Тематика контрольных работ для студентов ОЗО

Тема1. Одаренный ребенок

Практическое задание: охарактеризуйте особенности системы работы (программы) с одаренными детьми на одном из уровней: городском, поселковом, школьном.

Обратите внимание на следующие моменты:

- когда сложилась эта система (разработана программа), кто ее авторы;

- на детей какого вида одаренности она направлена;

- в чем ее достоинства и недостатки, на Ваш взгляд;

- насколько она реальна, обеспечена материально и финансово;

- как предполагается отслеживать результаты ее реализации; имеются ли уже какие-то результаты.

Тема 2. «Трудные дети»

Практическое занятие: охарактеризуйте особенности системы работы школы или отдельного классного руководителя (учебно-воспитательного учреждения) с "трудными" детьми на примере конкретного учебно-воспитательного учреждения:

- кто отнесен в данном учреждении к "трудным";

- какие направления являются приоритетными в этой системе;

- как организуется индивидуальная работа;

- как отслеживается эффективность данной системы;

- есть или нет положительные результаты.

Тема 3. Педагогическое целеполагание в работе классного руководителя

Практическое задание: проанализируйте 2-3 плана классных руководителей (раздел "Цели и задачи"), оцените их целесообразность, реальность, соответствие возрастным особенностям класса и их направленность на решение основных проблем, отраженных в характеристике класса. Обратите внимание на формулировки целей и задач, что в них отражено: направленность на изменение личности учащихся, коллектива; организация деятельности; направления содержания воспитания и др.

Тема 4. Педагогический конфликт

Практическое задание: опишите и проанализируйте конфликтную ситуацию из педагогической практики учителей (собственной педагогической деятельности):

- в чем суть конфликта, его причины;

- кто является источником конфликта;

- каковы реакции конфликтующих сторон;

- как был разрешен (или нет) конфликт;

- как нужно было поступить, чтобы предотвратить конфликт;

- какой путь выхода из конфликта представляется Вам наиболее верным.

Предложите наиболее педагогически целесообразные пути выхода из данной конфликтной ситуации.

Тема 5. Правовое воспитание

Практическое задание: проанализируйте систему работы учебно-воспитательного учреждения (или классного руководителя) по правовому воспитанию (или предложите собственную систему работы для какого-то звена классов: подростковые или старшие классы). Обратите внимание на:

- цели и задачи системы;

- ведущие направления деятельности;

- преобладающие методы воспитания;

- результативность анализирующей системы работы.

Тема 6. Проблема коллектива и личности

Практическое задание: изучите уровень организации коллектива учащихся одного из классов:

- опишите, когда класс был сформирован;

- дайте краткую характеристику класса;

- опишите не менее 2 методик по диагностике сформированности класса.

Представьте в графиках, диаграммах результаты изучения, дайте количественный и качественный анализ полученных результатов.

Проанализируйте полученные данные.

Тема 7.Методы воспитания

Практическое задание: проанализируйте 2-3 плана воспитательной работы классных руководителей. Какие методы воспитания, на Ваш взгляд, преобладают в деятельности этих классных руководителей; соответствует ли их выбор возрастным особенностям учащихся.

Тема 8: Эстетическое воспитание школьников

Практическое задание: разработайте цикл (перечень) бесед по эстетическому воспитанию учащихся в соответствии со спецификой выбранной специальности или опишите и проанализируйте известную Вам систему работы по эстетическому воспитанию по следующей схеме:

- на какой возраст направлена работа;

- каковы цели и задачи воспитательной работы;

- в чем особенности содержания работы:

- опишите перечень мероприятий, покажите их логику;

- каковы предполагаемые (или имеющиеся) результаты работы по эстетическому воспитанию.

Тема 9. Общественное движение детей и подростков: особенности, состояние, перспективы.

