Деятельность учителя физической культуры
Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И ТРЕНЕРА
Содержание:
1. Деятельность учителя физической культуры.
2. Способности, необходимые учителю физической культуры.
3. Умения учителя физической культуры.
4. Стиль деятельности учителя физической культуры.
5. Авторитет учителя физической культуры.
6. Психологические особенности личности тренера.
Основные понятия:деятельность учителя ФК,функции учителя ФК,способности учителя ФК, стиль деятельности учителя ФК, авторитет учителя ФК, личность тренера.
Деятельность учителя физической культуры
Прежде всего, деятельность – это высшая, сознательно регулируемая (активная) форма взаимодействия с окружающей средой(социальной и материальной), в процессе которого человек творчески преобразует мир,а также знает свое место в этом мире.
Существуют различные виды, характеристики, задачи деятельности, однако, формами деятельности учителя физической культуры:
1) работа в школе:классная,проведение уроков;внеклассная,проведение занятий в секциях, проведение внутришкольных соревнований, проведение спортивных праздников, проведение туристических походов, военно-патриотических игр, проведение просветительской работы с учащимися и родителями.
2) работа не школы:по месту жительства,работа в лагерях труда иотдыха.
Решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в физической культуре определяет основные функции деятельности учителя физической культуры:
1. воспитательные функции состоят в формировании нравственных иидейных взглядов личности школьника;
2. образовательно-просветительные функции заключаются в передачеученикам специальных знаний и умений;
3. управленческо-организаторские функции состоят в организацииуроков, занятий в спортивных секциях,спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся;
4. проектировочные функции сводятся к перспективному и текущемупланированию мероприятий по физической культуре учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами реального развития школьнико, необходимо вносить коррективы в план работы.Особая роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Это подбор учебного материала в соответствии с задачами урока, возрастом школьников, спецификой группы, половыми и индивидуальными особенностями учеников.
Все это находит отражение в конспекте урока. Кроме того, важно внести
в конспект информацию о системе,содержании и последовательности
собственных действий учителя,а также о приемах для повышения активности учащихся на уроке;
5. административно-хозяйственные функции учителя физическойкультуры многообразны. Они направлены на материальное обеспечение процесса физического воспитания. Это приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок, обеспечение туристических походов и многое другое.
По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры осуществляет свою деятельность в специфических условиях.В психологии физического воспитания их делят на три группы:условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.
Условия психической напряженности:
· шум от криков занимающихся(особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
· необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
· значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
· ответственность за жизнь и здоровье учеников,так как занятия
физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска получении травм.
Условия физической нагрузки:
· необходимость показывать физические упражнения;
· осуществление физических действий совместно с учениками {особенно
в походах);
· необходимость страховать учеников,выполняющих физические упражнения.
Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:
· климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
· санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.
2. Способности, необходимые учителю физической культуры Способности–это психические свойства личности,позволяющие
успешно овладеть конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них.
Способности к педагогической деятельности–это совокупностьиндивидуально-психологических свойств личности, определяющих высокий уровень осуществления педагогической деятельности.
Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности,которые делятся на следующие группы:
1) дидактические способности – это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся,вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность
в учебной деятельности. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, неясное - понятным;
2) академические способности – это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса,но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;
3) перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная
с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;
4) речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои
мысли и чувства с помощью речи,мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
5) организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
6) авторитарные способности– это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
7) коммуникативные способности– это способность к общению с
учениками, умение найти к ним правильный подход,наладить тесные
контакты, установить с ними взаимоотношения,целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
8) | педагогическое | воображение – | это | способное | и | предвидеть | ||
последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или | ||||||||
иных | качеств | у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» | из | |||||
учеников; | ||||||||
9) | аттенционные | способности – это | способность | распределять | свое | |||
внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю | ||||||||
необходимо | следить | за содержанием | и | формой | изложения | учебног |
материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением.