Бразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о форме, пропорциях, линии, симметрии, ритме, светотени;
  • о соотношении по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие;
  • люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов), расположении предметов, загораживающих другдруга (стоящий впереди предмет частично загораживает предмет, нахо-дящийся сзади);
  • о размещении объектов в соответствии с особенностямиих формы, величины, протяжённости;
  • о знакомых и новых изобразительных материалах (карандаши,фломастеры, маркеры, восковые мелки, гуашь, акварель, сангина,уголь, косточки, зёрна, бусинки и т. д.);
  • о цвете в качестве средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного (например, в рисунке);
  • о разнообразии цветов и оттенков с опорой на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты;
  • об обозначении цветов,включающих два оттенка (жёлто-зелёный, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.), изменчивости цветапредметов в период их роста и в зависимости от освещённости (например, в процессе роста помидоры зелёные, а созревшие — красные, небоголубое в солнечный день и серое в пасмурный);
  • о тёплой, холодной, контрастной или сближенной гамме цветов;
  • красоте ярких, насыщенныхи мягких, приглушённых тонов, прозрачности и плотности цветовоготона;
  • о способах планирования сложного сюжета или узора (предварительный эскиз, набросок, композиционная схема);
  • о способах преобразования конструкций в высоту, длину, ширину;
  • о некоторых закономерностях создания прочного, высокого сооружения(устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, лёгкость иустойчивость перекрытий и др.);
  • о зависимости структуры конструкцииот её практического использования;
  • о возможностях различных бросовых материалов (спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т. д.) и способах их использования в процессе художественного труда;
  • о бережном и экономном использовании и правильном храненииматериалов и оборудования, правилах, способах и приёмах подготовки иуборки рабочего места

Создание условий для приобретения опыта:

  • ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, аппликации, конструирования, активного использования разнообразных изобразительных и конструктивных материалов для реализации собственных целей;
  • предварительного обдумывания темы;
  • целенаправленного следования к цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, до получения результата;
  • самостоятельного оценивания результатасобственной деятельности, определения причин допущенных ошибок,путей их исправления и достижения результата;
  • проявления чувстваудовлетворения от хорошо выполненной работы;
  • создания новых произведений и вариаций на заданную тему, основываясь на отдельных признаках действительности в сочетании снаправленностью воображения на решение определённой творческойзадачи;
  • придумывания узоров для декоративных тканей, платков, полотенец, ковров, различных предметов, вылепленных изделий;
  • участия в создании тематических композиций к праздникам (фризы, панно, коллажи, панорамы, диарамы) с использованием коллективных работ и специального оборудования (лекала, трафареты, степлеры идр.) и разных материалов;
  • передачи в созданных продуктах ярких событий общественнойжизни (праздников);
  • овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности,в том числе различения звуков по высоте (в пределах ре первой октавы —ре второй октавы);
  • выразительного пения в удобном диапазоне, правильно передавая мелодию, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание (чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность), игры надетских музыкальных инструментах, исполнения сольно и в ансамбле наударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложных песен и мелодий;
  • танцевальных умений (выразительно и ритмичнодвигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;
  • передавать несложный музыкальный ритмическийрисунок), выразительного исполнения в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев;
  • комбинирования исоздания элементарных оригинальных фрагментов мелодий, танцев;
  • овладения средствами рисования, в том числе штрихования различных форм линиями наискось, по горизонтали, вертикали, дугообразными линиями;
  • пользования карандашом плашмя для полученияровного покрытия рисунка цветом;
  • ведения боком кисти по краю контура, чтобы рисунок получался аккуратным;
  • рисования завитков и других линий, требующих поворота кисти руки вправо и влево;
  • смешивания нескольких цветов, разбавления краски водой или разбеливания,а также добавления тёмных тонов в светлые для создания новых тонови оттенков и др.;
  • создания композиции в зависимости от сюжета (располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба),обозначив линию горизонта);
  • изменения форм и взаимного размещенияобъектов в соответствии с их сюжетными действиями;
  • изображения более близких и далёких предметов;
  • выделения в композиции главного —действующих лиц, предметов, окружающей обстановки;
  • составленияузоров на основе двух-трёх видов народного декоративно-прикладногоискусства на полосе, прямоугольнике, на бумаге разной формы;
  • подбора для узоров и украшений геометрических и растительных элементови использования образов (коней, птиц и др.), добиваясь передачи определённого колорита росписи, характера композиции (симметричные,асимметричные);
  • овладения средствами лепки, в том числе использования пластического, конструктивного, комбинированного, ленточного способовлепки, моделирования формы кончиками пальцев, сглаживания местасоединений, оттягивания деталей пальцами от основной формы, укра-шения созданных изображений с помощью рельефных налепов, прорезания или процарапывания поверхности вылепленных изделий стекой;
  • соединения отдельных частей, примазывая одну часть к другой ивставляя одну часть в углубление, предварительно сделанное на другойчасти;
  • расположения фигурок на подставке недалеко друг от друга, аиногда так, чтобы они касались друг друга, в коллективных работах;
  • придания устойчивости вылепленным фигурам на подставках (с помощью дополнительных предметов, которые ставятся рядом с основнойфигурой и поддерживают её);
  • овладения средствами аппликации, в том числе работы с ножницами (правильно держать, свободно пользоваться, резать поперёк узкие,а затем и более широкие полосы;
  • разрезать квадрат по диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезатьиз прямоугольников предметы круглой и овальной формы путём закругления углов); использования техники обрывной аппликации;
  • вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной гармошкой;
  • выкладывания по частям и наклеивания схематических изображенийпредметов, состоящих из двух-трёх форм с простыми деталями;
  • составления и наклеивания узоров из растительных и геометрических формна полосе, круге, квадрате, прямоугольнике;
  • отрывания от листа бумаги небольших кусочков бумаги и наклеивания их; силуэтного вырезы-
  • вания;
  • выполнения декоративного узора на различных формах, составления предметов из нескольких частей и расположения их в сюжетнойаппликации;
  • овладения средствами конструирования, в том числе отбора нужных деталей для выполнения той или другой постройки, использованияих с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);
  • соединения нескольких небольших плоскостей в одну большую;
  • создания прочных построек путём связывания между собой редко поставленных кирпичей, брусков, подготавливая основу для перекрытий;
  • варьирования использования деталей в зависимости от имеющегося материала;
  • использования архитектурных украшений (колонн, портиков, шпилей,решёток и др.);
  • создания различных конструкций одного и того же объекта с учётом определённых условий, с целью передачи не только схематической формы объекта, но и характерных особенностей, деталей;
  • конструирования по схемам, моделям, фотографиям, заданным условиям;
  • преобразования построек в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов;
  • гаражи для разных машин; горки разной высотыс одним и двумя скатами и т. п.);
  • овладения средствами художественного труда, в том числе использования уже знакомых способов (разрывание, скручивание, сминание идр.);
  • овладения обобщёнными способами формообразования — закручивание прямоугольника в цилиндр, закручивание круга в тупой конус;
  • изготовления предметов путём переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше и др.;
  • работы с различными инструментами (ножницами, иголками, шилом, линейкой и др.);
  • овладения способами конструирования по типу оригами.

Методическое сопровождение:

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Цветной мир, 2014.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Цветной мир, 2014.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Цветной мир, 2011.

Изобразительная деятельность: Рисование

Перспективное планирование

месяц тема
сентябрь О чём можно рассказать в рисунке? Ветки рябины в вазе.
Октябрь Осенний натюрморт. Осенняя берёза.
ноябрь Осенний пейзаж. «Осень» свободное рисование.
Декабрь Опушка зимнего леса. Ежиха с ежатами в ельнике.
Январь Совушка – сова.
февраль Ознакомление с русским народным искусством. Рисование по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане».
март Герой из прочитанной книги. Я катаюсь на коньках.
апрель Лети ракета к звёздам. Автомобиль остановился вечером возле дома.
май Весенний букет в вазе. Цветущий месяц май.  

