Примеры проектов в учебной и вне учебной деятельности.
Постараемся теперь на конкретных примерах отдельных проектов лучше осмыслить дидактическую сущность этой педагогической технологии. Важно при этом понять, что метод проектов - это пример педагогических технологий, средства же их проведения могут быть различными. Например, обучение в сотрудничестве вполне органично интегрируется с методом проектов. Проекты могут органично вписываться в учебный процесс, а могут выполняться в основном во внеурочное время.
Классическим примером проекта, приводимым самыми различными авторами, являлся конструктивный проект "Работа над гладильной доской мальчика Джима", осуществленный в школе Коллингса. Реализация этого проекта предполагала работу с иллюстративным материалом: изучение рисунков, знакомство с устройством доски; сбор дополнительных сведений, составление сметы; изготовление эскиза и самой доски.
Таким образом уже первые проекты включали в себя:
1. Предварительное планирование с четкой формулировкой цели задания; формы организации и распределения работы, ее учета и контроля, срок выполнения задания, количество необходимых материалов и денежных средств.
2. Выполнение намеченного плана и его исправление в процессе работы, взаимопомощь детей, помощь педагога, общественных организаций.
3. Заключительный учет и оценку работы, отчет на общем собрании, фиксацию выводов как итог коллективного обсуждения и анализа.
Однако не всякая идея или предложение могли стать проектом. Американскими педагогами четко определялись критерии отбора проекта: практическая осуществимость, направленность на зарождение новых задач, непрерывность деятельности и увлеченность детей.
Работая с учащимися по методу проектов, учитель должен обеспечить свободу воли каждого ученика, тщательно следить, чтобы каждое предложение было принято к обсуждению, в нужную минуту прийти на помощь. Так как тематика проектов может быть весьма разнообразной, исходя из интересов и любознательности детей, учителю необходимо иметь широкий кругозор, навыки владения ремеслами, умение ориентироваться в литературе различного характера и направленности и многое другое. Памятка для учителя:
1. Имей определенный план,
2. Давай ученику возможность ставить вопросы.
3. Держи наблюдение за работой проекта по необходимости, чтобы держать работу на высшем стандарте.
4. Смотри за записями в определенные промежутки времени.
5. Планируй проект так, чтобы он не потребовал много ученического времени,
6. Если возникают сомнения в выполнимости указаний, составь письменные задания.
7. Дай возможность ученику самостоятельно мыслить.
8. Ободряй ученика при трудовых проблемах. О высоком образовательном уровне учителя свидетельствуют темы многих проектов. Так, например, проект "Программа - карта цивилизации", который охватывает постепенное развитие цивилизации от дикого хаоса первобытного общества до культуры наших дней и опирается на 9 ключевых понятий: образование, пища, жилище, управление, развлечение, пути общения, пути сообщения, денежный обмен, одежда.
При разработке каждой области данной карты создаются проекты всевозможной направленности и характера. Например: "Откуда и как получают пищевые продукты, их обработка и химический состав" (ключевое понятие - пища); "Производство одежды и ее значение для людей и животных" (ключевое понятие - одежда); "Способы передвижения людей и животных") ключевое понятие - пути сообщения);
"Способы обмена мыслями, знаниями и опытом" (ключевое понятие - пути общения); "Центры приобретения знаний и искусства" (ключевое понятие - образование) и другие. Стержень этого проекта составляет история человечества, а исходным пунктом для конструирования проекта являются жизненные явления, знакомые и близкие ребенку, благодаря чему изучение научных дисциплин не кажется ему скучным и бесполезным. , .
Проект "Квартира, в которой мне хотелось бы жить" разрабатывался в школе № 942 Южного округа Москвы. В результате общего обсуждения выделяются следующие направления деятельности, поручаемые отдельным группам учеников.
- Расположение. Участники этой группы должны придумать тип дома, этаж, окружающую среду, вычертить план или нарисовать внешний вид дома и его окружение. Они консультируются у учителей черчения, эстетики, трудового обучения, исследуют дома в доступном им районе.
- Планировка. Эта группа должна представить план квартиры:
расположение помещений, их оборудование, коммуникации с учетом наработок первой группы. Исходным материалом служит планировка квартир, в которых живут ученики. Консультируют группу учителя трудового обучения, черчения, математики.
-Дизайн. Эта команда разрабатывает визуальный облик квартиры, спланированной второй группой. Для этого члены группы посещают выставки, изучают журналы, рекламные буклеты. Консультантами выступают учителя изобразительного искусства, музыки, эстетики. специалисты торгового дома. Результат работы - рисунки или чертежи.
