Изучение коммуникативных умений дошкольников
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
Высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Гуманитарно-педагогический колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
На практике студентов группы Доз.15.1Б
специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»
ПМ 02 МДК 0206
Преподаватель Рыжкова О.Б.
Учебный год
Задание 1. Изучение и анализ организации общения воспитателя с детьми в различных видах деятельности
Выполнение задания.
1. Проведение наблюдения за воспитателем в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательной, бытовой)
Цель:Изучение особенностей общения воспитателя с детьми
Место проведения:
Дата и время проведения:
Возрастная группа:
Воспитатель:
Студент(ка):
Вид деятельности, продолжительность наблюдения | Запись деятельности и общения воспитателя с детьми | Действия и реакции детей | примечание |
Не менее 2-х видов |
2. Анализ организации общения воспитателя с детьми :
I. Эмоциональное отношение воспитателя к детям
1. Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.
2. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта.
3. При общей положительной эмоциональной окраске отношения воспитателя к детям характерна нестабильность, ситуативность его поведения.
4. Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в обращении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей.
II. Оценочное отношение воспитателя к детям — какие оценки детей преобладают
1. По содержанию (дисциплинарные: не мешал, сидел тихо; дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился).
2. По модальности (положительные, отрицательные).
3. По форме (похвала-одобрение, согласие, предвосхищающая оценка, угроза, возмущение, упрек, порицание, пристыживание, недоумение).
4. По характеру (общие, дифференцированные).
III. Требования воспитателя к детям
1. По содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные).
2. По форме (категоричные, нетерпеливые, раздраженные, агрессивные, аргументированные, доброжелательные).
3. По модальности (положительные, отрицательные).
4. По.виду (приказ, указание, распоряжение, совет-предложение, опосредованное требование, просьба, намек).
IV.Вопросы воспитателя к детям
1. По содержанию (деловые, личностные).
2. По характеру (констатирующие, проблемные, организационно - дисциплинирующие)
Отметить также педагогическую целесообразность и психологическую обоснованность высказываний воспитателя, учет им возрастных и индивидуальных особенностей детей, проанализировать ситуации при выборе определенного вида воздействия. На основании этого сделать выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям, о предпочитаемых им средствах воздействия.
Задание 2. Изучение типа общения ребенка со взрослым
Цель:определение преобладающеготипа общения ребенка со взрослым
Материал:
Место проведения:
Дата и время проведения:
Возрастная группа:
Ребенок:
Возраст:
Студент(ка):
Подготовка. Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.
Проведение. Индивидуально с детьми 3-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов данная работа проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.
№ | Выбор ребенка | Особенности поведения, высказывания ребенка | время | ||
Совместная игра с игрушками | Чтение книг познавательного содержания | Беседа на личностные темы | |||
Анализ результатов. Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками — это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания — познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы — личностное общение (III ситуация). Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из трех ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в ходе взаимодействия и общения с воспитателем.
Задание 3. Изучение навыков культуры общения и поведения дошкольников
Цель:изучение уровня сформированности культуры общения у ребенка.
Место проведения:
Дата и время проведения:
Возрастная группа:
Ребенок:
Возраст:
Студент(ка):
Проведение. За ребенком (2-7 лет) наблюдают в естественных условиях.
Вид деятельности, продолжительность наблюдения | Запись деятельности и общения ребенка с воспитателем и детьми | Действия и реакции воспитателя и детей | примечание |
Не менее 2-х видов |
Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:
I.Общение со взрослыми
1. Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.
3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.
II. Общение со сверстниками
1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением.
3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя
ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому ит.д.
4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Полученные данные соотносят с таблицей. Делают выводы об уровне сформированноcти культуры общения ребенка.
Таблица. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
Возраст детей | ||||
2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста) Называют по имени и отчеству воспитателей. Проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему | Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим | Закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми | Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко | Закрепляются Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми |
Задание 4. Организация общения детей в совместной деятельности.
Изучение коммуникативных умений дошкольников
Цель:изучение уровня развития коммуникативных умений.
Материал: 2 силуэтных изображения рукавичек, 2 одинаковых набора карандашей(по 6 шт.)
Место проведения:
Дата и время проведения:
Возрастная группа:
Дети:
Возраст:
Студент(ка):