Практическое задание: может быть выполнено по одному из вариантов:

1. Опишите программу однойиз детских (юношеских) организаций, действующих в школе (на селе или в городе), проанализируйте ее;

2. Опишите, какие неформальные молодежные объединения есть в вашем городе (селе), какова направленность их деятельности.

При описании старайтесь придерживаться следующей последовательности:

- цели и задачи;

- условия приема;

- основные направления, структура;

- привлекательность для детей;

- результативность деятельности.

Тема 10. Семья и ее роль в формировании личности ребенка.

Практическое задание: составьте свою модель системы семейного воспитания, либо модель системы семейного воспитания на конкретном примере.

При составлении модели обратить внимание на то, что основными этапами моделирования системы являются следующие:

- осознание и выделение целей и путей их достижения (задач);

- определение и формулировка средств достижения целей;

- построение оптимальной структуры системы;

- прогнозирование ближайших результатов деятельности системы.

Тема 11. Воспитательный потенциал семьи.

Практическое задание: Выделите основные заповеди семейного воспитания и сформулируйте «законы» жизни семьи, докажите их значимость.

При выполнении задания обратите внимание на:

- типичные ошибки семейного воспитания,

- основные требования к воспитанию детей в семье,

- значение похвалы в воспитании,

- условия позитивного влияния семьи на воспитание ребенка,

- стиль общения в семье и другие аспекты.

Тема 12. Мудрые заповеди народной педагогики.

Практическое задание: опишите систему национального воспитания (на примере одной национальности, народности). При описании необходимо уточнить:

- особенные черты национального воспитания;

- моральные и духовные ценности народной культуры;

- традиции, устои, нравы, присущие данной национальности

и др.

Тема 13. Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя.

Практическое задание: выполните в классном коллективе 2- 3 диагностические методики по выявлению (на выбор):

- уровня воспитанности школьников (в целом);

- уровня воспитанности отдельных сторон личности: нравственной, эстетической, экологической, трудо­вой (на выбор);

-качеств личности школьников.

Представьте результаты проведенных методик с их анализом.

При выполнении задания обратите внимание на:

- критерии воспитанности;

- грамотность составления диагностических методик (лучше пользоваться известными методиками);

- правильность определения результатов исследования;

- общий вывод должен основываться на результатах исследования.

Тема 14. Система воспитательной работы классного руководителя (воспитателя).

Практическое задание: проанализируйте один из планов работы классного руководителя, выделите достоинства и недостатки данного плана. При анализе обратите внимание на наличие и содержание основных разделов плана воспитательной работы.

Основные разделы плана воспитательной работы:

- психолого-педагогическая характеристика класса;

- формулировка целей и организационно-педагогических задач;

- наличие содержания по основным выделенным направлениям воспитания;

- анализ работы по выделенным направлениям;

- работа с родителями (тематика проведения родительских собраний).

Тема 15. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы.

Практическое задание: опишите любую авторскую воспитательную систему: (вальдорфская школа, справедливые сообщества, школа диалога культур, система С.Т. Шацкого. система свободного воспитания и др.).

При описании выделите:

- сущность воспитательной системы;

- цель воспитательной системы;

- структуру воспитательной системы;

- методы, приемы и средства воспитания;

- результаты воспитания.

Тема 16. Работа классного руководителя с семьей.

Практическое задание: посетите родительское собрание и проведите его анализ.

При анализе обратите внимание на следующие моменты:

1. Наличие подготовительной работы и ее результативность в ходе проведения собрания.

2. Тематика родительского собрания и его назначение (психолого-педагогическое просвещение родителей, формирование родительского коллектива, тренинг и др.).

3. Соблюдение требований к проведению родительского собрания: актуальность, соответствие целям и задачам воспитательной работы с классным коллективом и др.

4. Активность родителей в обсуждаемых вопросах.

5. Итог собрания: принятие решения и планирование работы по его выполнению.

Тема 17. Профориентационная работа со школьниками.

