Тематика контрольных работ для студентов ОЗО
Тема1. Одаренный ребенок
Практическое задание: охарактеризуйте особенности системы работы (программы) с одаренными детьми на одном из уровней: городском, поселковом, школьном.
Обратите внимание на следующие моменты:
- когда сложилась эта система (разработана программа), кто ее авторы;
- на детей какого вида одаренности она направлена;
- в чем ее достоинства и недостатки, на Ваш взгляд;
- насколько она реальна, обеспечена материально и финансово;
- как предполагается отслеживать результаты ее реализации; имеются ли уже какие-то результаты.
Тема 2. «Трудные дети»
Практическое занятие: охарактеризуйте особенности системы работы школы или отдельного классного руководителя (учебно-воспитательного учреждения) с "трудными" детьми на примере конкретного учебно-воспитательного учреждения:
- кто отнесен в данном учреждении к "трудным";
- какие направления являются приоритетными в этой системе;
- как организуется индивидуальная работа;
- как отслеживается эффективность данной системы;
- есть или нет положительные результаты.
Тема 3. Педагогическое целеполагание в работе классного руководителя
Практическое задание: проанализируйте 2-3 плана классных руководителей (раздел "Цели и задачи"), оцените их целесообразность, реальность, соответствие возрастным особенностям класса и их направленность на решение основных проблем, отраженных в характеристике класса. Обратите внимание на формулировки целей и задач, что в них отражено: направленность на изменение личности учащихся, коллектива; организация деятельности; направления содержания воспитания и др.
Тема 4. Педагогический конфликт
Практическое задание: опишите и проанализируйте конфликтную ситуацию из педагогической практики учителей (собственной педагогической деятельности):
- в чем суть конфликта, его причины;
- кто является источником конфликта;
- каковы реакции конфликтующих сторон;
- как был разрешен (или нет) конфликт;
- как нужно было поступить, чтобы предотвратить конфликт;
- какой путь выхода из конфликта представляется Вам наиболее верным.
Предложите наиболее педагогически целесообразные пути выхода из данной конфликтной ситуации.
Тема 5. Правовое воспитание
Практическое задание: проанализируйте систему работы учебно-воспитательного учреждения (или классного руководителя) по правовому воспитанию (или предложите собственную систему работы для какого-то звена классов: подростковые или старшие классы). Обратите внимание на:
- цели и задачи системы;
- ведущие направления деятельности;
- преобладающие методы воспитания;
- результативность анализирующей системы работы.
Тема 6. Проблема коллектива и личности
Практическое задание: изучите уровень организации коллектива учащихся одного из классов:
- опишите, когда класс был сформирован;
- дайте краткую характеристику класса;
- опишите не менее 2 методик по диагностике сформированности класса.
Представьте в графиках, диаграммах результаты изучения, дайте количественный и качественный анализ полученных результатов.
Проанализируйте полученные данные.
Тема 7.Методы воспитания
Практическое задание: проанализируйте 2-3 плана воспитательной работы классных руководителей. Какие методы воспитания, на Ваш взгляд, преобладают в деятельности этих классных руководителей; соответствует ли их выбор возрастным особенностям учащихся.
Тема 8: Эстетическое воспитание школьников
Практическое задание: разработайте цикл (перечень) бесед по эстетическому воспитанию учащихся в соответствии со спецификой выбранной специальности или опишите и проанализируйте известную Вам систему работы по эстетическому воспитанию по следующей схеме:
- на какой возраст направлена работа;
- каковы цели и задачи воспитательной работы;
- в чем особенности содержания работы:
- опишите перечень мероприятий, покажите их логику;
- каковы предполагаемые (или имеющиеся) результаты работы по эстетическому воспитанию.
Тема 9. Общественное движение детей и подростков: особенности, состояние, перспективы.
Практическое задание: может быть выполнено по одному из вариантов:
1. Опишите программу однойиз детских (юношеских) организаций, действующих в школе (на селе или в городе), проанализируйте ее;
2. Опишите, какие неформальные молодежные объединения есть в вашем городе (селе), какова направленность их деятельности.
При описании старайтесь придерживаться следующей последовательности:
- цели и задачи;
- условия приема;
- основные направления, структура;
- привлекательность для детей;
- результативность деятельности.
Тема 10. Семья и ее роль в формировании личности ребенка.
Практическое задание: составьте свою модель системы семейного воспитания, либо модель системы семейного воспитания на конкретном примере.
При составлении модели обратить внимание на то, что основными этапами моделирования системы являются следующие:
- осознание и выделение целей и путей их достижения (задач);
- определение и формулировка средств достижения целей;
- построение оптимальной структуры системы;
- прогнозирование ближайших результатов деятельности системы.
Тема 11. Воспитательный потенциал семьи.
Практическое задание: Выделите основные заповеди семейного воспитания и сформулируйте «законы» жизни семьи, докажите их значимость.
При выполнении задания обратите внимание на:
- типичные ошибки семейного воспитания,
- основные требования к воспитанию детей в семье,
- значение похвалы в воспитании,
- условия позитивного влияния семьи на воспитание ребенка,
- стиль общения в семье и другие аспекты.
Тема 12. Мудрые заповеди народной педагогики.
Практическое задание: опишите систему национального воспитания (на примере одной национальности, народности). При описании необходимо уточнить:
- особенные черты национального воспитания;
- моральные и духовные ценности народной культуры;
- традиции, устои, нравы, присущие данной национальности
и др.
Тема 13. Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя.
Практическое задание: выполните в классном коллективе 2- 3 диагностические методики по выявлению (на выбор):
- уровня воспитанности школьников (в целом);
- уровня воспитанности отдельных сторон личности: нравственной, эстетической, экологической, трудовой (на выбор);
-качеств личности школьников.