- Мебель. Места работы этой команды - выставочные и торговые залы. Команда должна продумать стиль, оформление, подобрать необходимые материалы с учетом дизайнерской разработки третьей группы. Консультантами выступают учителя изобразительного искусства, эстетики, трудового обучения, специалисты торгового дома.
- Живой мир квартиры. Здесь зелень, цветы, домашние животные, птицы. Необходимо изучение литературы по аранжировке цветов и икебане, по уходу за домашними животными, устройству живых уголков. Обязательно посещение павильонов цветоводства на выставках и консультации там. Крометого, консультантами выступают учителя изобразительного искусства, музыки, эстетики, трудового обучения, биологии, химии, иностранных языков (в связи с необходимостью читать иностранные издания). Группа работает в очень тесном контакте с тремя предыдущими - вплоть до выделения координаторов. Результат - рисунки, чертежи, инструкция по уходу
- Оборудование. Эта команда чисто мужская. Ее область деятельности - электрооборудование, кухонная техника, сантехника, бытовая и досуговая техника и так далее. Команду консультируют учителя физики, трудового обучения, черчения, специалисты торгового дома и "Рембытгехники", родители.
-Домашняя одежда. Эта команда- женская, ее задача - моделирование домашней одежды. Консультируют учителя трудового обучения, эстетики, изобразительного искусства, черчения, математики. Желательный результат -образцы, при невозможности - чертежи.
- Отношения. "Не красна изба углами, а красна пирогами" -хороша та квартира, в которой хорошо людям. Эта команда в самой трудной ситуации. Она должна найти консультантов-психологов и по возможности попасть натрснинги сензитивности, психологии общения. Школьный психолог-консультант на крайний случай.
Подобный проект может быть итоговым, проводиться в конце года, поэтому для работы над ним класс может освобождаться от занятий на одну-две недели.
Приведем примеры нескольких вариантов классического воплощения метода проектов.
Детям предлагают в течении месяца на выбор принять участие в реализации трех проектов. Первый проект носит название "Театр". Суть проекта проста. Предлагается поставить спектакль по одной из пьес А.П. Чехова. Второй проект "Музеи". В результате работы над этим проектом должна возникнуть выставочная экспозиция "Герои А.П.Чехова и современность". Третий проект "Научный журнал". Требуется подготовить выпуск школьного "чеховского" ежегодника.
Первоначальный выбор ученики совершают, отвечая на вопрос:
"Что для меня интереснее - участвовать в постановке спектакля? Работать над созданием музейной экспозиции? Или - издавать журнал?"
И вот - выбор сделан. Допустим, вы ученик, пришедший в проект "Театр". Руководитель проекта начинает обсуждение того, что надо сделать для постановки спектакля. Выбрать пьесу - а для этого прочитать несколько пьес. Понять выбранное, то есть читать, обсуждать, спорить. Узнать мнение специалистов. Понять характеры героев, то есть обсудить историю страны той эпохи, психологию в контексте времени. Создать режиссерский замысел. Определить режиссера и больше не мешать ему работать (работа режиссера обсуждается отдельно).
Надо сформировать актерскую группу. Надо научиться основам актерского искусства. Надо выучить роли и отрепетировать спектакль. Надо сконструировать декорации и сшить костюмы, подготовить афиши, распространить билеты, пригласить гостей.
Все эти шаги возникают последовательно, поле проблем все расширяется и расширяется, по мере расширения проблем силами учеников - расширяются их знания и формируются умения в области:
литературы, истории, родного языка, психологии, живописи, драматического искусства, дизайна, актерского мастерства, рекламы и т.д.
Проект "Задачник". Педагог ведет математический кружок. Пятиклассники с той или иной степенью увлеченности решают задачи, но проходит время - интерес слабеет. Как его поддержать? В сознании педагога возникают две идеи, оформившиеся в проект"3адач-ник". Идея первая - составление задачи это действие близкое к ее решению, но более сложное и продуктивное для развития. Идея вторая - прагматическая - с увлечением дети будут делать то, что интересно для них сейчас и может быть для кого-то полезно впоследствии.
