Функционирование редупликаций в художественном тексте

С.Д. Букатникова

Оренбургский государственный университет

Научный руководитель: И.Ю. Моисеева, доктор филологических
наук, профессор

Первые исследования явления редупликации в отечественной науке традиционно относят к XVIII веку и связывают с именем М.В. Ломоносова, издавшего в 1743 г. «Краткое руководство к красноречию» [4]. По сути, это было первой попыткой создания учебника по риторике на русском языке, в котором во второй главе «О фигурах речений» приводилось определение и классификация редупликаций.

Интерес современной лингвистики к редупликации обусловлен тем, что изучаемое явление составляет актуальнуюлингвистическую проблему, связанную с лексическими, грамматическими (морфологическими и синтаксическими), семантическими аспектами языка.

Объектом настоящего исследования является художественный текст, предметом – функционирование редупликации в целых художественных текстах.

Цель исследования – построение инварианта локализации редупликаций в целом художественном тексте при позиционном анализе.

Материалом исследования послужили 600 художественных текстов современных русских и французских авторов середины XX – начала XXI вв.: Ю. Антонов, Д. Быков, М. Веллер, С. Говорухин, В. Драгунский, И. Соловьев, Т.Н. Толстая, Фр. Бегбедер, А. Гавальда, А. Труайя, Ж.М.Г. Ле Клезио, Д. Пеннак, Ф. Трудик и другие.

Под редупликацией мы, вслед за А.А. Реформатским, понимаем «полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его» [7, с.153-154].

Мы выделяем следующие виды редупликаций в зависимости от принадлежности к языковому уровню: лексические, грамматические (морфологические, синтаксические) и семантические редупликации:

– лексические редупликации – повторяемость слова или группы слов, в пределах предложения, абзаца или целого текста [1, с.175].

– морфологические редупликации – полное или частичное повторение основы слова, аффиксальных компонентов или компонентов сложных слов [7, с.153].

– синтаксические редупликации – повторение значения, которое реализуется в тождественном построении предложения или фрагментов речи, а также в повторении синтаксических конструкций, содержащих лексические и семантические повторы [5, с.74];

– семантические редупликации – повторение лексического значения слова или отдельной его части при различной форме языковых единиц или редупликация одного и того же семантического компонента [7, с.44].

Изучение функционирования редупликаций в целых художественных текстах представляет особый интерес, обусловленный тем, что именно в текстах данного функционального стиля проявляется особая значимость редупликации как важного элемента построения смысла и структуры текста. Художественный текст организован таким образом, чтобы оказать на читателя, его чувства, точку зрения и настроение максимальное эстетическое воздействие, в соответствии с интенциями автора.

В языкознании, согласно Е.С. Кубряковой, функция рассматривается как «способность языковой формы к выполнению того или иного назначения; зависимость или отношения между единицами языка, обнаруживаемые на всех уровнях его системы» [11].

Изучение функционирования редупликаций осуществляется в соответствии с разработанным алгоритмом, позволяющим выявить степень и характерные признаки функционирования каждого вида редупликаций на протяжении всего отрезка пространства-времени.

1) проанализированы тексты выборки, в программе Exel создана таблица, в которую занесены зафиксированные функции редупликаций, локализованные в каждом позиционном интервале русских и французских текстов.

2) выявленные функции редупликаций распределены согласно видам редупликаций и интервалам на внутритекстовом отрезке пространства-времени.

3) полученные результаты обобщены с точки зрения распределения функций редупликаций, отобраны наиболее частотные по встречаемости функции редупликаций в каждом из 6 интервалов текстов.

Изучив теоретический и практический опыт исследования функций редупликаций [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8; 9], в работе принята следующая система функций редупликаций.

Лексическим редупликациям присущи функции: усиления; последовательности; модальности; нарастания; выражения многократности или длительности действия; смягчения; ритмическая.

Грамматическим (морфологическим) редупликациям присущи функции: когезии; упорядочивания.

Грамматическим (синтаксическим) редупликациям присущи функции: ритмообразующая; перечисления; создания фона повествования; последовательного изложения; фокусирования внимания читателя.

Семантическим редупликациям присущи функции: интерпретации; конкретизации; градации; оценки; противопоставления.

