.
Указ от 20 июня 1718 года Петром I Петр I начал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое также порождало рост числа бездомных детей. Ведено было «малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовал рабочих рук. В то же время это было основным их средством выживания и пропитания, получения профессии. Существовали госпитали и богадельни, где также находились дети-сироты, которые были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.
Период между царствованием Петра I и Екатерины II (эпоха дворцовых переворотов) Заботы о призрении детей, были оттеснены на второй план. В это время созданные госпитали стали закрываться один за другим. Существование системы тайного приема, хотя и привело к сокращению числа детоубийств, но одновременно породило рост числа подкидышей. Отсюда непосильные расходы на содержание этих учреждений и ужасающая смертность находящихся в них младенцев.
Екатерина II Утверждает «генеральный план» Императорского воспитательного дома в Москве. Автором его был известный государственный и общественный деятель, педагог И.И.Бецкой. 1 сентября 1763 года был издан Манифест «Об учреждении в Москве воспитательного дома с особым «гошпиталем» для неимущих родильниц». Открытие состоялось 21 апреля 1764 года, а с марта 1770 года было разрешено открыть воспитательный дом в Петербурге. «Все питомцы и питомицы, дети их и потомки навсегда остаются вольными и ни под каким видом закабалены или сделаны крепостными быть не могут». В случае, если питомцы или питомицы воспитательного дома женились или выходили замуж за крепостных, то последние также становились свободными (вольными). Воспитательный процесс осуществлялся с участием главного надзирателя и главной надзирательницы. Она следит за женским полом во всем доме, главным образом за воспитанием младенцев обоего пола от 6 до 7 лет. Все мальчики и девочки в возрасте от 7 до 11 лет обучались в школе, ежедневно по часу в день. С 11 до 14 лет воспитанники дома обучались ряду ремесел (мальчики), а девочки стряпают, хлебы пекут, шьют, в прочих домашних работах упражняются. В 14 или 15 лет воспитанники готовились к выпуску из воспитательного дома. Своеобразием отличался и статус самого воспитательного дома. Он рассматривался как самостоятельное ведомство, находился под «особливым монаршим покровительством и призрением», приравнивался в правах и ранге ко всем коллегиям (министерствам). Императорским рескриптом всем государственным учреждениям предписывалось оказывать воспитательному дому всемерное содействие и помощь «как богоугодному и благочестивому общему государственному учреждению». Воспитательные дома, имея собственную юрисдикцию, были освобождены от пошлин при заключении контрактов, могли самостоятельно покупать и продавать деревни, дома, земли, заводить фабрики, заводы, получать четвертую часть доходов от театров, общественных балов и всякого рода игр на деньги. Вскоре, по частной инициативе благотворителей, воспитательные дома открылись в провинциальных городах Новгороде, Воронеже и др., учреждались сиротские дома для призрения и воспитания сирот. В эти дома принимались сироты мужского и женского пола, оставшиеся после родителей без пропитания, дети невольников женского пола, находящихся в крепостных работах, осиротевшие младенцы умерших в клинике матерей. В детских учреждениях (клиниках, родильных отделениях, больницах) ребенок-сирота находился до трех лет, после чего его направляли в один из столичных Воспитательных домов. Но решение столь грандиозной задачи оказалось недостижимым. Проблемой оказалась детская смертность, кормилиц не хватало, рост числа приносимых младенцев привел к переполнению грудных отделений и, следовательно, распространению инфекционных заболеваний. Чтобы как-то преодолеть ужасающую смертность, опекунский совет признал за лучшее раздачу детей на воспитание по деревням, что несколько поправило положение.
Указ Екатерины II от 7 ноября 1775 года «Учреждения для управления губерний» предписывалось Приказу неимущих сирот, отдавать последних «добродетельным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их (сирот) во всякое время Приказу». Причем в ст. 301 Указа говорилось, что ребенок-сирота передается на воспитание и обучение «в общественные для сирых училища, дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином». Очень характерно также, что при устройстве детей соблюдался принцип их сословной принадлежности. Так, дети ремесленников передавались для научения ремеслу, торговых - для обучения торговле, а «всяких иных сирот - для научения или прокормления по их полу, роду или состоянию». По указу царицы, сиротскими домами ведали приказы общественного призрения, которые «цедили за призрением и воспитанием сирот, оставшихся после родителей без пропитания». В царствование Екатерины II имело место одно существенное нововведение. Если раньше незаконнорожденные подкидыши закрепощались путем их закрепления за воспитателями, чьими крепостными они становились, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, а затем делались вольными. Их причисляли к государственным селениям, заводам и промыслам по рассмотрению казенной палаты и по собственному их желанию.
12 ноября 1796 года, царствование Марии Федоровны Была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц», смогла привлечь для него много пожертвований. Была «министром благотворительности», так как особенно заботилась о вдовах, сиротах, слепых и глухонемых. Уже в начале следующего, 1797 года императрица выступила с особым мнением о преобразовании работы общества, причем настаивала на более жестком сословном разделении воспитанниц. Павел I утвердил предложенный супругой проект 11 января 1797 года. Она предлагала отдавать младенцев из воспитательных домов на воспитание в «государевы деревни» крестьянам «доброго поведения», но отдавать только после того, как малютки немного окрепнут. И главное, после оспопрививания. Мальчики могли жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до 15. Как правило, выросшие дети вступали в браки в деревне, а вообще их будущее устраивайтесь органами общественного призрения. Деятельность Марии Федоровны не ограничивалась только распределением покинутых детей по крестьянским семьям. При ее содействии были открыты педагогические классы при воспитательных домах и гувернантские классы в женских институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Открыли и музыкальные классы для подготовки учительниц музыки.
Павел I С тем, чтобы как-то предотвратить подкидывание детей, издает указ о выдаче пособия бедным матерям, которые не могли воспитывать детей собственными средствами. В1807 году было учреждено так называемое «городское воспитание». Матери предоставлялась возможность за определенную плату воспитывать своих детей дома до достижения ими семилетнего возраста.
В 1811 году   Предпринимается попытка заменить тайный прием детей иными формами их устройства.
В 1828 году     Все чаще практиковался способ передачи детей-сирот на воспитание в семьи (особенно крестьянские), принимается Закон о воспрещении дальнейшего открытия воспитательных домов в губерниях.
В 1837 году Чтобы удержать родителей от передачи детей в Воспитательный дом, специально высочайшим указом было повелено всех детей из приютов отправлять в деревни «с воспрещением их обратного поступления» в это заведение. Но при желании мать могла за вознаграждение воспитывать своего ребенка до трех лет, после чего всякая выплата ей прекращалась. Продолжали создаваться различного рода детские учреждения, но под другим названием (приют, ясли и др.), и, главным образом за счет частной благотворительности.
В 1861 году На крестьянские общины возлагалось обязательное отправление и такой мирской обязанности, как призрение круглых сирот (ст. 179 п.6.). Таким образом, “Общее положение...” узаконивало древний русский обычай всем миром призревать тех, кто нуждался в помощи со стороны общества.
В 1864 году Государственное призрение сирот осуществлялось в двух направлениях: Ведомством императрицы Марии, в ведении которого оставались столичные и губернские воспитательные дома, а также земством на местах.
18 декабря 1890 года В воспитательные дома принимались незаконнорожденные, а также подкинутые дети в возрасте до одного года и дети нуждающихся матерей, при этом без соблюдения какой бы то ни было тайны. Брали их на «призрение и временное кормление». Окрепшего ребенка затем отдавали на воспитание в деревню за определенную плату в соответствии с возрастом ребенка.
Деятельность земских учреждений по призрению детей-сирот во многом зависела от местных условий. В одних местах приюты не учреждались и ребенок-сирота немедленно отправлялся на патронаж в деревню, в других подкидыши призревались при родильном отделении губернской больницы, в богадельне, а затем отдавались на воспитание бесплатно или за вознаграждение. В некоторых губерниях детских приютов вовсе не было и детей отвозили в Московский воспитательный дом. Там, где была развита промышленность, «приюты создавались при родовспомогательных заведениях для подкидышей и сирот фабричных рабочих». Существовали они отдельно и самостоятельно от губернского земства. В некоторых губерниях вводилось поощрение усыновления детей. Воспитатель-усыновитель получал 5 рублей в месяц до достижения воспитанником 12 лет. На имя последнего в сберегательную кассу вносилось по 2 рубля в месяц. Расходы, связанные с выплатой различных пособий, несли преимущественно губернские земства.
3. Деятельность советской власти по решению проблем детства (1917 - 1990-е годы).  
В 1917 - 1918 годы Детские дома находились в непосредственном подчинении Народного Комиссариата социального обеспечения.
9 января 1918 года Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» детские дореволюционные приюты и сиротские дома преобразовывались в государственные детские дома и передавались в ведение специально созданных комиссий. Отныне все дети России признавались детьми молодого советского государства и находились под его защитой.
В феврале 1919 года В РСФСР был основан Государственный совет защиты детства, главном функции которого являлось изыскание средств, для содержания детских домов. Значительную помощь этим учреждениям оказала созданная в 1921 году при ВЦИК комиссия по улучшению жизни детей во главе с Ф.Э.Дзержинским. В задачи комиссии входило, оказание помощи продовольствием, жильем, топливом, одеждой учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья детей, прежде всего беспризорных. Издание законов и постановлений касающихся охраны жизни и здоровья детей.
1921 год Голод в Поволжье внес существенные коррективы в планы работы с детьми. Помимо имеющихся 5 млн. беспризорных, в сфере голода оказалось еще 8 млн. детей, многие из которых потеряли родителей. В этих условиях комиссия вынуждена была заниматься только неотложными мерами по спасению детей. Был найден единственный правильный в тех условиях способ - массовое открытие новых детских домов, где дети могли получать хоть скудное, но все же достаточное до выживания питание. Была так же организована перевозка детей из районов голода в другие.
В 20-е годы Наряду с детскими домами существовали и другие государственные интернатные учреждения: детские коммуны и городки, трудовые колонии, пионердома, детские дома смешанного типа (школьного и дошкольного возрастов). Нестандартным типом детских учреждений были пионердома. От обычных детских домов школьного типа они отличались стопроцентным пионерским составом. В пионердома принимали детей с 12 лет, а их количество не превышало в этих заведениях 80 человек. Работа пионердомов строилась по принципу деятельности пионерской организации и носила ярко выраженный политический характер первых революционных лет. Создавались и детские трудовые (промышленные или сельскохозяйственные) коммуны для несовершеннолетних правонарушителей 12 - 17 лет. Эти учреждения отличались специфичностью контингента, раздельным воспитанием (девочки и мальчики раздельно) и некоторыми организационными принципами. К ним относились: полное самообслуживание, производственный труд оплата труда подростков в мастерских, частичная, хотя и минимальная, самоокупаемость учреждения.
Середина 30-х годов Детский дом как одна из форм государственного попечения о детях, был признан лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее отвечающим целям коммунистического воспитания детей того времени, нуждающихся в помощи государства.
годы Великой Отечественной войны В январе 1942 года С особой остротой встал вопрос об устройстве детей-сирот. Было принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Основной целью этого постановления было определение основных направлений работы органов государственной власти, партийных организаций по предупреждению детской беспризорности и уменьшению для детей тягот войны. Необходимо было спасти и устроить в детские учреждения сотни тысяч детей, потерявших родителей во время войны. На государственные средства создавались новые детские дома для детей воинов Советской армии, партизан и детей, родители которых погибли (специальные детдома). Был возрожден институт патронирования (передача детей на воспитание в семьи), который был отменен в первые годы советской власти, но распространяется ныне в России.
Конец 1945 года Детдомов в СССР было около 120, в них воспитывалось свыше 17 тыс. детей. Создавались они для детей, оставшихся без родителей, и содержались детские дома на средства общественности (колхозов, комсомола, профсоюзов, милиции, промышленных предприятий).
В 1941 - 1945 годы Гражданами России было усыновлено, взято под опеку и на патронирование 278 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на столь внушительное число детей, взятых в семьи, большинство детей - сирот войны содержалось в детских домах (по России — 400 тыс., по СССР — 600 тыс.) за государственный счет.
1956 год По решению XX съезда КПСС в СССР начали создаваться школы-интернаты для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров, а также детей, родители которых в силу разных причин нуждались в помощи государства.
В 1959 - 1965 годы С учетом местных условий и возможностей в стране осуществлялось преобразование детских домов школьного типа в школы-интернаты. Детский дом, вновь становится одним из оптимальных типов государственных учреждений для детей-сирот. Однако меняется его режим работы: детский дом из казарменного учреждения все более становится семейным, теплым домом.
В 60 – 80-е годы ХХ века В рамках системы соцобеспечения было много сделано по защите детей. Это и бесплатное питание, и получение лекарств, для детей до 1 года, выплата единовременного пособия при рождении ребенка, выплата пособий малообеспеченным семьям и одиноким матерям. Политика государства была направлена на социальную защиту детства, особенно детей, лишенных родительского попечения. Мощный авторитет партии и комсомола решал многие вопросы воспитания, в том числе и профилактику детского неблагополучия. Ленинские зачёты, помощь отстающим в учёбе, взятие на поруки, коллективные субботники, Всесоюзные кроссы, военно-патриотические игры. Деятельность отрядов дружинников, тимуровцев, юннатов и других.
В 90-е годы В Российской федерации стали увеличиваться расходы, на отросли социальной сферы. Новая социальная инфраструктура включает социально-реабилитационные службы для дезадаптированных детей и подростков, в число которых входят специализированные центры, социальные приюты и другое. Такие социально-реабилитационные центры для беспризорных и безнадзорных детей содержат при себе приюты временного пребывания. Они существуют во многих областных и крупных городах России.
     

Наши рекомендации