Методические указания к проведению строевых упражнений

Использовать строевые упражнения на уроке следует в небольшом количестве, с четко поставленными задачами, ограниченной дозировкой, при сохранении высокой требовательности к безупречному выполнению команд. Команды по громкости, протяжности, повелительности должны варьироваться интонацией и силой голоса в зависимости от характера выполнения последующих действий и от количества людей в строю.

Порядок команд для размыкания: направление, величина интервала, способ исполнения. Для перестроения: направление, название строя, способ исполнения. При разучивании строевых упражнений пользуются методами показа, рассказа и обучения по разделениям. Пример разучивания по разделениям поворота кругом в движении: «Шаг левой делай раз», «Полшага правой делай два», «Поворот кругом и шаг левой делай три».

Для успешного проведения строевых упражнений учителю необходимо:

- правильно выбрать свое место перед строем (на месте, в движении);

- следить за осанкой и точностью исполнения строевых упражнений (проявлять требовательность);

- уметь осуществлять подсчет и проводить строевые упражнения с музыкальным сопровождением.

ЧАСТЬ II. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ОРУ)

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) являются наиболее доступным и действенным средством физической культуры. Это движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. В зависимости от цели и задач урока, ОРУ могут быть направлены преимущественно на подготовку организма занимающихся к предстоящей работе (разминка), овладение школой движений, воспитание физических качеств, оздоровление различных органов и систем организма, обучение правильному (рациональному) дыханию, формированию правильной осанки, мышечному напряжению и расслаблению, формированию двигательной функции.

ОРУ являются универсальным средством физического воспитания, так как используются не только на занятиях по физической культуре, но и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, спортивных праздников.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов и с предметами (палками, набивными мячами, гантелями, обручами, скакалками, на тренажерах, с использованием гимнастических скамеек, гимнастических стенок, в парах, с сопротивлением и др.).

ОРУ имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействий на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большую роль ОРУ играют в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы.

Кроме того, ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность движений позволяет формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выхода, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения. Четкий ритм, строгая дозировка, увеличение и снижение нагрузки в ОРУ способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у занимающихся организованности и дисциплины. Положительную роль играет и музыкальное сопровождение.

В последние годы в методике проведения ОРУ получили признание и такие нетрадиционные виды упражнений, как ритмическая и атлетическая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, элементы хатха-йоги, у-шу и др.

Однако, как показывает практика, студенты и начинающие учителя не используют тот богатый арсенал ОРУ на занятиях, зачастую применяя шаблонные упражнения, недостаточно аргументировано объясняют значение и место этих упражнений в системе физического воспитания. Основной же задачей, предусмотренной комплексной государственной программой и общегосударственным образовательным стандартом по физической культуре, является воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их с целью повышения работоспособности, отдыха и укрепления здоровья.

В этой связи напомним слова Пьера де Кубертена: «Важно не само упражнение, а то, как вы его выполняете, с каким вниманием, с какой силой и, основное, для чего».

Наши рекомендации