В результате проведенного анализа функционирования редупликаций на внутритекстовом отрезке пространства-времени выявлена высокая степень функционирования лексических и морфологических редупликаций на протяжении всего отрезка пространства-времени. Лексические редупликации на протяжении шести позиционных интервалов стабильно выполняют связующую функцию и функцию усиления, морфологические редупликации выполняют на протяжении пяти позиционных интервалов функцию когезии, что вносит значительный вклад в формирование связности отдельных частей текста в единое целое. Синтаксические редупликации обеспечивают ритм повествования, замедляя или ускоряя его, согласно авторской сюжетной линии. В совокупности с семантическими редупликациями, конкретизирующими и интерпретирующими отношения, существующие между повторяющимися лексическими единицами синтаксические редупликации подавляют монотонность повествования.

Позиционный анализ обнаружил тенденцию к системному функционированию редупликаций на интервалах пространства-времени: лесические и морфологические редупликации взаимодействуют на всех шести интервалах, синтаксические редупликации взаимодействуют с лексическими на интервалах Пред-ГЦн – Пост-ГЦ, с семантическими редупликациями на интервалах Пред-ГЦ и Пост-ГЦ. Образуется целая система взаимосвязанного функционирования редупликаций лексического, грамматического (морфологического, синтаксического) и семантического уровней, обеспечивающая интеграцию (связность) текста в единое художественное целое.

Жанровая природа новеллы и рассказа предполагает небольшой объем произведения, сжатость и четкую структурированность, лаконичность эпического повествования. Следовательно, как отметил Э. По, авторы не используют непроизвольную редупликацию, тщательно отбирая языковые средства: «во всем повествовании не должно быть ни единого слова, которое прямо или косвенно не соответствовало бы заранее разработанной писателем схеме» (цит. по [10, с.32]).

Таким образом, редупликация является не только средством выражения авторской экспрессии, но и одним из факторов гармонизации структуры художественного текста. Употребление авторами редупликаций в каждом отрезке текста обусловлено необходимостью актуализировать те или иные характеристики фрагментов текста, семантически и грамматически согласовывать их между собой и организовывать единую смысловую структуру текста. Редупликация в художественном тексте выполняет функции текстообразующего, связующего компонента и стилистического приема выразительности речи автора.

Список использованной литературы

1. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов [Текст] / И.В. Арнольд. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.

2. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике английского языка [Текст] / И.Р. Гальперин. – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. – 459 с.

3. Карпухина Т.П. Место морфемного повтора в актуальном членении предложений с инвертированным порядком слов (на материале английской художественной прозы) [Текст] / Т.П. Карпухина // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (филология), 2006. – №4 (55). – С. 71-77.

4. Ломоносов, М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки [Электронный ресурс] // М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений / АН СССР. – М.; Л., 1950–1983. Т. 7: Труды по филологии 1739-1758 гг. – М.; Л.: Изд-во АН СССР,1952. – С. 89-378. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo7/LO7-0892.HTM (дата обращения: 12.03.2013).

5. Моисеева, И.Ю. Герменевтика как искусство понимания художественного текста. Семантическая редупликация в пространстве художественного текста: монография [Текст] / И.Ю. Моисеева. – LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 148 с.

6. Осипова И.А. Моделирование понятийного потенциала термина «ключевые слова» [Текст] / И.А. Осипова // Вестник ОГУ. – Оренбург, 2010. – № 11 (117). – С. 117-121.

7. Реформатский, А.А. Введение в языковедение [Текст] / А.А. Реформатский / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 536 с.

8. Шехтман, Н.А. Системность лексики и семантика слова: учеб. пособие [Текст] / Н.А. Шехтман; науч. ред. М.А. Кулинич; Куйбышев, гос. пед. инт. Куйбышев: КГПИ, 1988. – 84 с.

9. Цэдэндоржийн, Э. Функционирование лексического повтора в русском связном тексте с позиции носителя монгольского языка: дис. … канд. филол. наук/ Э. Цэдэндоржийн. – Москва, 2003. – 125 с.

10. Югай, О.В. Материалы для изучения новеллы как особой жанровой формы [Текст] / О.В. Югай // Среднее профессиональное образование. – М.: АНО СПО, 2008. – №2. – С. 29–33.

11. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ contents.nsf/bse/

Наши рекомендации