Определение абсолютной эффективности техники
Для этого значения показателей техники исследуемого движения сопоставляются с эталонными, выбранными на основе биомеханических, физиологических, психологических и эстетических соображений.
Исследованиями, например, установлено, что рациональной считается такая техника гребка в академической гребле, когда временной интервал между усилиями на подножке и весле минимален (рис. 77). У спортсменов высокой квалификации этот интервал именно такой, у спортсменов низкой и средней квалификации длительность временного интервала значительно больше.
При анализе абсолютной эффективности техники игровых действий рекомендуется использоватьтак называемый приоритетный подход. Суть его заключается в выявлении роли различных
Рис. 77. Соотношение между временными интервалами динамограмм у гребцов высокой (а) и низкой (б) квалификации
факторов, обусловливающих конечный результат выполняемого действия. Например, установлено, какими должны быть биомеханически эффективные удары по мячу в футболе, теннисе, волейболе и т. п. Показано, что если техника удара, выполняемого спортсменом, близка к биомеханически рациональной, то она может рассматриваться как наиболее эффективная. В принципе это положение справедливо, но в ходе игры иногда более эффективным оказывается техниче
ский прием, выполняемый внезапно, скрытно (и в то же время биомеханически не совсем рационально). В этом случае при анализе техники приоритет необходимо отдавать ситуационным, тактическим, психологическим и другим факторам, а степень приближения к ее биомеханическому эталону рассматривать во вторую очередь.
Определение сравнительной эффективности техники
Этот вариант предусматривает сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации.Так как техника последних достаточно индивидуальна, в качестве образца целесообразно выбирать выдающегося спортсмена, который по физической и психической подготовленности наиболее близок тому, кого сравнивают. Чаще всего, однако, в качестве образца используют усредненную технику спортсменов высокой квалификации.
Процедура сравнения в этом случае направлена на поиск дискриминативных показателей техники (т. е. таких, значения которых у спортсменов разной квалификации неодинаковы). Для этого регистрируют кинематические и динамические характеристики техники упражнения, а потом проводят сравнительный анализ(табл. 40).
Таблица 40 Сравнительная эффективность техники разбега у прыгунов в высоту
Из таблицы видно, что численные значения коэффициентов эффективности техники разбега для прыгунов различной квалификации условны. Например, если в качестве образца выбрана техника мастеров спорта, то коэффициент эффективности техники прыгунов III разряда составляет 0,23; если в качестве
Скорость пробегания (м/с) | ||||
спортсменов | Разница | Коэффициент эффективности | ||
первых 7 м | последних З м | |||
Мастера спорта | 5,9 | 7,2 | 1,3 | 1,00 |
I разряд | 5,3 | 6,1 | 0,8 | 0,61 |
II разряд | 5,1 | 5,9 | 0,8 | 0,61 |
III разряд | 4,9 | 5,2 | 0,3 | 0,23 |
Новички | 4,5 | 4,7 | 0,2 | 0,15 |
образца брать технику спортсменов I разряда, то этот коэффициент повысится до 0,38.
Другой пример (рис. 78). Бег спринтеров высокой квалификации характеризуется тем, что вертикальная составляющая реакции опоры имеет одну вершину, у спринтеров II—III разрядов — две вершины, у новичков — три и даже четыре вершины. В данном случае эффективность техники оценивается по форме кривой: чем больше вершин, тем ниже эффективность.
Специфика .определения сравнительной эффективности техники в игровых видах спорта и единоборствах заключается в том, что эталонные значения достаточно вариативны. Например, в разных играх эффективность техники одного из сильнейших нападающих советского футбола О. Блохина колеблется от 0,55 до 0,80 (экспертная оценка его действий в этих матчах была отличной). Если проанализировать данные конкретного спортсмена, полученные только в одной игр^ то может оказаться, что в силу случайных обстоятельств эффективность его техники будет высокой (например, 0,77), а в других играх — существенно меньше. Поэтому сравнивать нужно результаты, полученные в серии игр, сопоставляя средние арифметические и стандартные отклонения.
Нельзя в единоборствах и в игровых видах спорта сопоставлять технику спортсменов, выступающих в соревнованиях разного квалификационного уровня, в разных лигах и т. п. Например, коэффициенты эффективности техники футболистов, играющих в высшей лиге и во второй, могут быть одинаковыми, но из этого вовсе не следует, что игровые приемы они выполняют одинаково хорошо. Когда команды второй лиги играют между собой, эффективность игровых действий может быть достаточно большой. Если же такая команда встретится с командой высшей лиги, то показатели эффективности техники ее игры резко снизятся.