Изобразительная деятельность: Лепка, аппликация.

Перспективное планирование

Лепка. Аппликация.
Сентябрь.
Натюрморты из овощей и фруктов. Изготовим лото из овощей и фруктов.
Октябрь.
Собираем урожай. Кисти и гроздья ягод.
По замыслу. Ветка с осенними листьями.
Ноябрь.
Дымковское животное «Козлик». Синички на ветках.
Дымковская игрушка «Индюк» Птицы «Сорока, воробей».
Декабрь.
Царевна – лебедь. Постройте блочный дом.
Дымковские барыни. Новогодняя поздравительная открытка..
Январь.
Мы любим зимний спорт. Автобус.
Февраль.
Чайная посуда. Цирк.
Военная техника. Поздравительная открытка для папы.
Март.
Ваза для цветов. Поздравительная открытка для мамы.
Лепка с натуры «Мои игрушки». Театр.
Апрель.
Космодром будущего. Наша галактика.
Крокодил Гена и Чебурашка. Плывёт кораблик.
Май.
Мы весело танцуем на празднике. Мы вокруг берёзки встанем в хоровод.
Настенное панно с хохломским узором. Весенний ковёр.

Ручной труд

Перспективное планирование

№ п/п Тема занятия Виды ручного труда Месяц
Зонтики для гномов Из бумаги и картона сентябрь
Книжка-малышка Из бумаги и картона
Лесная школа (еж, заяц, лиса, лесовичок) Из природного материала октябрь
Стайка воробьев Из природного материала
Овощи и фрукты для магазина (поролон). Из использованного материала ноябрь
Творим и мастерим (по замыслу) Из использованного материала
Санки для гномиков Из бумаги и картона декабрь
Мебель для гномиков Из бумаги и картона
Новогодние игрушки Из бумаги и картона
Семья осьминожек Из бумаги и картона январь
Плетеный коврик Из бумаги и картона февраль
Плетеный туесок Из бумаги и картона
Панно с цветами (коробка, ткань, нитки, бумага) Из использованного материала март
Волшебная иголочка Работа с тканью
Ателье для кукол (ремонт одежды) Работа с тканью
Ателье для кукол (пошив одежды) Работа с тканью апрель
Мышка с мышатами Из бумаги и картона
Творим и мастерим (по замыслу) Из использованного материала май

К концу года дети могут:

° Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

° Называть основные выразительные средства.

° Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эсте­тической развивающей среде.

В рисовании:

° Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, лите­ратурных произведений.

° Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изоб­ражения.

В лепке:

° Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.

° Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.

° Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

В аппликации:

° Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.

° Создавать сюжетные и декоративные композиции.

В ручном труде:

° Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.

° Делать разметку по шаблону бумаги при изготовлении игрушек.

° Изготовлять объемные игрушки.

° Работать с иголкой.

К концу года дети могут:

° Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.

° Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.

° Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).

° Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выражен­ные в ней чувства и настроения.

° Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.

° Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие назва­нию пьесы, узнавать характерные образы.

° Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.

° Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усили-• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.

° Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.

° Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

° Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз­ным характером музыки, музыкальными образами; передавать не­сложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начи­нать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.

° Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; вырази­тельно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).

° Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных дви­жений в играх и хороводах.

° Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Физическое развитие

Содержание психолого-педагогической работы направлено на формирование физической культуры детей дошкольного возраста, культурыздоровья, первичных ценностных представлений о здоровье и здоровомобразе жизни человека в соответствии с целостным подходом к здоровьючеловека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Лет

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двига-

Тельной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

Создание условий для приобретения опыта:

совершенствования культуры движений, правильной техники ихвыполнения, в том числе соблюдение заданного темпа в беге и ходьбе,перестроениях, лазанье и ползание, бросание и ловля мяча, метание вцель, соотнесение движений друг с другом в более сложных упражнени-

ях и играх, точное выполнение упражнения и движения в разном темпеи ритме с сохранением равновесия, координации и ориентации в пространстве.

Переход двигательных умений в навыки.

Наши рекомендации