Проект стал достоянием детей благодаря следующей речи педагога: "Вы часто жалуетесь на то, что задачи в учебнике очень скучные, что их неинтересно решать -так давайте попробуем создать свой учебник математики и подарим его будущим пятиклассникам". Так начался процесс творчества, в ходе которого надо было выбрать математическое содержание задачи (с помощью учителя), придать задачам литературную основу, выбрать лучшие задачи, прорешать их (отметив при этом - самые элегантные задачи с точки зрения математической композиции), определить уровень сложности задач, записать их, подготовить иллюстрации, сделать книгу.
Проект "Автомобиль". Учитель принес на урок модель микроавтобуса, которая сразу понравилась всем ученикам в классе. "Я готов научить вас делать такие модели, а когда каждый изготовит машину себе по вкусу - мы устроим большие гонки". Работа загорелась. Но для того, чтобы сделать модель надо было научиться изготавливать чертеж. Что делал учитель? Учил детей геометрии. Что делали дети? Строили модели и... почти незаметно для себя изучали тему "Развертка". Это - тоже метод проектов.
Проект "Клумба", который был реализован учащимися 3 класса Билингвистической гимназии как межпредметыый, итоговый в конце учебного года.
Предметы: математики, естествознание, словесность, архитектурно-художественное творчество, ТРИЗ - РТВ, музыка.
Планируемый результат: ученики разрабатывают план школьной зеленой зоны и размещают на нем цветочные клумбы; представляют его родителям с целью совместного практического воплощения на участке школы,
Учебная цель: предоставить практику в планировании достаточно крупного проекта, оставаясь в рамках запланированной суммы, используя при этом знания в области экономики, дизайна, ботаники, географии, изобретательства и т.д.
Время работы: три урока (по одному в неделю). Количество и тип групп: пять групп по пять человек. Роли: бухгалтер, инженер, землемер, агроном, дизайнер, архитектор, чертежник, художник, поэт, музыкант, менеджер, рекламный агент.
Менеджер проекта совместно с учителями расписывает должностные обязанности всех участников действия.
Урок первый: Ваша задача - разработать проект вашего школьного участка и развить на нем клумбы. Решайте, что вы хотите иметь на участке, какие клумбы вы представляете цветущими все лето, и опишите как ваши идеи соотносятся с критериями, приведенными на листе задания. Все решения должны быть сформулированы в результате договоренности группы между собой. В конце урока вы должны положить материалы вашего проекта в специальную папку на столе учителя.
Урок второй: Сегодня вам придется переложить ваши идеи на ватман заданного размера. Включите между клумбами пять деревьев, ландшафт с камнями и один ручей. Вы должны решить, как расположить все эти части экстерьера в вашем проекте. Одновременно подумайте, какие растения и каким образом вы бы хотели расположить на клумбах и какой формы они (клумбы) должны быть. Исполняйте те же роли , что и на первом занятии. В конце урока менеджер должен доложить о вашем решении проекта классу. А затем вы должны оценить, насколько успешно вы Продвигаетесь в своей работе.
Урок третий: Сегодня ваша задача: 1.) закончить планирование участка; 2.) написать доклад, обосновывающий ваш проект; 3.) составить и обосновать смету расходов; 4.) поэтам и музыкантам предлагается воспеть ваши будущие цветники; 5.) агрономам предложить необходимый набор цветов и кустарников, которыебудут украшать будущие клумбы; 6.) представить свой проект классу так, чтобы всем захотелось принять участие в презентации.
После этого класс проголосует, какой проект лучше (тайное голосование).
Взаимопомощь: Вы должны представить один проект от всей группы, с которым все согласны и каждый бы имел свою роль в его разработке.
Индивидуальная ответственность: Каждый из вас получит свою роль,которая очень существенна для успеха работы всей группы. Чтобы успешно разработать проект участка, необходимо, чтобы каждый участник чувствовал свою ответственность.
Критерии успеха: Ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект такого участка, с которым все согласны; который полностью соответствует представленной смете; если ваш доклад будет четко сформулирован и доложен; если ваши аргументы в обоснование сметы будут убедительными; и если вы все предложенное сможете воплотить в жизнь.
Ожидаемое поведение: Я ожидаю увидеть вас всех работающими совместно, помогающими друг другу, выполняющими ответственно порученные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь их решить у себя в группе.
Приведем еще один пример не совсем обычного дистанционного проекта "Феномен", имеющего целью развитие эвристических способностей школьников, изучающих необычные объекты.
От участников проекта требуется проявить эвристические способности видеть, познавать и открывать тайны окружающего мира, описывать свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении обнаруженных феноменов, задавать вопросы и формулировать на них ответы.
Феномен обозначается как необычное явление в природе или культуре, в науке, технике или быту, в любых сферах окружающего мира, а также в нас самих. Феномены есть в математике и в музыке, астрономии и литературе, живописи и истории - во всех образовательных областях. Феномены видятлюди, которыесами необычны, которые умеют смотреть вглубь вещей, способны удивляться.
Условия участия в проекте "Феномен" следующие. Участники в течение недели выполняют работу, в которой указываются: тема исследования, цель, план, основное содержание исследования, выводы, рефлексия (что понял, чему научился, какие были проблемы и как их преодолевал), самооценка. В помощь участникам предлагается алгоритм исследования феномена:
- Обозначьте обнаруженный феномен понятием (названием),
изобразите его в виде компьютерного рисунка;
- Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении
феномена;
- Выразите необычность феномена, его отличие от других
явлений;
- Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему;
- Составьте план своего исследования феномена;
- Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую феномен;
- Сделайте выводы из исследования. Участникам проекта предлагаются дополнительные вопросы:
Как можно обнаружить феномены? Как их изучать? Какую роль в нашей жизни и образовании играют феномены? Что с нами происходит
при контакте с феноменом? Феномены и обычные явления - где их грань? Феномены в различных образовательных областях (природа, математика, языки, культура, искусство, религия, ремесло и др.) - в чем их сходство? Какую роль изучение феноменов может играть в образовании?
Критерии оценки дистанционных проектов следующие: 1.) оригинальность видения найденного феномена; 2.) количество и качество применяемых способов познания (логических, естественнонаучных, эмоционально-образных и других); 3.) планирование и структура исследования; 4.) содержание выдвинутых версий и гипотез, объединяющих сущность феномена; 5.) глубина проникновения в суть феномена, общая продуктивность исследования.
Проект завершается размещением лучших работ на сайте школы или в форме стендового доклада.
Итак, мы представили для ознакомления различные виды и типы учебных и внеучебных проектов. Наш опыт показывает, что ведущую составляющую успешности выполнения проектов все-таки представляет не когнитивная, а воспитательная функция, хотя, естественно, огромную роль играет и функция развивающая.
Важно помнить, что нельзя сразу давать учащимся проекты по всем предметам, ничего серьезного из этого не получится. Мы уже отмечали, что проект может быть межпредметным, когда на его долю выделяется содержание и учебное время сразу из нескольких учебных курсов. Это весьма удобно, частично устраняется перегрузка расписания, и у учителей появляются дополнительные часы.
В монопредметных проектах роль "режиссера" выполняет завуч по учебной работе. Нельзя допускать, чтобы одновременно в классе шли хотя бы два проекта по различным предметам, при таком подходе неизбежны путаница и снижение качества проекта.
Решив использовать метод проектов, не следует сразу привлекать к нему максимальное число педагогов. У кого-то из них не возникнет желания заниматься этим кропотливым и новым делом, а кому -то и вовсе окажется непосильным. В любом коллективе всегда найдется группа добровольцев. И всегда внимательно отслеживайте, как идет процесс внедрения по предметам и по классам, анализируя результаты.
И в заключении предлагаем тест на выявлении уровня вашей компетентности в овладении какой-либо новой методикой.
Предполагается, что учитель владеет некоей методикой, если он:
1. Представляет структуру материала (основные темы, блоки, узловые точки, связи между ними, возможные последовательности их изучения).
2. Представляет "единицу" учебного материала.
3. Умеет готовить материал для работы ученика с ним.
4. Имеет способы ввода информации, то есть может различными способами организовать начальный этап работы.
5. Может описать последовательность действий ученика при работе в паре, в малой группе, классе в целом в определенный момент времени.
6. Может описать последовательность действий ученика при
работе по данной методике.
7. Умеет проводить рефлексию проведенного процесса.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Беспалько В.П. слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
2. Заир-Бек Е.С. Формотворчество в педагогике - конструирование личностно- ориентированного обучения. С-Пб., 1995.
3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. С-Пб., 1994.
4. Казакова Е.И. Проектирование образовательных программ. С-Пб., 1994.
5. Кларин М.Н. Технология обучения. Рига., 1999.
6. ЛевитесД.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.М.,1998.
7. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии / Е.С. Полат. - М.,2000. Есть в нашей библиотеке
8. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика. Под ред. Е.С.Полат.-М.,1999.
9. Чечель 3-Й. Метод проектов. //Директор школы.-1998. - № 3,4.