Представьте результаты проведенных методик с их анализом.
При выполнении задания обратите внимание на:
- критерии воспитанности;
- грамотность составления диагностических методик (лучше пользоваться известными методиками);
- правильность определения результатов исследования;
- общий вывод должен основываться на результатах исследования.
Тема 14. Система воспитательной работы классного руководителя (воспитателя).
Практическое задание: проанализируйте один из планов работы классного руководителя, выделите достоинства и недостатки данного плана. При анализе обратите внимание на наличие и содержание основных разделов плана воспитательной работы.
Основные разделы плана воспитательной работы:
- психолого-педагогическая характеристика класса;
- формулировка целей и организационно-педагогических задач;
- наличие содержания по основным выделенным направлениям воспитания;
- анализ работы по выделенным направлениям;
- работа с родителями (тематика проведения родительских собраний).
Тема 15. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы.
Практическое задание: опишите любую авторскую воспитательную систему: (вальдорфская школа, справедливые сообщества, школа диалога культур, система С.Т. Шацкого. система свободного воспитания и др.).
При описании выделите:
- сущность воспитательной системы;
- цель воспитательной системы;
- структуру воспитательной системы;
- методы, приемы и средства воспитания;
- результаты воспитания.
Тема 16. Работа классного руководителя с семьей.
Практическое задание: посетите родительское собрание и проведите его анализ.
При анализе обратите внимание на следующие моменты:
1. Наличие подготовительной работы и ее результативность в ходе проведения собрания.
2. Тематика родительского собрания и его назначение (психолого-педагогическое просвещение родителей, формирование родительского коллектива, тренинг и др.).
3. Соблюдение требований к проведению родительского собрания: актуальность, соответствие целям и задачам воспитательной работы с классным коллективом и др.
4. Активность родителей в обсуждаемых вопросах.
5. Итог собрания: принятие решения и планирование работы по его выполнению.
Тема 17. Профориентационная работа со школьниками.
Практическое задание: Вами может быть выполнено любое из предложенных заданий:
1. Осуществите отбор методов исследования личности, которые могут быть использованы в целях профориентации школьников. Проведите 1,2 из выбранных методик в классном коллективе, представьте результаты с подробным их анализом.
2. Опишите систему работы классного руководителя или образовательного учреждения по профессиональной ориентации школьников.
Тема 18. Нравственное воспитание школьников.
Практическое задание: Вами может быть выполнено любое из предложенных заданий:
1. Проанализируйте систему воспитательной работы образовательного учреждения или систему воспитательной работы классного руководителя по нравственному воспитанию.
При анализе обратите внимание на:
- цели и задачи нравственного воспитания;
- каково содержание нравственного воспитания;
-какие методы, приемы и формы работы используют при осуществлении нравственного воспитания;
- соответствие целей, задач, выбранных методов и форм возрастным особенностям учащихся.
2. Разработайте тематику различных форм работы по нравственному воспитанию подростков или старшеклассников.
Представьте к каждой тематике краткоеее содержание.
Тема 19. Физическое воспитание.
Практическое задание: Разработайте беседу по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию и формированию ЗОЖ.
При разработке бесед учтите:
- возрастные особенности учащихся;
- убедительность и яркость фактов, приводимых в беседе.
Тема 20. Формирование научного мировоззрения школьников.
Практическое задание: Вами может быть выбрано одно из предложенных заданий:
1. Разработайте содержание беседы о влиянии сектантских организаций на сознание школьников.
2. Предложите систему воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях по формированию научного мировоззрения школьников.
Тема 21. Педагогическое общение в учебно-воспитательном процессе.
Практическое задание: Посетите уроки нескольких учителей, опишите стиль их общения с учащимися. При описании обратите внимание на следующие моменты:
- место педагогического общения в педагогическом процессе;
- характеристика личности учителя в общении;
- стиль или стили общения, выбранные учителем, оценка их эффективности;
- организация педагогического общения на уроке.
Тема 22. Формирование познавательных интересов учащихся
Практическое задание: рассмотрите возможности формирования познавательных интересов на примере своей специальности, обращая внимание на:
- прогнозирование познавательных интересов;
- возрастные и индивидуальные проявления познавательных интересов школьников;
- конкретные приемы исследования мотивации и интереса к учению;
- организацию учебной деятельности учащихся, направленной на формирование их познавательных интересов.
Изучите выбранную Вами предметную направленность познавательных интересов учащихся класса (с помощью методик). Результаты с подробным анализом представьте в работе.
Тема 23. Содержание образования в современной школе
Практическое задание: представьте учебный план одной из школ, проанализируйте его:
- соответствует ли он Базисному учебному плану;
- разработана ли вариативная часть учебного плана (региональный и школьный компоненты);
- насколько разнообразна и обоснована вариативная часть учебного плана;
- каковы Ваши рекомендации по совершенствованию учебного плана школы.
Тема 24. Методы, приемы и средства обучения
Практическое задание: посетите не менее 2-3 уроков по предмету Вашей специальности, укажите какие методы, приемы и средства были применены на этих уроках, оцените их эффективность. При анализе:
- укажите тему урока, его тип, цели и задачи;
- выделите этапы урока и отметьте, какие методы, приемы и средства были применены на каждом из структурных этапов урока;
- определите, насколько целесообразны они, решают ли поставленные задачи.
Тема 25.Педагогическая диагностика в учебном процессе
Практическое задание может быть выполнено по одному из представленных вариантов:
1. Посетите уроки учителей по предмету своей специальности: проведите наблюдение и отметьте, какие виды диагностики учебной деятельности школьников применяются учителем; проанализируйте их целесообразность и эффективность;
2. Опишите свой опыт диагностики учебной деятельности школьников, объясните, почему Вы избрали именно такой подход.