Практическое задание: Вами может быть выполнено любое из предложен­ных заданий:

1. Осуществите отбор методов исследования личности, которые могут быть использованы в целях профориентации школьников. Проведите 1,2 из выбранных методик в классном коллективе, представьте результаты с подробным их анализом.

2. Опишите систему работы классного руководителя или образовательного учреждения по профессиональной ориентации школьников.

Тема 18. Нравственное воспитание школьников.

Практическое задание: Вами может быть выполнено любое из предложенных заданий:

1. Проанализируйте систему воспитательной работы образовательного учреждения или систему воспитательной работы классного руководителя по нравственному воспитанию.

При анализе обратите внимание на:

- цели и задачи нравственного воспитания;

- каково содержание нравственного воспитания;

-какие методы, приемы и формы работы используют при осуществлении нравственного воспитания;

- соответствие целей, задач, выбранных методов и форм возрастным особенностям учащихся.

2. Разработайте тематику различных форм работы по нравственному воспитанию подростков или старшеклассников.

Представьте к каждой тематике краткоеее содержание.

Тема 19. Физическое воспитание.

Практическое задание: Разработайте беседу по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию и формированию ЗОЖ.

При разработке бесед учтите:

- возрастные особенности учащихся;

- убедительность и яркость фактов, приводимых в беседе.

Тема 20. Формирование научного мировоззрения школьников.

Практическое задание: Вами может быть выбрано одно из предложенных заданий:

1. Разработайте содержание беседы о влиянии сектантских организаций на сознание школьников.

2. Предложите систему воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях по формированию научного мировоззрения школьников.

Тема 21. Педагогическое общение в учебно-воспитательном процессе.

Практическое задание: Посетите уроки нескольких учителей, опишите стиль их общения с учащимися. При описании обратите внимание на следующие моменты:

- место педагогического общения в педагогическом процессе;

- характеристика личности учителя в общении;

- стиль или стили общения, выбранные учителем, оценка их эффективности;

- организация педагогического общения на уроке.

Тема 22. Формирование познавательных интересов учащихся

Практическое задание: рассмотрите возможности формирования познавательных интересов на примере своей специальности, обращая внимание на:

- прогнозирование познавательных интересов;

- возрастные и индивидуальные проявления познавательных интересов школьников;

- конкретные приемы исследования мотивации и интереса к учению;

- организацию учебной деятельности учащихся, направленной на формирование их познавательных интересов.

Изучите выбранную Вами предметную направленность познавательных интересов учащихся класса (с помощью методик). Результаты с подробным анализом представьте в работе.

Тема 23. Содержание образования в современной школе

Практическое задание: представьте учебный план одной из школ, проанализируйте его:

- соответствует ли он Базисному учебному плану;

- разработана ли вариативная часть учебного плана (региональный и школьный компоненты);

- насколько разнообразна и обоснована вариативная часть учебного плана;

- каковы Ваши рекомендации по совершенствованию учебного плана школы.

Тема 24. Методы, приемы и средства обучения

Практическое задание: посетите не менее 2-3 уроков по предмету Вашей специальности, укажите какие методы, приемы и средства были применены на этих уроках, оцените их эффективность. При анализе:

- укажите тему урока, его тип, цели и задачи;

- выделите этапы урока и отметьте, какие методы, приемы и средства были применены на каждом из структурных этапов урока;

- определите, насколько целесообразны они, решают ли поставленные задачи.

Тема 25.Педагогическая диагностика в учебном процессе

Практическое задание может быть выполнено по одному из представленных вариантов:

1. Посетите уроки учителей по предмету своей специальности: проведите наблюдение и отметьте, какие виды диагностики учебной деятельности школьников применяются учителем; проанализируйте их целесообразность и эффективность;

2. Опишите свой опыт диагностики учебной деятельности школьников, объясните, почему Вы избрали именно такой подход.

Наши рекомендации